Хотят ли русские войны или Нам нужен мир и желательно весь Вновь мы отправляемся в виртуальный 1985 год, год, когда кризис перестройки поставил мир на пороге третьей мировой войны. В этом путешествии нам помогут Bohemia Interactive Studio, создавшая игру Операция Flashpoint и компания "Бука", выпустившая на российский рынок локализованную версию игры. Помимо оригинальной кампании "Холодная война" на диске находится дополнительная - "Красный молот". Именно "Красному молоту" и посвящен данный обзор. Но вначале напомню для тех, кто по каким-либо причинам пропустил обзор "Холодной войны", что же такое Operation Flashpoint.
Operation Flashpoint - это первый в истории компьютерных игр симулятор военных действий. Симулятор, играя в который игрок является пешкой, пушечным мясом. На своей шкуре он испытает, что же такое быть солдатом на войне, когда невидимый командир легким движением руки посылает пехотный взвод в бой против превосходящих сил противника. Надо отдать должное, командиры бережно относятся к человеческим жизням и зря не рискуют солдатами - если ситуация становится критической они или присылают пополнение, или отзывают взвод из боя. По ходу игры главный герой продвигается по служебной лестнице от рядового к офицеру, так что и у него появляется возможность командовать.
Если в "Холодной войне" игрок принимал участие в конфликте на стороне ограниченного контингента американских войск, то "Красный молот" позволяет взглянуть на происходящее глазами солдата Советской Армии. Подобный прием не нов, впервые он был использован в серии игр Half-Life, он позволяет разработчикам довольно легко создавать дополнения к успешным играм, не ломая голову над сюжетом игры и не перерисовая декорации.
Видимо, разработчики не понаслышке знакомы с порядками в Советской Армии, иначе, откуда им было придумать такую любопытную черту, как протяженные пешие марши. Вот, интересно, о какой прицельной стрельбе может идти речь после марш-броска на несколько километров? На поле боя помимо врагов встречается и различная техника, которой можно и нужно пользоваться. В связи с этим наблюдается любопытный эффект. Во вражеских грузовиках за рулем обычно сидит убитый водитель, в тот момент, когда его место занимает боец, мертвец выходит из машины, закидывает оружие за спину, и после этого падет замертво, на этот раз окончательно.
Как и в оригинальной Operation Flashpoint, игровой мир "Красного молота" поражает своей необъятностью. Конечно, он безжизнен - в нем нет других живых существ, кроме людей, да и те стремятся избавить грешную землю от своего присутствия. Зато в нем предоставлена практически полная свобода передвижений. Это открывает широкие тактические возможности по выполнению боевых заданий, ведь к цели можно подойти с любой, удобной вам стороны. Помимо этого, путешествуя по неизведанным местам, например, срезая путь через близлежащий лес, можно найти бонусные, не указанные в миссии задания.
Хотя версия игры, выпущенная "Букой", содержит в себе все исправления, недоуменные вопросы в процессе игры возникают с ужасающей регулярностью. Самые явные недочеты - это ошибки графики. При расчете повреждений техники абсолютно не учитывается наличие в ней людей, в результате чего, например, помятая крыша грузовика пересекает тело человека. При влезании (или спуске) на наблюдательную вышку создается впечатление, что движешься сквозь ступени лестницы. Оружие, лежащее на земле, зачастую наполовину погружается в землю, продолжая отбрасывать тень на ее поверхность. Столкновение с легким самолетом не приводит к повреждению ни грузовика (что вполне логично), ни самолета (что удивительно). Совершив пару прыжков и переворотов, самолет вновь оказывается стоящим на шасси и готов к полету. Солдаты время от времени испытывают трудности с передвижением. Однажды мой подчиненный забрался в такое место, откуда так и не смог выбраться, так что миссию пришлось заканчивать без него.
Но вышеуказанные недочеты практически не сказываются на процессе игры. "Красный молот" состоит из 26 миссий, связанных сюжетной линией, повествующей о приключениях советского солдата Дмитрия Лукина. Не все они одинаково хороши, некоторые слишком длительны и не совсем логичны, но сама возможность поиграть за солдата Советской Армии уже радует. Исходя из "Холодной войны" можно было предположить, что НАТОвские солдаты будут серьезным противником, но на деле оказалось, что более серьезным врагом являются бойцы освободительной армии.
На прощание несколько слов о локализации игры. На русский язык переведена только текстовая часть игры - титры, меню и т.п. Причем сам русский текст еще нормален, но вот шрифты... Это бы было не так страшно, будь на месте русский звук, так нет же - не то "Бука", всегда отличавшаяся хорошими актерами, решила на них же и сэкономить, не то рук не хватило, не то еще чего, но все звуковое сопровождение осталось оригинальным. Советские бойцы, шпарящие на английском - простите, нонсенс. Если это нормально для чешского и американского рынков, то нас-то за что так? В кои веки дают поиграть за "своих", так их и своими-то признать получается с трудом. Есть и прочие мелкие огрехи, но после подобного их вряд ли можно считать существенными для упоминания.