Игры, относящиеся к жанру виртуального спорта, модно украшать именами чемпионов. Подобное имя, красующееся на коробке, как бы служит гарантией качества, да и игрокам приятно почувствовать себя почти что на равных с чемпионом мира. А уж если спортсмен мирового уровня продолжает сотрудничество с разработчиками и дает свое имя уже целой серии игр - значит, он и впрямь доволен тем, как представлен его любимый вид спорта (в конце концов, чемпионы - люди далеко не бедные, так что дело тут не только в деньгах от авторов игры). Компании Codemasters повезло заручиться поддержкой одного из самых заметных автогонщиков мира. 32-летний шотландец Colin McRae, член команды Subaru, ставший в 1995 году самым молодым чемпионом мира по ралли, с тех пор 19 раз побеждал в соревнованиях мирового уровня. Благодаря своему стремительному атакующему стилю он получил прозвище "Летучий шотландец". Начиная с 1997 года, он выступает в паре со штурманом Ники Гристом (Nicky Grist), голос которого вы слышите в игре.
Мировые чемпионаты в данном виде спорта состоят из нескольких ралли, каждое из которых проводится в своей стране. Каждое ралли, в свою очередь, делится на несколько дней, в каждый из которых участники должны преодолеть несколько этапов, или трасс. Машины выходят на трассу поодиночке, с достаточным интервалом, чтобы не встречаться на трассе друг с другом, так что задача гонщика - показать лучшее время в чистом виде, не подрезая соперников и вообще не видя их. Последний день ралли может представлять собой особый этап с парными гонками по специальным трассам в форме сложенной восьмерки - этакий аналог ленты Мебиуса: две машины следуют параллельными курсами, которые переходят друг в друга, но сами машины не могут при этом столкнуться, если только одна из них не отстанет на круг. В конце сезона на таких трассах проводится турнир победителей ралли.
Таким же образом устроен чемпионат и в игре. Представлены 8 стран: Финляндия, Греция, Франция, Швеция, Австралия, Кения, Италия, Великобритания, причем в каждой - десяток трасс, а в каждой второй еще и специальная трасса, описанная выше. Плюс еще Япония, где изначально проводится финальный турнир на спецтрассах. Естественно, что трассы в игре различаются очень сильно - и по форме, и по покрытию (от европейских шоссе до грязи и снега). Время суток на каждой трассе фиксированное, а вот вариантов погоды несколько.
Увы и ах, и в этой игре тоже изначально доступны далеко не все трассы и не все машины. Из 12 машин сначала доступны только 6 - Ford Focus, Subaru Impreza, Toyota Corolla, Mitsubishi Lancer, Peugeot 206 и Seat Cordoba; из трасс - вообще абсолютное меньшинство. Как и в первом Colin McRae Rally, изначально недоступен даже высший уровень сложности (всего их по-прежнему три); чтобы добраться до него, необходимо выиграть чемпионат на среднем уровне сложности (что, замечу, очень непросто). Победа в чемпионате определяется по сумме очков, набранных в отдельных ралли: за первое место вы получаете 12 очков, за второе - 8, за третье - 6, за четвертое 4, за пятое 2 и за шестое 1. Более низкое место означает недопуск к дальнейшему участию в чемпионате.
В игре имеется три режима ралли (помимо ралли, есть и другие режимы, но о них чуть позже). Самый главный - и единственный, дающий доступ к новым трассам и машинам - это, конечно, чемпионат, то есть серия из восьми ралли; можно также выбрать одиночное ралли (то есть серию заездов в одной стране) и одиночный заезд; два последних режима следует рассматривать как тренировочные. На низшем уровне сложности ралли состоит из одного или двух дней с четырьмя заездами (трассами) в первый и специальным этапом (парными гонками) во второй. На среднем уровне - из двух или трех дней (по четыре заезда в первый и второй и спецэтап в третий). На высшем уровне - из трех или четырех дней (четыре заезда в первый и во второй день, два - в третий и спецэтап). В начале и в середине каждого дня вы можете изменять настройки машины, чиниться и записываться (увы, теперь даже на низшем уровне сложности нельзя записываться после каждого заезда!)
Раз уж речь зашла о настройках, пора поговорить и о физической модели. Она стала еще более реалистичной, но, увы, все же не до уровня настоящего симулятора - машины по-прежнему слишком хорошо переносят лобовые столкновения с препятствиями на высокой скорости. Хотя прогресс в этой области все-таки есть. Повреждения наконец-то отображаются визуально - мнется капот (и потом вполне реалистично хлопает при тряске), бьются стекла, оторвавшийся бампер чиркает по дороге, высекая искры, гаснут разбитые фары... Повреждаемых параметров теперь 11 (коробка передач, турбо, подвеска, дифференциал, тормоза, корпус, рулевое управление, глушитель, трансмиссия и оси колес), и по каждому из них дается справка, на что именно он влияет. Параметров, которые вы можете настраивать перед началом соревнований, 7: тип шин, коробка передач (определяет баланс между максимальной скоростью и ускорением), подвеска (мягкая или жесткая), баланс мощности между передними и задними колесами (у всех машин все 4 - ведущие), аналогичный баланс для тормозов, общая сила тормозов и чувствительность руля. Отдельно, как и раньше, указывается, ручное или автоматическое переключение передач; чтобы выжать из машины все, на что она способна, необходимо переключать передачи вручную, но для этого надо быть асом. Как и прежде, изменение параметров и ремонт осуществляются бесплатно (денег в игре нет), но требуют времени (не реального, конечно): на все техническое обслуживание вам дается час.
Теперь о режимах помимо ралли. Неизменный Time Trial - т.е. попытка перекрыть рекорд - остался. Обучающего больше нет. Зато появился принципиально новый режим аркадных гонок. Это гонки в привычном для нас смысле: по кольцевым трассам (опционально от одного до десяти кругов, по умолчанию три), распихивая локтями (в смысле, бортами) соперников (таковых может быть от одного до пяти, по умолчанию пять). Гонки именно аркадные, то есть повреждения отсутствуют, и ручные настройки тоже. Трассы здесь свои, не те, что в ралли, хотя и проходят в тех же странах; на страну приходится всего одна трасса, а чемпионат состоит всего из трех трасс. Чемпионатов, однако, два - в классе B и классе A, причем класс А недоступен, пока вы не займете первое место в классе B (а на низшем уровне сложности - недоступен вообще). В зависимости от занятого в заезде места, вам начисляются очки - 6 за первое, 4 за второе и на единицу меньше за каждое последующее.
Аркадный режим позволяет наглядно оценить AI игры, и надобно заметить, что управляемые компьютером персонажи - достаточно сильные соперники; с первых попыток они показались мне вообще непобедимыми.
Помимо компьютерных оппонентов, вы можете играть и с живыми, причем не только по сети или Интернету, но и на одном компьютере - вдвоем с вертикальным или горизонтальным разделением экрана или (в режиме ралли) по очереди (до 4 игроков).
Графический стиль игры, в общем, остался прежним, но, конечно, украсился новыми прибамбасами. Это и уже отмеченные видимые повреждения, и такие элементы, как отражение огней в мокром асфальте или следы на снегу. Тут, однако, не обошлось без глюка: сама дорога смоделирована качественно, а обочина - халтурно: там следов на снегу не остается, а отражения, наоборот, присутствуют, хотя отражаться там особенно не в чем. Еще лучше стал виртуальный кокпит, на котором теперь отображается скорость и номер передачи (хотя эти данные дублируются и крупно поверх). Что, однако, странно (мягко говоря) - в аркадных гонках вида с виртуальным кокпитом нет. После заезда, как и раньше, можно посмотреть replay; жаль, однако, что вы не можете при этом самостоятельно переключать желаемые виды. И записывать replay на диск тоже нельзя, хотя вроде бы такая возможность должна была быть, судя по наличию директории replays.
Недостаток игры - невозможность управлять клавиатурой и джойстиком одновременно; авторам игры, как видно, не приходило в голову, что не на всяком джойстике достаточно кнопок, чтобы полностью охватить все функции. Мышь, как и прежде, в игре отсутствует. Кроме того, игра, по всей видимости, весьма основательно нагружает процессор - мне впервые за все время, что у меня стоит мой Celeron, пришлось отключить его разгон во избежание эпизодических подвисаний. Но у подвисаний могут быть и другие причины - мне пришлось также поменять драйвер звуковой карты. Хочу, впрочем, отметить, что сделал я это по совету службы технической поддержки Codemasters, которая довольно неплохо справляется со своими обязанностями.