Я почти уверен, что каждый из Вас, дорогие читатели, ведет собственный хит-парад компьютерных игр, который складывается, как правило, совершенно непроизвольно. Естественно, что и у меня в голове существует подобный рейтинг, который хоть никогда и нигде не публикуется, явно проявляет себя при ответе на вопросы друзей: "Ну, что там интересненького было за последнее время?". Но, кроме традиционной пятерки или десятки наиболее понравившихся мне игр, есть в моем хит-листе и две особые позиции: "откровение года" и "разочарование года".
В первую графу попадает игра, которая мне не просто понравилась, а по-настоящему запала в душу, перевернула мое представление о компьютерных играх и... ну сами понимаете. В этом году, уже практически без вариантов, эту позицию займет игра Sacrifice, о которой я совсем недавно писал. Сюрреалистический мир, созданный Дэйвом Перри, в сочетании с необычностью самой игровой ситуации надолго вырвал меня из лона семьи и оставил совершенно неизгладимый след.
Вторая номинация оказывается несколько сложней в интерпретации. Суть ее состоит не в том, что игра, удостоившаяся этого звания, плохая (иногда совсем наоборот), но возлагавшиеся на нее надежды и ожидания полностью не оправдались. И, к моему величайшему огорчению, этого титула в этом году я удостоил игру "Giants: Citizen Kabuto" от компании Planet Moon. Еще раз уточню, что это означает только то, что трехлетнее ожидание, вылавливание крупинок информации из Интернета, просмотр умопомрачительных картинок и "предвкушение" (как говорится в известной рекламе) завершилось совершенно не так, как я того ожидал.
Попавшая в мои руки игра, безусловно, найдет своего потребителя, да к тому же и весьма красива (и я покажу Вам это в дальнейшем), но я ожидал от нее чего-то совершенно невиданного, а получил... в общем, перейдем к фактам.
Заявленная в странном смешении жанров Action/Strategy игра на деле оказалась скорее Arcade/Action, с очень незначительной примесью стратегического элемента. Чтобы утвердится в этой мысли, достаточно пройти хотя бы первые два эпизода игры, в которых стратегический элемент еще даже не всплывает, а вот прыжков, беготни и пальбы обнаруживается в избытке.
Все дело в том, что в начале нам не дадут выбрать расу (а их в игре три), за которую мы решим сражаться. И хотя для каждой из них имеются свои эпизоды, все они завязаны в плотную сюжетную цепочку и плавно сменяют друг друга. Начнем мы игру за военизированных Meccaryns, продолжим за магических Sea Reapers и закончим в образе самого гиганта Kabuto.
Подход уже не нов и по-своему интересен, но, учитывая совершенно разный стиль игры за каждую из рас, авторы могли бы предоставить игрокам и свободу выбора, удовлетворяя желание попрактиковаться в любимом амплуа в свете предстоящих сетевых боев.
Игра за Meccs (с которой мы начинаем), расу космических пришельцев, чей корабль потерпел катастрофу над поверхностью планеты, очень напоминает обычный аркадный Shooter. Управляя своим персонажем (причем по желанию, как от третьего, так и от первого лица), получая различное по силе оружие и бонусные предметы, мы с боями будем прорываться через различные сюжетные задачи.
Уже к середине первого эпизода наш герой Buz приобретет партнера, который будет помогать ему в уничтожении врагов, а впоследствии этот коллектив разрастется аж до пяти человек. Но особого духа коллективной борьбы Вам почувствовать все же не дадут, т.к., к сожалению, только главный персонаж игры может менять экипировку в "магазинах", все же остальные имеют исключительно стандартное оружие. И, кроме того, управлять коллегами по борьбе весьма сложно (если не сказать бесполезно), поэтому практически никакой ставки на них сделать нельзя (это Вам не Evolva с ее коллективными боями).
При всех стараниях сделать игру доступной для подростковой и детской аудитории (я имею в виду зеленую кровь и облачение героини Delphi в бюстгальтер), сложность игры на первых этапах настолько высока, что вряд ли с ней сможет справиться не закаленный в боях юнец. Причем никаких настроек этой самой сложности в игре нет, а значит, придется тренироваться, тренироваться и еще раз тренироваться, пока удастся пройти хоть сколько-нибудь далеко.
Кроме того, по странной аркадно-приставочной традиции (модной в последнее время) нам совершенно не разрешают сохраняться в процессе выполнения заданий, а значит (особенно на первых порах) игрок просто обречен на неоднократные переигрывания одного и того же места, которые зачастую приводят в состояние полного отупения.
Добавьте сюда практически фортепьянную раскладку управляющих клавиш (около 20, причем для каждой расы свои), и Вы поймете, какие усилия потребуется приложить, чтобы органично вжиться в мир Гигантов и начать получать от него удовольствие.
Ну да ладно, я немного отвлекся от самой игры на эмоциональность, посему опять возвращаюсь к фактам.
Кроме стрельбы, прыжков, беготни, взрывов и смерти, в сюжетной линии есть и стратегические этапы, где от Вас потребуется построить базу, которая станет залогом будущей победы. Если говорить сухим языком Strategy, то для этого в игре есть два основных ресурса. Первый - это местные жители Smarties, которые на протяжении всей игры в основном выступают как сюжетные персонажи, но иногда могут и сменить амплуа. Они используются в качестве основной рабочей силы, и будут возводить здания в лагере, а затем производить оружие и различные бонусы в Workshop. Для их пропитания, придется отстреливать местных животных (Vimps) и приносить их мясо в лагерь. Эта охотничья деятельность и является основополагающей для пополнения второго ресурса.
У Sea Reapers несколько другие экономические основы. Они так же используют Smarties в качестве рабочей силы, но вот от Vimps берут не мясо, а души, которые затем местные умельцы перерабатывают в заклинания различной разрушительной силы.
Кстати, игра за эту расу, мне показалась гораздо более разнообразной. Мало того, что применение магии практически всегда и красивей, и интересней, чем простой firefight. Так еще, в середине сюжета, выпадает возможность поучаствовать в настоящих гонках на водных скутерах со стрельбой. Поэтому остается только очередной раз пожалеть, что нет никакой возможности выбора в самом начале игры.
Что касается Kabuto, то этот персонаж - мечта всех разрушителей. Никакого строительства он не ведет, а все вышеупомянутые ресурсы (Smarties и Vimps) использует исключительно в пищу. Правда, периодически он может откладывать яйца, из которых вылупляются его приспешники, по имени Offspring, но в большинстве боев этот здоровяк прекрасно чувствует себя и в одиночестве. Если Вы хоть раз хотели ощутить себя в роли Гулливера, то наконец-то Вам предоставляется реальный шанс это сделать.
В результате можно констатировать факт, что игра Giants должна иметь очень интересный и не стандартный Multiplayer, основанный на принципах борьбы Оружия, Магии и Грубой Силы. Но вот картина, открывающаяся взору "одинокого" игрока, оказывается, к сожалению, не утешительной.
Спасают положение две вещи. Во-первых, в игре очень много искрометного юмора, отраженного в сюжетных мультфильмах. А, во-вторых, графика, которую мы уже почти три года наблюдаем на screenshot'ах, действительно оказалась просто великолепна в динамике (хоть на сегодняшний день уже и не самая выдающаяся).
К огромному сожалению, сильно портит картину огромное количество ошибок и частые зависания игры в совершенно непредвиденных местах. Что в сочетании с отсутствием Save дает вполне предсказуемый результат: когда в длинной и монотонной миссии по строительству базы игра внезапно повисает, очень хочется снести ее с жесткого диска и забыть, как кошмарный сон. Правда, с другой стороны, тут же возникают уравновешивающие факторы, упоминавшиеся выше, и миссия начинается по новой.
Итог. Если разработчики исправят в скором времени "глюки", то игру Giants может ожидать весьма успешная сетевая жизнь. Что же касается одиночной игры, то, возможно, кому-то и придутся по вкусу все вышеописанные приключения напополам со сложностями, но ему потребуется недюжинное терпение и сноровка. Опять-таки, до середины января, по большому счету, кроме add-on'а к Quake 3, ждать ничего не приходится, так что делайте выводы...