Бизнес - это сочетание войны и спорта
Андре Моруа Есть повод возрадоваться поклонникам экономических симуляторов. Под занавес прошлого года компания Enlight Software выпустила-таки давно ожидаемое продолжение одной из самых глобальных деловых игр - Capitalism II. Для затравки скажу, что игра стала однозначно красивее по части графики, при этом практически проигнорировав столь модную ныне трехмерность. Добавилось несколько новых функций, пополнился, хотя и ненамного, список товаров, нарисовался мультиплейер. При этом, несмотря на нововведения, дух оригинала полностью сохранен, что не может не порадовать ветеранов, помнящих еще стародавний классический Capitalism.
Сразу скажу, что другой такой игры, настолько богатой представленными возможностями, пожалуй, на сегодняшний день просто не существует. Как правило, авторы стараются акцентировать свое внимание на каком-то одном товаре или группе товаров, секторе рынка, отрасли (например, высокотехнологичный "Start Up", специализирующийся на рынке акций "Wall Street Tycoon", или же бесконечная череда прочих Tycoon'ов, посвященных зачастую одной единственной отрасли). Здесь же все это представлено в едином блоке, насколько это вообще возможно, и вы можете не только продавать товары, покупая их у производителей, но и производить их самостоятельно на своих же заводах или фермах, добывать ресурсы, строить жилые или административные здания, торговать акциями на бирже... В общем, от широты размаха и полной свободы действий аж дух захватывает.
Однако спешу предупредить всех тех, кто уже засобирался затовариться этим замечательным симулятором. Дело в том, что игрушка эта весьма и весьма навороченная, не имеющая ничего общего с теми попсовыми симуляторами, в которых все финансы ограничиваются одним единственным скромным экранчиком и парой куцых графиков в нагрузку. Здесь же вас сразу грудью встретят проплывающие мимо бесконечные столбцы и диаграммы, лихо поприветствуют четко вышагивающие в строю шеренги процентов, показателей и формул, неожиданно огорошат своим появлением узкоспециализированные и вообще-то весьма редко встречающиеся в играх финансовые показатели, ну и т.д. Короче, я предупредил...
Ну вот, когда с прелюдией, наконец, покончено, можно начинать препарировать тушку. Итак, из игровых режимов мы здесь имеем уже упоминавшийся выше мультиплейер (поддерживается игра по сети, Интернету, кабелю или модему), обучающую кампанию, кампанию для уже готовых профессионалов-капиталистов, а также Custom Game, с богатым выбором возможностей (как-то: стартовый капитал, количество и агрессивность соперников, размеры городов, уровень сложности от 3-х до 200 процентов, задачи миссии, и т.д.). Мультиплейер несомненно порадует любителей коллективной игры, однако и остальным не стоит отчаиваться, соперники в одиночной игре не лаптем щи хлебают и не раз смогут поставить вас в весьма затруднительное положение. В одиночных миссиях задачи варьируются от достижения определенного уровня доходности за ограниченное время, завоевания некоей доли рынка и поднятия стоимости собственных акций, до налаживания выпуска, например, 20-ти видов различной продукции.
Самым простым и незатейливым бизнесом в Capitalism II является перепродажа, где начинается все со строительства собственной сети розничных магазинов. По сравнению с оригиналом здесь появилось большое количество узкоспециализированных магазинов: аптека, игрушки, косметика, компьютеры, одежда, обувь - всего 16 видов. Выбор за вами - строить ли универсальный магазин (Discount Megastore), где смена товаров происходит одним кликом мышки и можно продавать все, начиная от хлеба и колы, и заканчивая часами, мотоциклами и компьютерами (максимум - 4 вида товаров), или же профильный. В первом случае у вас будет большая свобода маневра за счет меньшего наплыва посетителей. Вполне логично, ведь куда скорее пойдет человек за : в профильный магазин или же в компьютерный отдел супермаркета?
Продавать в своем магазине можно как собственные товары, выращенные на ферме или же произведенные на любимом заводе (об этом чуть ниже), так и чужие. При этом лучше изучить спрос. Как правило, намного чаще находят покупателя еда, одежда, чуть реже - фотоаппараты или роликовые коньки. Как говорится, любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда... Да, если вы не очень хотите заботиться о благополучии конкурентов, продавая в своей сети магазинов их продукцию, тогда нужно закупать те товары, которые поставляются в города из морских портов.
Как и раньше, рейтинг товара определяется исходя их трех показателей: цена, качество (складывается из уровня технологии и качества сырья) и брэнд. Всем этим еще можно и управлять. В идеале у товара должна быть относительно низкая цена, высокое качество и большой рейтинг его брэнда. К слову говоря, возможных брэндовых стратегий здесь три, это: корпоративный брэнд, брэнд отдельной группы товаров и уникальный, то есть для каждого конкретного товара. Чтобы способствовать росту уровня брэнда, можно включить в технологическую цепочку еще и отдел рекламы (здесь ее три вида: газетная, радио и TV, у каждого свой рейтинг и стоимость).
Кстати, о цепочках. Каждое ваше предприятие, будь то магазин или ферма, имеет 9 отделов, которые вы можете использовать в организации своего производства, комбинируя и связывая их с друг другом. В зависимости от организации (магазин, завод, ферма, шахта) эти отделы и их количество могут быть различными. Например, самая простая цепочка у магазина будет: "закупка товара у поставщиков" - "продажа его покупателям", плюс увязываем продажу с рекламой, если надобно. У фабрик все несколько сложнее, здесь это выглядит так: "закупка сырья" - "производство" - "продажа готовой продукции". Если же производство некоего особо крутого товара требует для своих целей несколько компонентов, то и целого завода может не хватить (конечное число технологических цепочек заранее ограничено, все упирается все в те же 9 отделов), придется строить новый, а зачастую и не один.
Для наглядности рассмотрим одно из самых простых производств - производство баночной кукурузы или кукурузного сиропа. Для этого вам потребуется лишь исходная кукуруза в качестве сырья, если же добавить к ней сахар, то выйдет Corn Flakes. Ну, а добавление сахара к кукурузному сиропу даст нам в итоге Chewing Gum, короче различных вариантов тут великое множество (из трех десятков исходных ресурсов можно получить порядка сотни готовых изделий).
А вот примерчик уже посложнее - выпуск телевизоров. Для производства телевизоров нам необходимы: CPU, электронные компоненты и сталь. Сталь можно произвести на заводе из комбинации угля и железной руды (придется либо купить сие на рынке, либо самому построить шахты и добывать), электронные компоненты получатся в результате соединения химических материалов, кремния и той же стали, а для CPU достаточно и одного кремния. Таким образом, для производства высокотехнологичных изделий вроде DVD-плейера, компьютера, игровой приставки или музыкального центра потребуется целая уйма всего.
Кстати, авторы снабдили игру красочными наглядными гидами (один для промышленников, другой - для фермеров), где можно посмотреть, что и как растет, что из чего получается, и что вам потребуется для изготовления продукта.
Да, я еще не упомянул, что производить те же телевизоры вы можете, если обладаете соответствующими технологиями. Если их нет, то можно разработать в технологических центрах или же купить у конкурентов. Нередко за весьма скромные деньги у них можно приобрести нужные разработки, да и они сами то и дело будут просить вас продать им результаты ваших исследований.
Про добычу ресурсов я уже вскользь упомянул, добавлю, что если вы хотите сами добывать ресурсы (нефть, железо, серебро, лес, золото, кремний...), а не закупать их на стороне, то с этим стоит поторопиться, потому что весьма скоро все "рыбные места" на карте будут оккупированы вашими резвыми оппонентами. Также следует учитывать, что, скажем, построить шахту на золотоносной жиле намного дороже, чем шахту на железорудном месторождении или лесопилку. Цены на землю там ох как кусаются, и вместо пары обычных миллионов она может стоить все 30-40.
Технологические цепочки на фермах практически аналогичны заводским, только здесь из одного животного получаем кучу продуктов, а там, наоборот, из кучи компонентов - одно изделие. На фермах можно выращивать животных или же растения. Выбор животных небогат, но и этого набора, полагаю, вполне хватит: коровы (дают мясо, молоко и кожу), курицы (яйца, мясо), свиньи (мясо, кожа) и овцы (мясо, кожа, шерсть). Если же заниматься выращиванием фруктов или злаков (12 наименований), то необходимо учитывать время уборочной страды, то есть производство не является непрерывным.
Существенно пополнить ваш капитал могут операции с недвижимостью. Строить городские дома здесь можно двух видов: жилые апартаменты и коммерческие здания. Не забывайте учитывать, что земля в центре городов намного дороже, чем на окраинах. Еще нужно четко следить за заселением дома жильцами (в процентах), за изменениями доходов от платы за аренду. Если они вдруг внезапно поползли вниз и дом грозит стать убыточным, то можно попробовать немного снизить арендную плату за площадь. Потом, когда разбогатеете, можно покупать и общегородские здания вроде телекомпаний, радиостанций.
Операции с акциями здесь, с одной стороны, довольно просты, а с другой - намного сложнее, чем кажутся на первый взгляд. Не буду забираться в дебри, скажу лишь, что для грамотного владения вопросом неплохо бы разбираться не только с наглядными графиками меняющихся котировок, но и с такими понятиями, как объективная (или справедливая) и рыночная цена акции, совокупный доход по акциям (= дивиденды по акциям + рыночное увеличение цены акции за 365 дней), отношение цены к доходности (price/earnings ratio), ну и целой массой всех прочих. Вы можете покупать и продавать как собственные акции, так и акции конкурентов. При этом если вы купите более 50% акций компании соперника, то контроль над ней переходит к вам, но не в полной мере. Например, непосредственно управлять его фирмами, менять ассортимент товаров вы сможете, лишь когда станете владельцем 75%.
Зачастую денег в игре вами будет катастрофически не хватать, и это положение можно поправить двумя путями. Либо взять кредит в банке (его максимальный размер будет зависеть от целого ряда причин), либо выпустить дополнительно акции. Только не забывайте, что кредит все же следует возвращать, поэтому лучше это сделать пораньше, дабы сэкономить на процентах за пользование кредитом.
В довершение ко всему вы можете построить и собственный штаб (HQ), который будет помогать вам управлять своей разросшейся империей. Здесь можно создать целую кучу отделов, каждый из которых будет заниматься своим делом: финансовый департамент, маркетинговый отдел, отдел по работе с персоналом (можно регулярно проводить обучение сотрудников, впрочем, как и непосредственно на самих производствах, что положительно скажется на выпуске продукции и росте ее качества), PR, отдел по работе с инвесторами и др. Нанимая сотрудников в конкретный отдел, следите за тем, чтобы они были специалистами в требуемых областях, иначе пользы от их работы будет немного.
Внешне Capitalism II производит весьма неплохое впечатление (отчасти похож на SimCity 3000, отчасти на прочие экономические симы), хотя разрешение могло бы быть, честно говоря, и побольше. Стандартный изометрический вид имеет три режима увеличения, а вот повращать карту здесь не разрешают. Здания довольно-таки симпатичные, по улицам туда-сюда снуют машинки и пешеходы, видимо, для общего оживления городской атмосферы. Правда, нужны они здесь токмо для красоты, поскольку никакой практической пользы от них нет. Дают нам полюбоваться каким-нибудь своим магазинчиком или заводиком изнутри. Между стеллажами ходят-бродят посетители, причем даже внешний вид стеллажей будет зависеть от того, что именно продает магазин. Забавно, например, было наблюдать трехэтажные полки, заставленные диванами, никогда ничего похожего не видел. Но, понятное дело, все бы это не стоило и выеденного яйца, если бы не стильная атмосфера и глубокая продуманность игры, которая позволяет смотреть сквозь пальцы и на порядком устаревшую графику и на весьма неохотное желание серьезно переделывать игру, дабы соответствовать духу времени, как это, например, с блеском было продемонстрировано в "Monopoly Tycoon".
В итоге, Capitalism II как бы вобрал в себя лучшие черты большинства существующих на сегодняшний день экономических симуляторов и стал чуть ли не эталоном жанра. Весьма сообразительный AI, небывалая свобода действий, куча возможностей, грамотная финансовая и гибкая производственная система, безусловно, выводят Capitalism II в разряд лидеров. Если бы еще графическое оформление было чуток посвежее, то тогда было бы все вообще замечательно. В общем, перед нами редкостный экземпляр глубокой и максимально детальной экономической игрушки, проходить мимо которой я никому не советую. Так что стройте, покупайте, продавайте, добывайте, создавайте, исследуйте, играйте на курсах, обучайте, поглощайте, завоевывайте, расширяйтесь, доминируйте... дабы попасть в список сотни богатейших людей мира, который неизменно возглавляет очкарик-компьютерщик William H. Gates III с 63 млрд., а замыкает скромняга Steven Udvar Hazy всего лишь с жалкими двумя...