"Спасателям мира безработица не грозит", - эту нехитрую мысль внушают нам авторы многих игрушек, в том числе и Star Control 3. В самом деле, не успели вы спасти Галактику от порабощения Ur-Quan'ами (этим окончился второй Star Control), как ей снова грозит опасность. На сей раз дело куда серьезнее: структуре пространства-времени угрожает разрушение, а всем цивилизациям - гибель. И хотя вы уже узнали цену благодарности (вам открытым текстом сообщают, что все ваши подвиги во втором Star Control'е были не очень-то и нужны - Ur-Quan'ы и так истощили бы себя в междуусобных войнах), но делать нечего - надо приниматься за работу.
Как известно из Star Control 2, лучшим средством от всех проблем являются артефакты древней расы Precursor'ов, наводнившей Галактику своими побрякушками и сгинувшей потом неизвестно куда (кстати, вам предстоит это узнать). А поскольку наиболее урожайные по части артефактов места находятся в центральногалактическом квадранте Kessarri, туда-то и отправляются посланцы Лиги Разумных Рас. Однако в качестве пролога грядущей катастрофы гиперпространство выходит из строя, и все корабли оказываются заперты в своих звездных системах. Однако у вас, разумеется, имеется рояль в кустах - в смысле, звездолет Precursor'ов, двигатель которого основан на иной технологии (Warp Bubble); он способен не только сам мгновенно перемещаться от звезды к звезде, но и таскать за собой флот из обычных кораблей. Казалось бы, это обеспечивает вам полную монополию на космические перевозки, однако оказывается, что у врагов есть такой же корабль...
Впрочем, о врагах чуть позже. Сначала о союзниках - членах Лиги. Изначально это уже знакомые по второму Star Control'у расы, причем перед лицом общей опасности объединились и бывшие враги (вашими союзниками будут Vux'ы, Mycon'ы и сами Ur-Quan'ы). Впоследствии, однако, некоторые союзники предадут вас (см. ниже). Колонии союзных рас снабжают вас топливом, RU (resourse units), кораблями, посадочными модулями (landing pods - они тратятся при высадке на планету) и самими колонистами (которых можно использовать для исследования и колонизации других планет, а также пополнения экипажей). Кроме того, в колониях можно быстро исследовать найденные артефакты - правда, лишь те, что позволяют усовершенствовать тот или иной тип кораблей, т.е. служат тактическим задачам. "Стратегические" артефакты исследуют ваши ученые либо информацию о них сообщают другие расы; кстати, такие артефакты часто попадают к вам именно этими путями, от ученых и других рас, а не в результате высадки на планету. Вы можете создавать новые колонии, но увлекаться этим ни к чему: те, что есть изначально, уже производят все необходимое, а количество дружественных планет будет увеличиваться за счет приобретения новых союзников. Все просьбы и требования союзников о создании их новых колоний смело пропускайте мимо ушей, отделываясь обещаниями "да-да, непременно" (вообще с союзниками можно особо не церемонится, а вот с остальными следует быть предельно вежливым). Колониями союзных рас вы можете управлять, указывая сколько народу направить на строительство кораблей, сколько - на добычу топлива и т.д. Самое главное для вас - производить побольше топлива, ибо оно расходуется при каждом перелете. Если вам не хватает горючего, чтобы добраться до ближайшей дружественной колонии, тогда вы можете основать колонию на ближайшей планете, где есть ресурсы, и произвести необходимое количество топлива там. Разумеется, для этого потребуется landing pod и некоторое количество колонистов той расы, которая способна жить и работать на этой планете. Если вы не можете основать новую колонию, остается только восстанавливаться из старой записи: в отличие от Star Control 2, если вы остаетесь без топлива, никто не прилетит Вам на помощь. RU расходуются только на upgrade кораблей (что становится возможным после обнаружения соответствующих артефактов) и выкуп расы Doogs (см. ниже). Четырехпяти десятков landing pods вам вполне хватит, а три-четыре Utwig'овских корабля стоят всех вражьих флотов, с которыми вам предстоит встретиться. Не основывайте колоний в системах Picus, Eltanin и Tyche - в преддверии гибели Галактики они одна за другой коллапсируют.
Ваша первоначальная задача - отыскать все планеты союзников. Сделать это несложно: о них сообщает корабельный компьютер ICOM, вызвать который можно по . ICOM - это вообще незаменимая штука: у него почти всегда имеется для вас дельный совет, а то и несколько, что очень облегчает прохождение игры. Правда, несколько раз я сталкивался с ситуацией, когда ICOM ничего не мог посоветовать; вам в этом смысле проще - у вас есть этот guide! Помните, однако, что игра об этом не знает и, как и в Star Control 2, некоторые действия будут вам недоступны, пока вы не получите информацию честным путем. Помимо ICOM, информацию вам предоставляют расы, с которыми вы общаетесь, а также ваши собственные ученые. Вообще, если вы застряли, т.е. не можете двигаться ни по одной из описанных ниже сюжетных линий, значит, вам надо просто подождать, пока ученые или Arilou выдадут очередную порцию информации.
Летая по космосу и собирая артефакты, вы непременно встретитесь с враждебным блоком под названием Hegemonic Crux. Отношения в этом Crux'е строятся на лжи, насилии и взаимной неприязни, поэтому, собрав достаточно информации и проявив дипломатическое искусство, вам удастся превратить большинство врагов в союзников, а остальных уничтожить. Однако угроза Галактике исходит вовсе не от Crux'а; его члены тайно надеются, что вам удастся решить общую проблему, и потому не столь агрессивны, как враги во втором Star Control'е. Так что, используя дипломатичный подход, с ними почти всегда можно расходиться без драки, а иногда еще и получить что-нибудь ценное.
Кроме того, в игре имеются нейтральные расы. Ближе к финалу часть их тоже присоединяется к Лиге, но перед этим с некоторыми из них придется сражаться.
В процессе игры вам удастся установить, что загадочные Precursor'ы, во-первых, вовсе не самая древняя и могущественная раса, а во-вторых, они вовсе не исчезли, а по-прежнему живут среди нас, правда, весьма необычным образом (см. ниже). Пойти на это их заставил страх перед подлинно древнейшей расой, которую они называли Ethernal Ones. Именно эти существа создали большинство рас в Галактике, и именно они готовятся уничтожить всю разумную жизнь - что, кстати, они уже не раз проделывали. Разрушение пространственно-временного континиума - лишь побочный эффект этой процедуры (впрочем, гиперпространственные полеты тоже оказывают здесь деструктивное воздействие, но Precursor'ы нашли способ с ним бороться). Ethernal Ones были некогда обычным биологическим видом, но в процессе своего развития вышли на новый уровень, когда надо было окончательно отказываться от биологических тел и переходить к неким энергетическим сущностям. Часть расы так и сделала, ушла в недоступные нам миры, и больше мы о них ничего не знаем; но остались консерваторы, которые испугались окончательного перехода, однако и возвращаться назад к смертным телам не захотели. Эти-то существа и стали космическими вампирами, которым для питания необходима энергия разума других рас; и черпают они эту энергию в процессе гибели таковых. Подобным образом они уже опустошили не одну галактику, и никто не смог их остановить. Не удалось это и Precursor'ам; разумеется, вы тоже ничего не сможете сделать - силой оружия. Однако, объединив технические достижения разных цивилизаций, вам удастся выяснить, что технология питания Ethernal Ones не только чудовищна, но и чудовищно несовершенна. Ее КПД составляет десятитысячную долю процента. А вам удастся, соединив технологии нескольких рас, создать устройство Sentience Collector с высоким КПД, которое позволяет аккумулировать нужное количество энергии разума, не причиняя вреда разумным существам! Таким образом, и Ethernal Ones будут сыты, и галактики целы. Вы собираете энергию 13 союзных рас и транспортируете ее в центр Галактики. Хэппи-энд, музыка, финальные титры.
Таков сюжет в самом общем виде. Жестко заданной последовательности действий нет - вы можете двигаться по нескольким сюжетным линиям одновременно, притом не все возможные действия необходимы для прохождения игры. Теперь опишем все расы в соответствии с их начальным статусом. Сначала указывается название расы, потом в скобках - название их главной звезды (для врагов - всех звезд), потом описывается роль расы в игре. Некоторые звездные системы изначально не доступны (отсутствуют на карте); их координаты вы получаете в результате исследований ученых Лиги или переговоров с той или иной цивилизацией.
Союзники (League of Sentient Races)
Human (Helios). Ваши собратья-земляне. Рассказывают предысторию. Из их звездной системы вы начинаете игру.
Spathi (Goshen). Со времен Star Control 2 храбрее они не стали. Беседовать с этими патологическими трусами весьма забавно - тут авторы игры дали волю своему чувству юмора. В конце концов, запуганные Crux'ом, они перейдут на сторону врага. Однако в этом качестве от них толку едва ли не больше, чем в качестве союзников. Объясните им, ЧТО вы делаете с подлыми предателями, и хотя сперва главный Spathi будет хохориться ("Вы слишком добры, капитан, вы не сможете так поступить!"), однако трусость быстро возьмет свое, и он согласится рассказывать вам все секреты Crux'а, которые узнает. Помимо полезной информации, дают также одну из запчастей для Ultron'а (да, да! Ultron опять придется чинить. См. ниже). После разгрома Crux'a Spathi, разумеется, приползают на брюхе с просьбой снова принять их в Лигу.
Syreen (Astarte). Как вы помните, это гуманоидная раса, большую часть которой составляют уцелевшие от катастрофы женщины (кстати, по сюжету они должны быть достаточно привлекательны, но на самом деле выглядят, как мечта некрофила). Эти самые женщины обладают сильными психическими способностями, благодаря чему играют важную роль. Они обеспечивают защиту Лиги от ментальных атак. В свое время Orz'ы будут добиваться от вас, чтобы вы приказали Syreen'ам снять эту защиту - не поддавайтесь ни в коем случае. Кроме того, Syreen'ы помогают привести в чувство Chenjesu после разделения Chmmr, а также временно отключить разум вашей команды, чтобы она могла высадиться на Anshar'e (подробности см. ниже)
Utwig (Fomalhaut). Строители лучших, на мой взгляд, кораблей (это особенно заметно в драках на автопилоте). В остальном же от них больше проблем, чем пользы. Они умудряются в очередной раз лишиться своего любимого Ultron'a, который у них крадут Vux'ы. Правда, после этого они все равно продолжают работать и вы, в принципе, можете не обращать внимания на их жалобы. В противном случае вам придется проделать немалую работу. Сначала Arilou подскажут вам, что местонахождения Ultron'a могут определить Pkunk'и. Потом у Pkunk'ов вы узнаете, где находятся похитители, вступите с последними в бой и заберете Ultron, однако окажется, что он поврежден. Pkunk'и объяснят, что для починки нужны 3 артефакта: Ivory Sheath, Plate Crysral и Marble Flange - и укажут, где найти Plate Crysral (Nebusta 1). Ivory Sheath вам предстоит найти самостоятельно, а Marble Flange дают Spathi. Однако, привезя починенный Ultron Utwig'ам, вы убедитесь, что он опять не работает! Для окончательной починки нужен еще Brass Ratchet; его мне так и не удалось найти, так что Utwig'и остались неосчастливленными и, вероятно, из-за этого отказались сдать энергию своего разума в общую копилку. Впрочем, по словам Precursor'a, Ultron и так не собирался к ним возвращаться и выбрал вас в качестве нового владельца, ибо земляне превзошли Utwig'ов в своем развитии. В любом случае, игра проходится и без починки Ultron'a.
Vux (Salacia). Войдя в Лигу, они демонстрируют свою лояльность, сквозь которую по-прежнему пробивается плохо сдерживаемое отвращение. Вполне логично, что очень быстро они становятся на путь предательства. Похищают Ultron, устраивают регулярные рейды против Mycon'ов; однако сваливают эти деяния на ренегатов и до поры до времени остаются в Лиге. Впоследствии, однако, вы обнаруживаете компрометирующие документы (Daktaklakpak Records), подтверждающие предательство Vux'ов. ICOM после этого рекомендует исключить их из Лиги, однако я дождался, пока они вышли сами, а до тех пор регулярно забирал у них произведенные ресурсы. На самом деле Vux и Vyro-Ingo (см. ниже) - две части одной расы, некогда разделенной Precursor'ами в ходе генетических экспериментов; в результате обе расы оказались злобными и агрессивными. Вам удастся обнаружить генетические матрицы обеих рас (Encrustation Matrix), которые можно объединить - для этого вы должны распросить об этих матрицах Lk (см. ниже). Однако что делать с объединенной матрицей дальше, неясно; возможно, тут необходим работающий Ultron, на что намекают Pkunk'и. Однако игра проходится и без этого.
Chmmr (Hypnus). Строят довольно неплохие корабли, также знакомые вам по второму Star Control'у. Как вы помните, Chmmr - гибридная раса машин и кристалов. Crux'у удается разбить ее на составные части. Сначала враги предлагают сделать это вам, утверждая, что Chmmr созданы специально для вызова столь нежелательных гостей, как Ethernal Ones. Притворитесь, что поверили, и возьмите себе Bifurcator - устройство для разделения Chmmr. Это оттянет катастрофу на какое-то время. Впоследствии, однако, Crux изготовит новые Bifurcator'ы и сделает свое черное дело. Chmmr распадутся на Mmrnmhrm и Chenjesu, причем те и другие окажутся серьезно повреждены. Chenjesu вылечивают Syreen'ы, а Mother Ark Control Unit, необходимый для починки Mmrnmhrm, утерян. Специалисты Crux'a спрятали это устройство на одной из Rainbow Planets (Calypso 1). Однако высадиться там и забрать эту штуку не так просто. Дело в том, что Owa (см. ниже) использовали Rainbow Planets в качестве свалки отходов от опытов с антивеществом, полагая, что именно таково предназначение этих планет (хотя на самом деле Precursor'ы создали их как раз для того, чтобы стабилизировать структуру пространства-времени; очистив радужные планеты от антиматерии, вы тем самым обеспечите грядущее восстановление гиперпространственных полетов). Сначала вы должны выпросить у Owa Anti-Matter Scoop, позволяющий вести поиски на загрязненной планете. После этого надо выяснить у Spathi (к тому времени уже шпионящих в вашу пользу), что жизненно важные детали Mmrnmhrm спрятаны на одной из Rainbow Planets. Затем вернитесь к Owa, объясните им ситуацию, и они дадут вам свой Exploration Vessel - корабль, способный садиться на загрязненную антиматерией планету. Забрав Mother Ark Control Unit, вы, как обычно, убедитесь, что он сломан, и как его чинить - неизвестно: необходимы операции на микроуровне. В этом вам помогут Xchaggers (см. ниже). После того, как Mmrnmhrm и Chenjesu приведены в норму, вам, естественно, понадобится Sun Device - его дают Lk. Затем летите на главную планету Chmmr и активизируйте Sun Device. Chmmr воссоединятся и сообщат вам координаты секретной звездной системы (Highpoint), где лидеры Crux'a - Ploxis - прячут свой Precursor'ский корабль. В этой же системе будут развиваться заключительные события игры: бой с Herald'ами и засылка в центральногалактический портал собранной энергии разума.
Ur-Quan Kzer-Za (Velpunia). Бывшие поработители Земли и других цивилизаций, а теперь - ваши полностью лояльные союзники. Заметной роли в игре не играют. В титрах упоминаются также черные Ur-Quan'ы - Kohr-Ar - однако в самой игре я никакого намека на них не встретил. Может, мне просто повезло.
Pkunk (Arcadia). Во втором Star Control'e они были птицами, однако теперь, после объединения с Yehat'ами - как выяснилось, старинной ветвью того же рода - куда более напоминают рептилий. Рассказывают о местнонахождении похищенного Ultron'а (Erato 6) и трех деталях к нему. Потом начинают страдать от некоего безумия, источником которого служит психическое излучение с планеты расы Exquivan - об этом вам сообщают Syreen (об экспедиции к Exquivan'ам и ее последствиях см. ниже). Намекают на явившийся им в видениях внешних облик Precursor'ов.
Mycon (Janus). Как выяснилось, это живые машины, созданные Precursor'ами для планетарной инженерии (terraforming). Поскольку все формы разумной жизни обречены на гибель от Ethernal Ones, Precursor'ы создали Mycon'ов полуразумными, а чтобы те не вздумали эволюционировать, заложили в них программу, в соответствии с которой старшее поколение (Elders) записывает младшему (Deep Children) свое ограниченное сознание. Однако со временем в программе Mycon'ов накопились ошибки, в результате чего те стали разрушать планеты (как это случилось с родной планетой Syreen) и вообще эволюционировать в сторону разума. Разрушительные рейды Vux'ов ослабят контроль Старших над Младшими, и ученым Лиги удастся разнюхать факт "промывки мозгов". Когда это произойдет, вы можете явиться к Mycon'ам и потребовать у них отчета. После препирательств они согласятся поместить одного из Deep Children на Janus 1, не затирая его личность, и позволить вам поговорить с ним. В процессе это разговора вы узнаете, что Deep Children куда более разумны, чем старшие, и мечтают о свободе, после чего корабль Deep Children присоединиться к вашему флоту. Если вы заявитесь с этим кораблем на планету Mycon'ов, те придут в ужас и выйдут из Лиги, став вашими врагами; но если на время визита к Mycon'ам разделить флот и отправить корабль Deep Children на соседнюю планету, ничего не случится. В процессе беседы с Precursor'ом вы узнаете, что артефакт Plasma Regroover способен избавить Mycon'ов от запрограммированных личностей предков и сделать их полноправными разумными существами, способными внести свой вклад в Sentience Collector.
Orz (Q-Space Portal M - Muhlifain). Utwig'и сообщают вам о страшной опасности, грозящей их старым друзьям Supox'ам; однако, отправляясь искать Supox'ов, вы обнаруживаете лишь обломки их корабля и рядом - веселящихся Orz'ов. Эти рыбообразные твари - на самом деле лишь проекция в наш мир из других измерений; как они говорят сами, нечто вроде пальцев просунутой в нашу вселенную руки (так что не исключено, что вся раса Orz'ов на самом деле - одно существо). Это создания столь чуждые, что их язык не поддается адекватному переводу. Больше всего они любят играть. Когда-то они поиграли с Androsynh'ами, после чего тех больше никто не видел, потом поиграли с Supox'ами, а под конец игры захотят поиграть и с вами. Если вы до того поддадитесь на их уловки и велите Syreen'ам снять психическую защиту, то последуете за Androsynh'ами и Supox'ами; в противном случае вас ждет обычный космический бой, после которого (если, конечно, вы выиграете - флот против вас выдвигается большой, хотя против Utwig'овских кораблей он бессилен) обозленные Orz'ы отваливают. При этом они обещают "позвать Друзей, против которых вам не помогут всякие Syreen'ские штучки" - т.е., весьма похоже, они намекают на Ethernal Ones. Но до того времени, т.е. почти до конца игры, они остаются вашими союзниками. Правда, Arilou будут регулярно говорить вам, что Orz'ам не стоит доверять; впрочем, как выяснится в конце, не стоит доверять и Arilou...
Враги (Hegemonic Crux)
Daktaklakpak (собственных планет нет; встречаются во многих звездных системах). Роботы, созданные Precursor'ами для слежки за порядком во время их, Precursor'ов, отсутствия. Полуразумные, как и Mycon'ы (по той же причине). Однако что-то там Precursor'ы недомудрили, в результате чего программа Daktaklakpak стала портиться, и они не выполнили своей главной задачи по возвращению Precursor'ов в нормальное состояние, превратившись в маниакальных охотников за артефактами (на каковой слабости и сыграли Ploxis, чтобы втянуть их в Crux). Первоначально всякая встреча с Daktaklakpak'ом кончается дракой, ибо объясниться с ними невозможно, однако после того, как ваши ученые создадут автоматический переводчик (Daktaklakpak Translator), с ними можно будет договориться. Убедите этих спесивых кибернетических идиотов, что перерабатывать вас на сырье невыгодно, поскольку вы можете снабжать их полезной информацией о Precursor'ах и Ethernal Ones. После этого, когда инициатором встречи является Daktaklakpak (он подлетает к вам), вы можете разойтись с ним мирно; когда же вы подлетаете к нему, он все равно лезет в драку. Давняя мечта Daktaklakpak'ов - выяснить настоящее имя Ethernal Ones, которое представляет собой математическую формулу, выражающую их истинную сущность. После того, как вы добудете на планете Exquivan'ов Precursor Datapack, созданный Precursor'ами специально для этой цели, вы можете выторговывать у Daktaklakpak'ов информацию. Поскольку формула Ethernal Ones настолько навороченна, что разрушает любой компьютер, кроме самых сложных (самые сложные она сводит с ума), после заключения сделки получивший свое Daktaklakpak гибнет. К счастью, свою часть сделки он выполняет перед этим. Таким образом вам удается добыть у Daktaklakpak'ов Variance Key и Overlord-seeking Missile, а также различную информацию. Daktaklakpak Datapack, который вы найдете на Alulа 1, будучи активизированным, корректирует программу Daktaklakpak'a, превращая его в обычного ремонтного робота.
Doogs (Melpomene, Chloris, Adapa, Proserpina, Izanami, Cerberus). Честные трудяги, не обремененные интеллектом. Crux заставил их залезть в долги и отрабатывать их; при этом цены, установленные Crux'ом на необходимое для работы оборудование, таковы, что его закупка не окупается. Таким образом, чем больше Doogs работают, тем глубже залезают в долги; Crux называет это "рыночной экономикой" (гм... такое впечатление, что дело происходит не в космосе и не в будущем!) Чтобы сделать Doogs своими союзниками, заплатите их долги (каждой планеты отдельно), причем делайте это быстрее, поскольку долги со временем растут. Doogs на первой же выкупленной планете отдадут вам контейнер для антивещества (Anti-Matter Containment), которое Crux планировал использовать для бомбардировки планет Лиги. В этот контейнер вы соберете антивещество с радужных планет (их всего 9, о каждой сообщает ICOM; на двух - Calypso 1 и Alula 1 - есть артефакты). Потом это антивещество будет использовано для уничтожения защитного поля Precursor'ского корабля Ploxis, а очищенные планеты начнут восстанавливать поврежденный континиум. Doogs также сообщают о местонахождении столицы K'tang.
Clairconctlar (Enkidu, Cronos). "Человек-гора" - это как раз про них. Помешаны на чести, чем не преминули воспользоваться Ploxis. Они захватили в плен королеву и матку этих существ и, с помощью контроля над психикой, заставили ее приказать своему народу работать на Crux. Clairconctlar считают это делом чести и не верят, что их обманывают. Королева удерживается на 3 луне одной из планет Enkidu, на Warp Station Klashkog. Слетав туда, вы не сможете забрать это горообразное создание в силу его чудовищных размеров, но зато заберете Conc Rock - нечто вроде яйца, из которого выводятся новые поколения Clairconctlar. Однако их не убеждает даже Conk Rock. Слетать на Klashkog они отказываются, так как Ploxis им это запретили. Летите к Lk и распросите их о Conc Rock; они расскажут, что Clairconctlar относятся к подобным яйцам, как к святыне, и за тем, кто уничтожит Conc Rock, последуют куда угодно, чтобы предать негодяя смерти. Возвращайтесь на Enkidu 7 и объявите Clairconctlar'ам, что уничтожаете яйцо, а потом летите на Klashkog. Они наплюют на запрет, погонятся за вами и увидят свою королеву, что не только избавит вас от смерти, но и сделает Clairconctlar'ов вашими союзниками.
Harika и Yom (Typhon, Gienah). Две симбиозные расы, замечательные тем, что одна из них (Harika) ест другую, причем та не возражает. Это результат долгого эволюционного процесса, в результате которого оба вида приспособились к такому образу жизни не только биологически, но и психологически, так что Yom отправляются в пасть Harika добровольно и с чувством религиозного экстаза от своего самопожертвования. Для того, чтобы заставить их работать на Crux, Ploxis и Daktaklakpak использовали расу разумных микроорганизмов Xchaggers, вызвав чуму, повергающую Harika в коматозное состояние, и заявили, что найдут лекарство, если Harika и Yom вступят в Crux. Поначалу ваши ученые изобретут сыворотку (Xchagger Serum), излечивающую Harika, но убивающую Xchagger'ов; однако, несмотря на все требования Harika, применять ее нельзя, ибо Xchagger'ы - тоже разумные существа, и вас выгонят со всех командных постов за геноцид. Поговорив с Harika, вы получите несколько особей их вида в коматозном состоянии, дабы их исследовать и найти средство извлечь Xchagger'ов без вреда для последних. После этого летите к Xchagger'ам и возьмите у них Ship Hives, куда вы посадите извлеченных микробов. Через некоторое время ваши ученые создадут Xchagger Absorber - искомое средство, позволяющие безвредно разлучить две расы, чья совместная жизнь оказалась такой неудачной. Летите на планеты Harika и примените там Absorber; после того, как все Harika будут излечены, Harika и Yom вступят в Лигу, а к вашему флоту добавятся корабли спасенных Xchagger'ов. Harika на радостях сообщат вам координаты секретной звездной системы Mnemosyne, где живут Owa.
K'tang (Argus, Pauguk). Злобные, кичливые, чрезвычайно агрессивные твари; предстают перед вами в виде бронированных кибермонстров. Умом не отличаются. Рассказывают некоторые полезные вещи о расах Crux'a. Из-за своей агрессивности к моменту контакта с Ploxis вели безнадежную войну на пять фронтов. Однако Ploxis решили, что эти громилы им пригодятся, и помогли им победить. На самом деле K'tang - маленькие и беззащитные личинкообразные создания; именно страх за свое ничем не защищенное тельце заставил их заковаться в броню и нападать первыми, чтобы не напали на них. У Daktaklakpak'ов вы сможете добыть ракету, созданную теми специально против короля K'tang'ов (Overlord-seeking Missile). Летите на Argus 5 и примените там эту ракету. Она разобьет все защиты, стремясь к своей цели, и король, убедившись, что он голый, согласится на все ваши условия. Таким образом, K'tang войдут в Лигу. Их король объяснит, как пользоваться Daktaklakpak Datapack, а также сообщит о пустых кораблях Ploxis, спрятанных в системе Pauguk. После этого, однако, поговорить с K'tang'ами уже не получается; они просто не выходят на связь. Так что энергию разума в общий котел они не сдают.
Ploxis (Highpoint). Когда-то Ploxis были весьма культурным и демократическим народом. У них не было никакого подавления инакомыслия, в результате чего расцвело искусство и наука. Однако, как известно, нельзя предоставлять свободу врагам свободы. В рядах Ploxis зародилась организация плутократов, которая не была вовремя задавлена и захватила власть. Стремясь к максимальному совершенству, они уничтожили почти всю расу, так что ныне цивилизация Ploxis состоит из одной только элиты, которая целиком умещается на своем Precursor'ском корабле. В середине игры, чуя недоброе, глава Ploxis (Chief Execution Officer) встретится с вами, чтобы предложить союз. Дипломатично распросите его обо всем, однако не вздумайте соглашаться на его предложение - вас сразу же прикончат. Помимо плутократов, есть еще некоторое количество повстанцев Ploxis, которые, потерпев поражение, спрятали себя в замороженном виде до лучших времен на секретной планете за Q-Space Portal F, открывающимся в системе Xipe (ваши ученые обнаружат эту систему вскоре после обнаружения кораблей Ploxis в системе Pauguk). Надо взять с собой один из этих кораблей, прибыть на секретную планету, найти на ней замороженных Ploxis и вернуть их к жизни. Они расскажут историю своей расы (для этого, уже после того как пустой корабль заполнится, надо отделить его от флота, а потом вновь подлететь к нему.) Но самое главное - только с помощью кораблей Ploxis можно проникнуть в систему Highpoint, недоступную даже двигателям вашего Precursos'ского корабля. К этому времени у вас уже должно быть собрано антивещество с 9 радужных планет и заполнен Anti-Matter Containment. Прибыв в систему Highpoint, подлетите к кораблю плутократов и уничтожьте его защитное поле антиматерией. После чего в обычном космическом бою уничтожьте сам корабль. Перед этим их Chief Execution Officer будет пугать вас, что вызовет Ethernal Ones, потому как терять ему уже нечего. Трудно сказать, блефует он или нет, но вестники Ethernal Ones действительно появятся вскоре после боя... Или это все-таки заслуга Orz'ов?
Нейтральные расы
Vyro-Ingo (Izanagi). Как уже упоминалось, собратья Vux'ов. Членистоногие со скверным характером; их речь - чередование оскорблений и извинений. Не выносят малейших намеков на свою генетическую неполноценность. Собственно, на этом и строится тактика завлечения их в Лигу, которую подсказывают Arilou: вы сообщаете Vyro-Ingo, что члены Crux'а называли их генетически испорченными, после чего те приходят в ярость и соглашаются на союз ради уничтожения мерзких клеветников. Если им показать объединенную генетическую матрицу их и Vux'ов, проявляют горячее желание найти Vux'ов, но попытки просто включить в свой флот корабль Vyro-Ingo и слетать к Vux'ам результата не дают. Возможно, из-за того, что мне не удалось довести эту линию до конца, Vyro-Ingo не делятся энергией разума.
Xchaggers (Zosma). Раса разумных микробов, одна из немногих, к чьему созданию не приложили руку ни Ethernal Ones, ни Precursor'ы. Естественно, разумен не каждый микроб по отдельности, а их скопления. Crux уничтожил их поселения на планете и корабли (кроме одного), а многие из этих скоплений (Lost Dynasties) использовал для заражения Harika. Вы найдете последний корабль Xchagger'ов и на нем Ortog'a - животное типа коровы, каковые почему-то встречаются на многих планетах (ученые Лиги сделают из этого вывод, что Ortog'и были основной пищей Precursor'ов). После того как ваши попытки заговорить с коровой не увенчаются успехом, и вы уже соберетесь улетать, на связь наконец выйдут Xchagger'ы, которые живут в Ortog'е. Они с радостью согласятся войти в Лигу. К этому времени вы уже будете знать, что именно они являются причиной чумы Harika; они очень удивятся этому, но позволят себя исследовать. Об излечении Harika см. выше. Впоследствии Xchaggers починят Mmrnmhrm (см. выше), а также дадут вам Ortog'a, после того как ученые Лиги сделают потрясающее открытие об этих коровах.
Exquivan (Anshar). Достаточно развитая раса, чья философия чем-то напоминает восточную. Зная, что Ethernal Ones намерены истребить всю разумную жизнь в Галактике, стремятся к некоему "небытию разума" (nothingness of mind). По замыслу авторов игры, первая встреча с ними кончается боем (нелегким даже для Utwig'овских кораблей); объясняется это тем, что они хотят испытать как ваши корабли, так и их капитана (а гибель разумных существ в процессе такого тестирования их мало волнует). Однако игру можно обмануть! Когда вы, прибыв в систему, увидите, как флот Exquivan направляется к вам, подпустите его поближе, а потом уворачивайтесь, перелетая к соседним планетам, пока не достигнете планеты Exquivan. Там флот вас настигнет, но в драку уже не полезет - авторы считали, что раз вы добрались до планеты, значит, бой уже был по пути. Соответственно, вы будете говорить с главой Exquivan так, как будто драка была; он объяснит, что ваши корабли прошли тест, а капитан - еще нет. Будет сильно возражать против исследования вами Precursor'ских артефактов, откажется от предложений союза. С орбиты вы увидите на планете артефакт, но Exquivan позволяют высадиться только команде с отключенным разумом. Вам придется улететь несолоно хлебавши; однако через некоторое время вас вызовут Syreen и сообщат о безумии, охватившем Pkunk'ов. Вы снова прилетите на Anshar 3 с требованием объяснений. Exquivan ничего не объяснят, но ваши ученые вскоре определят, что источником вредоносного психического излучения является разбитый корабль Precursor'ов на поверхности планеты. После этого летите к Syreen'ам - они сделают вам временно безмозглую команду, которым Exquivan позволят высадиться. На разбитом корабле обнаружится полуразумный (и полубезумный) компьютер, жестоко страдающий от программы вычисления подлинного имени-формулы Ethernal Ones. Вы избавите компьютер от страданий, прервав его кибернетическую жизнь, и заберете Precursor Datapack, который используете против Daktaklakpak (см. выше). После этого слетайте к Pkunk'ам, убедитесь, что с ними все в порядке, и сообщите об этом Exquivan; они признают, что капитан также прошел тест, однако от союза по-прежнему откажутся. Но после вашего общения с Precursor'ом Exquivan осознают неправильность своего пути "небытия разума" и присоединятся к Лиге.
Owa (Mnemosyne). Моллюски, зародившиеся в океане планеты, не знающей солнечного света. Считают радужные планеты своей собственностью и некогда захламили их антивеществом. Прежде, чем лететь к Owa (чьи координаты сообщают Harika), вам надо наведаться на одну из радужных планет и убить там патрульных Owa (иначе не будет темы для разговора). Убивать, впрочем, следует не сразу, а предварительно побеседовав. Они сами полезут в бой из-за того, что вы узнали их великую тайну, а именно тот факт, что из-за коллапса гиперпространства они не могут вызвать подкрепление с родной планеты. В беседе с главой (Reef Master'ом) Owa следует быть предельно правдивым и вежливым. Когда вы сообщите ему об убитых в бою соплеменниках, он порадуется, что они погибли с честью и теперь могут дать потомство. Оказывается, Owa с целью совершенствования своей расы перешли на искусственное размножение, используя генетический материал одних только героев. Owa дают Anti-Matter Scoop и Owa Exploration Vessel (см. выше). В Лигу не входят, но энергией разума делятся.
Lk (Q-Space Portal G). Сапрофиты, т.е. грибы, произрастающие на падали. Зародились на большой Precursor'ской базе, т.е., весьма вероятно, выросли на телах мертвых Precursor'ов, чем весьма гордятся. Несмотря на подобную природу, весьма разумны и много знают. При первом контакте обзывают вас шпионом Crux'a и лезут в драку; при следующем милостиво соглашаются вас выслушать, если вы докажете, что не работаете на Crux. В качестве доказательства требуют раздобыть для них Red Spiral Rail, каковой артефакт Daktaklakpak стерегут на Antaeus 1. Когда же вы, одолев целый флот Daktaklakpak, вернетесь с этим боевым трофеем, окажется, что Lk с самого начала знали, что вы не шпион, а атаковали вас лишь для того, чтобы узнать сильные и слабые стороны ваших кораблей. Несмотря на подобное поведение, по отношению к себе требуют честности, хотя и не надеются на таковую. Рассказывают о генетических матрицах Vux'ов и Vyro-Ingo, а также о Conc Rock - после того, как вы их найдете. Дают Sun Device, необходимый для воссоединения Chmmr, в обмен на обещание привезти им Signal Deflector - устройство, которое Precursor'ы создали с целью сбить Ethernal Ones со следа, однако так и не смогли довести до ума. Вы тоже это не сможете, поэтому, получив означенную побрякушку от Precursor'а, отдайте ее Lk. Те будут поражены вашей честностью и, хотя и не войдут в Лигу, но согласятся сдать энергию разума в общий котел.
Особые расы
Эти расы не имеют собственных планет и появляются в игре лишь на короткое время; все они качественно отличаются от прочих рас.
Arilou. В отличие от Star Control 2, вы не можете повидать их, когда захотите; они сами выходят с вами на связь, когда им это нужно. По ходу игры неоднократно сообщают полезную информацию. Прикидываются лучшими друзьями, точнее, покровителями землян; действительно, они наблюдали за земной цивилизацией с начала ее истории (именно они наведывались к нам на летающих тарелках и именно им посвящали люди разные загадочные чудеса древнего мира типа пирамид и Стоунхенджей). Precursor, однако, раскроет вам глаза на истинные цели этих вечно улыбающихся благодетелей. Как вы помните по второму Star Control'у, Arilou умеют перемещаться между измерениями, выходя тем самым за пределы нашего континиума. Именно таким образом они пережили предыдущее нашествие Ethernal Ones, опустошившее Галактику; однако прятались они в таких чуждых и враждебных областях мироздания, что их генофонд оказался подорван и истощен. Земляне для Arilou - резерв здоровых генов, надежда на спасение от деградации; собственные интересы землян при этом в расчет не принимаются. Финальное объяснение с Arilou происходит в преддверии прибытия Ethernal Ones. На ваше возмущение по поводу наглого использования землян без их ведома Arilou будут говорить, как им стыдно и как они нас ценят. Если вы поддадитесь на их уговоры бросить остальные расы и следовать за ними в другие измерения, Arilou с неизменной улыбочкой объявят, что им очень жаль прекращать ваше активное существование, однако вы будете жить - в их генах. После чего ваш корабль с замороженным навеки экипажем отправится на их склад. Так что не соглашайтесь следовать за ними. Кстати, это объяснение может и не состояться, если вы успеете спасти Галактику раньше.
Precursors. Пожалуй, самый большой сюрприз в игре ожидает вас, когда вы узнаете, кто такие Precursor'ы и куда они девались. Оказывается, Ethernal Ones наведываются в нашу Галактику полакомиться разумом не в первый раз. В те времена, когда Precursor'ы впервые столкнулись с этой проблемой, они сумели найти лишь один способ спасения: перестать быть разумными существами. Ценой уничтожения личностей спасти расу как биологический вид, способный после ухода Ethernal Ones вновь эволюционировать к вершинам разума. Те, кто не захотел платить такую цену, остались разумными, дрались с Ethernal Ones и погибли. Естественно, новая эволюция должна протекать ускоренно, для чего были созданы необходимые устройства, как то Cosmic Un-Devolver (он же планета Bergeren 2), активизируемый с помощью Variance Key. Обеспечивать же процесс возвращения в разумное состояние должны были Daktaklakpak, и в предыдущие циклы они это делали, однако в этот раз в их программе произошел сбой, и "всемогущие" Precursor'ы так и остались распространенными на многих планетах Ortog'ами. Да, да! Существа, которых земляне и другие современные цивилизации считали почти богами, используются как обычный мясной скот! Как только ученые Лиги, изучая уцелевшие записи Precursor'ов, сделают это потрясающее открытие, летите к Xchaggers, возьмите у них Ortog'a и отвезите его на Bergeren 2. Там активизируйте Variance Key, и к мычащей корове вернется разум - правда, временно. Precursor потребует от вас обещания не причинять вреда его оскотинившимся соплеменникам и не разглашать тайны его расы - дабы другие цивилизации, жаждущие артефактов и технологий, не принялись реэволюционизировать Precursor'ов, что было бы для них очень некстати перед самым прибытием Ethernal Ones. За спиной возлежащей на планете коровы маячит пушка, так что не отказывайте в этой просьбе и вообще будьте вежливы. Precursor расскажет много интересного о своей и других расах, объяснит, для чего служит Plasma Regroover, а также снабдит вас Signal Deflector'ом и Sentience Collator'ом - после чего вновь обратится в животное...
Heralds. Прибывают в систему Highpoint после ваших побед над Ploxis и Orz'ами. Объявляют Галактику Млечного Пути собственностью Ethernal Ones и предлагают вам сдаться, взамен чего обещают смерть без мучений. После того, как вы разобьете их флот (делается это опять-таки двумя-тремя Utwig'овскими кораблями), их командир сдается. Не убивайте его, а поговорите и узнайте, что его раса - не сами Ethernal Ones, а всего лишь их герольды, служащие космическим вампирам в обмен на право жить. В их задачу входит истребить разумную жизнь в Галактике и траспортировать энергию разума в нужное место (сами Ethernal Ones уже не пачкают рук этой работой и вмешиваются лично лишь тогда, когда герольды не справляются). Герольды ненавидят своих поработителей, но не знают, как с ними бороться. Вы велите им предоставить в ваше распоряжение имеющиеся у них технологии, и они передают вам Sentience Tresher. После этого ваши ученые выясняют, что при используемой методике теряется почти вся энергия разума и что можно построить прибор с высоким КПД, не требующий причинения вреда разумным существам. Чтобы соорудить этот прибор (Sentience Collector), потребуются Sentience Collator, Sentience Notation Device, Sentience Tresher и Ebon Hinge (к этому времени у вас уже должны быть все эти артефакты.) После чего облетаете квадрант, собираете энергию 13 рас (Owa, Lk, Exquivan, Chmmr, Syreen, Human, Spathi, Ur-Quan, Pkunk, Harika, Doogs, Clairconctlar, Xchaggers), возвращаетесь в систему Highpoint, подлетаете к центральногалактическому порталу и опорожняете туда Sentience Collector. Галактика спасена, игра пройдена.