Первый "блин" нового тысячелетия. Очень хочется верить, что наступление нового года, века и даже тысячелетия все-таки сможет хоть что-то изменить на рынке компьютерных игр. По-моему "революционная ситуация" в этой индустрии развлечений уже вполне назрела, а значит, давно пора начать нарушать сложившиеся стереотипы, выводить на виртуальные просторы новых героев, а еще лучше родить два-три неожиданных игровых жанра (или хотя бы жанр-микса).
Увы, первая серьезная ласточка, появившаяся на игровом небосклоне пока не оправдывает мои столь радужные предположения, и скорее служит прекрасной иллюстрацией тезиса, что "все новое - это хорошо забытое старое". В роли этой "птички" сегодня выступит игра от компании Bungie - "Oni", которую многие из Вас (так же, как и я) давно уже ожидали увидеть на жестких дисках своих компьютеров.
Первое же знакомство с сюжетом и сутью игры приносит с собой странное чувство Deja vu. Молодая и, видимо, преуспевающая сотрудница департамента по борьбе с технологическими преступлениями по имени Коноко, практически случайно, выполняя очередное задание, оказывается втянутой в борьбу с огромной и могущественной мафиозной группировкой. По причине того, что с самого начала события развиваются даже чересчур стремительно, всю операцию ей приходится проводить практически в одиночку (т.к. главные силы подтянуться не успевают), преследуя заговорщиков на своем верном мотоцикле.
Слава богу, наша героиня наделена весьма неплохими акробатическими способностями и прекрасно владеет восточными единоборствами, что позволяет ей не ударить в грязь лицом и дать многочисленным неприятелям понять, что они явно зря нарушили закон и встали в оппозицию. Кроме того, периодически героиня для разнообразия будет не только махать руками и ногами, но и стрелять из различного оружия, облегчая себе воспитательный процесс несознательных преступников.
Неужели Вам этот рассказ еще ничего не напоминает? А мне, так даже очень. Сразу вспомнилась милашка D'Arci Stern, наводящая порядок среди преступников в игре Urban Chaos практически теми же методами. И, пожалуй, единственная разница между этими дамами состоит не в национальности, месте или времени действия, а в том, что Коноко в основном пользуется навыками рукопашного боя, в то время как Stern активнее использует силу оружия и многочисленные подручные средства.
Именно эта разница во многом и определила мое личное восприятие, причем если в Urban Chaos я играл с большим удовольствием почти до самого конца, то Oni уже к третьему уровню начала серьезно приедаться. В дальнейшем изложении я буду изредка приводить сопоставления этих двух игр, чтобы Вам стал более понятен вывод, который я сделаю в финале.
Итак, традиционно начнем с графики. Сказать, что она в Oni плохая, будет неправдой, но есть в ней один серьезный перекос, который не позволяет считать ее хорошей, и не упомянуть о котором я не могу. Поскольку упор в игре сделан на рукопашных поединках, то все персонажи, а особенно главная героиня прорисованы очень качественно. В момент поединка можно просто залюбоваться на пластику и широкую палитру их движений (особенно если стоять за спиной играющего, а не сидеть за клавиатурой). Но зато места, где проходят бои, как будто назло, выглядят крайне бедно. Такое ощущение, что позаботиться о мелких деталях интерьера или хотя бы нарисовать более разнообразные текстуры авторы просто поленились. В результате складские помещения, офисы или залы ожидания аэропорта выглядят практически идентично и не вызывают ни малейшего желания задержаться подольше и оглядеться вокруг.
Кроме того, в графике есть еще один досадный "глюк". Авторы применили не совсем стандартный прием поведения камеры, следящей за нашей героиней. В момент приближения к стене она не традиционно поднимается вверх, а как бы заходит за стену, которая сразу же становится прозрачной. В результате иногда это может производить полезный эффект - можно буквально заглянуть через стену в соседнее помещение, но в основном внезапное пропадание поверхностей просто смотрится как откровенная ошибка.
Если вспомнить в этой связи внешний антураж уже упомянутого мной Urban Chaos, то город, на улицах которого там происходит действие, выглядит просто шедевром и по красоте и по насыщенности жизнью. И Вы можете мне поверить, что проводить любые операции в такой обстановке было гораздо увлекательней, чем даже очень мастерски разбрасывать врагов в полупустых складах.
Переходим к самой игре. Как я уже сказал, хоть авторы и не позиционируют свое детище как чистый fighting, главным занятием в игре будут именно драки. Обуславливается это двумя моментами.
Во-первых, сюжетные задачи крайне примитивны и практически везде сводятся к формулам: "Нажми на кнопку - получишь результат" и "Дерни, деточка, за веревочку - дверь и откроется". Причем поиски этих самых кнопок и веревочек тоже почти всегда просты и, не побоюсь этого слова, линейны.
Во-вторых, все оружие, которое героиня может найти в игре, довольно бестолковое. Некоторое имеет чудовищный разброс при стрельбе, большинство видов имеют мизерный боекомплект, да и вообще складывается полное ощущение, что по обращению с огнестрельными видами у Коноко была твердая "тройка" в академии. В результате в большинстве случаев проще зигзагами подбежать к врагу и дать ему пяткой в ухо, чем пытаться подстрелить его.
Вот и остаются нам из всего gameplay только драки. Правда, драки весьма интересные. Их разнообразие получается не только в связи с обширным набором ударов, бросков и комбо, которыми владеет сама героиня, но и из-за большой палитры разных по силе, навыкам и вооружению противников. Часто приходится вступать в поединки сразу с двумя-тремя врагами, что непроизвольно заставит Вас освоить довольно много оригинальных приемов ведения боя.
К сожалению, использовать скрытную тактику или применить хоть какое-нибудь планирование предстоящих действий Вам практически не удастся. Скрытность оказывается бесполезна, так как большинство врагов все время движется, и подобраться к ним незамеченными нельзя. А планирование невозможно, поскольку в игре используется "триггерный" метод появления противников, когда враги возникают буквально из воздуха при достижении определенных точек.
Если опять вспомнить Urban Chaos, то не трудно заметить, что и альтернативных путей достижения цели там было почти всегда несколько, да и грамотное сочетание файтинга со стрельбой вносило достаточное разнообразие в процесс, не говоря уже об использовании автомобилей и езды на них. Коноко, кстати, тоже виртуозно ездит на мотоцикле, но, к сожалению, только в анимационных вставках между уровнями.
Увы, в Oni вожделенного баланса авторам достичь не удалось, и в результате игровой процесс может быть описан буквально следующей формулой: бежим, деремся, нажимаем кнопку, открываем дверь, деремся, сильно деремся, бежим и т.д. по кругу.
Заключительный штрих к портрету такой игры дает, безусловно, управление. В принципе оно выполнено достаточно удобно, не перегружено клавишами, исполнение комбо строго описано, да и сочетание использования мыши и клавиатуры весьма современно смотрится, но есть и в этом разделе свои огрехи.
Для начала, авторы почему-то не дают рядовому пользователю переопределять стандартную раскладку клавиш непосредственно в игре, что для такого вида развлечений, как fighting, зачастую может оказаться фатальным. Более продвинутые индивидуумы, конечно, смогут найти в корневом каталоге игры файл с bind'ом всех команд игры, и даже могут попробовать его корректировать, но, уверяю Вас, эта задача не совсем тривиальная, т.к. для грамотного исправления нужно еще знать кодовые имена различных клавиш (лично мне пришлось подсматривать их прямо в exe-шнике).
Кроме того, в управление, на мой взгляд, внесено довольно много лишнего. Например, зачем вешать на различные клавиши функции "Нажать кнопку" и "Подобрать оружие", неужели нельзя было все решить в зависимости от места, где клавиша нажимается. Опять таки, сразу всплывает неоднократно упомянутый "Urban Chaos", где клавиша Action в зависимости от игрового контекста позволяла и прижиматься к стенке, и обыскивать трупы, и надевать наручники, и еще многое... И, поверьте, в горячке боя такое положение вещей не только удобно, но и необходимо, т.к. позволяет свести ошибки управления к минимуму (сколько раз в Oni я нажимал кнопку "Действие" вместо "Поднять оружие", что стоило мне серьезного процента потерянной жизни).
Видимо, последней каплей для многих станет мое заявление о том, что игра Oni не даст Вам сохранять свои успехи в любой момент времени. Да, да, все почти как на консолях, только авторы пошли на небольшие уступки, и заставляют Вас переигрывать не весь уровень целиком, а лишь его часть, т.к. в некоторых местах уровня игра все же делает сохранение. Но такие "подарки" иногда выходят игроку боком, ведь угадать место, где игра радостно сообщит Вам, что "Game saved", практически невозможно.
Вот собственно и все мои впечатления от этой первой в новом тысячелетии игры. Может быть, конечно, авторы просто пытались подтвердить известную пословицу, что "первый блин (в тысячелетии) всегда комом", но, скорее всего, они просто слишком сильно увлеклись стилем "аниме" и вместо простой стилизации нырнули в него с головой. В результате игра до невозможности напоминает порт с японских приставочных fighting'ов, вместо того чтобы стать достойным вкладом в жанр Action/Adventure.