В компьютерном мире конца 90-х существовало большое количество всевозможных приключений, и отдельной статьей промеж них проходят последние приключения от Cryo Interactive. Настолько сильно они походят друг на друга (от стиля до оформления), что возникает невольный вопрос - насколько же еще хватит терпения потребителей? Лично мне данная ситуация с каждым разом (Time Machine, Odyssey, Egypt 2) нравится все меньше и меньше. Но не будем о грустном. Я так думаю, что уже давно сформировалась такая группка геймеров, которые страсть как хочется поиграть в очередное творение этой конторы. И именно им мой дальнейший рассказ будет особенно интересен.
Итак, на сей раз разработчики занялись аглицким королем Артуром и его Рыцарями Круглого Стола. Вообще-то, в реальности существовал не король, а некий кельтский вождь по имени Артур, отважно боровшийся с англосаксонскими завоевателями. Известен он стал благодаря упоминаниям в ранних английских исторических хрониках. Со временем его образ приобрел полусказочные черты, оброс мифами и легендами. Многие поэты и писатели XII века внесли свой вклад в "становление" мифа о короле Артуре. Больше других по этой части усердствовал некто Гальфридом Монмутский, написавший книгу "История королей Британии", в которой изобразил отца Артура потомком римских завоевателей, а его королевство (по мнению ученого мужа) простиралось так далеко, что охватывало не только Англию и Ирландию, но и Норвегию, Данию и солидный кусок центральной Европы.
Где-то к концу XII века круг всех друзей и знакомых короля Артура был уже окончательно очерчен. Сам король представлялся седовласым правителем, который был строг, но справедлив, королева Гвиневра играла роль прекрасной и добропорядочной дамы, Ланселот был предан королеве, сенешаль Кей отличался недюжей завистью, Гавейн, наоборот, был полон дружеских чувств...
Позже стали популярны и авантюрные рыцарские романы, написанные знаменитым французским поэтом Кретьеном де Труа. Именно в своих пяти книгах Кретьен связал всех персонажей в мире короля Артура в единый клубок, в котором они в добром здравии пребывают и по сей день. А своеобразным эпилогом, завершающим трехвековую эпоху развития европейского рыцарского романа, стал труд Томаса Мэлори (1410-71) под названием "Смерть Артура", которую тот написал, находясь в заключении. Кстати, автор считал себя рыцарем и в смерти Артура видел крушение всех рыцарских идеалов, заветов добра и справедливости. Грустная, надо сказать, история...
Но вернемся все же к игрушке. Авторы, к счастью, не стали сильно коверкать не ими придуманные легенды и оставили все как есть. А посему в игре можно встретить всех основных персонажей: и самого короля Артура, который поручит главному герою, Брэдвену, выполнение нескольких важных квестов, и королеву Гвиневру, и Гавейна с Ланселотом, и Моргану с Мерлином... Имеет игра и одну отличительную особенность: вам предлагается в самом начале выбрать один из двух путей, по которым будет идти ваш персонаж. Главный персонаж в обоих случаях один и тот же человек, просто в первом случае он будет паладином - поборником христианских традиций, а во втором кельтом, поклоняющимся своим древним божествам.
Именно таким образом создатели игры хотели показать "темную" и "светлую" стороны того времени, когда варварское мировоззрение коренных кельтов схлестнулось с христианскими заповедями на руинах Римской империи, которые и представляла из себя в то время Англия.
Так что, в зависимости от выбранного вами пути, те же самые персонажи будут относиться к вам по-разному. Так, Гавейн станет вам помогать, если вы выберете кельтский путь, но окажется в стане врагов, если вы пойдете по христианскому. Аналогично будет вести себя и Ланселот, только наоборот: если вы христианин, то он ваш союзник, в противном случае пощады не ждите.
На практике все это выглядит следующим образом: в обоих случаях главный герой бродит практически по одним и тем же локациям, просто немного отличная сюжетная
линия будет вести его разными путями к своей цели. Сюжет же здесь настолько линеен, насколько это вообще может быть. То есть в обоих случаях вы будете выполнять похожие квесты: побеждать противников (не только силой оружия, но и разумными доводами), расследовать запутанные интриги при дворе, выбрать свою даму сердца (на складе их аж 4 штуки), обзавестись оруженосцем, сменить неказистого коня на породистого жеребца, справить меч помощнее:
Вы только не особенно там себе фантазируйте. На практике все это на самом деле выглядит гораздо приземленнее и скучнее. Играющие в последние квесты от Cryo, я думаю, поймут, о чем идет речь.
Бои, кстати, вообще сделаны довольно странно (заранее выписаны сцены поединков, в которых вы не принимаете никакого участия). Так, если вы встречаете очередного противника, то вам придется не мечом махать, а всего лишь вовремя сделать выбор: говорить ли с ним или сражаться. Поэтому и победа зависит вовсе не от вашей ловкости, а скорее от мудрости - сумели ли вы нажать "правильную" кнопочку в подходящий момент, или же просчитались и тогда придется загружать последнюю сэйфовку.
Пару слов хотелось бы сказать об управлении. Оно здесь, к сожалению, удивительно кривое. Даже банальные операции типа взять предмет или поговорить с каким-либо
персонажем вызывают немалое раздражение. Главный герой всегда должен стоять строго в определенном месте, во всех прочих у него ничего не получится. Ну и постоянный поиск того места, с которого происходит переключение с локации на локацию (камерой управлять нельзя) тоже дополнительных плюсов игре не добавляют. О графике особо говорить нечего - уже набивший оскомину движок из "Одиссея" или "Египта-2" чувствуется за версту. Иными словами, относительно симпатичные трехмерные персонажи расхаживают по слегка расплывшимся фонам, и редко где глаз порадуется скупым анимационным сценкам, вроде горящих факелов или сидящей на дереве птице.
Еще в игру встроена довольно неплохая энциклопедия, которая содержит несколько дюжин разделов: "Британия в раннем средневековье", "война", "герои", "возникновение рыцарства", "падение Римской империи": Так что интересующимся всеми этими вещами будет что почитать на досуге.
Ну, и напоследок я хотел бы сказать, что, по моему мнению, разработчики с задачей не справились. Задумка, может быть, и была весьма неплохой, только уже порядком поднадоевшее оформление и не в меру туповатый интерфейс сводят на нет все их благие начинания. Игра "Arthur's Knights" рассчитана скорее на любителей, чем на массовую игровую аудиторию. Кстати, прошлые приключения от Cryo повышенным вниманием играющей публики тоже, надо сказать, не отличались...