Сказка в стиле "сюр" или триклозан-карбомидовые сны Посыл.
Если развитие компьютерных игр сохранит сегодняшние тенденции, то уже совсем скоро спор о том, "следует ли легализовать легкие наркотические средства", отпадет за полной ненадобностью последних. И все потому, что из компьютерных игр любой желающий сможет почерпнуть всю гамму световых, звуковых, а возможно когда-нибудь и вкусовых ощущений, обычно сопровождающих прием вышеупомянутых химических соединений.
Почти полное отсутствие побочных эффектов (за исключением возможной головной боли и усталости в глазах), создает этому виду расслабления весьма хорошие перспективы. Единственное, чего пока еще не удалось до конца побороть, так это эффект привыкания. Увы, войдя однажды в виртуальный контакт с такой игрой, оказывается чрезвычайно сложно оторваться от экрана монитора, что, естественно, может надолго вырвать играющего из продуктивной общественной жизни и навлечь на его голову праведный гнев со стороны домочадцев.
Однако эти незначительные неприятности не способны остановить человека, стремящегося соприкоснуться с неизведанным. А игровой рынок так и норовит в последнее время преподнести нам такие сильнодействующие на психику сюрпризы.
Развитие.
Не успел я еще отойти от психоделического творения Дэйва Перри, "Sacrifice", как на мою голову обрушилась новая напасть, принесенная в мой дом странным господином по имени American McGee. И в отличие от мистера Перри, этот товарищ обрушил на меня не просто мир своих странных иллюзий, а преподнес совершенно новое прочтение всемирно известной сказки Л. Кэрролла про приключения девочки Алисы в Стране Чудес и Зазеркалье.
Сказка про Алису уже сама по себе может считаться великолепным образчиком сюрреализма. Но если, читая книгу, все образы достраивает исключительно наше собственное воображение, то в своей игре мистер McGee предлагает нам погрузиться в мир его темных фантазий на эту тему. И должен Вам признаться, это оказалось действительно очень круто.
То, что предстало перед моим взором, практически не поддается никакому словесному описанию. Вначале в голове роятся только междометья: ух... ах... ну бл..., и только через некоторое время рассудок плавно привыкает к открывшейся перспективе. Не знаю, как объяснить Вам это ощущение, но одно могу сказать совершенно твердо, никаких сомнений в том, что я оказался в Кэрролловской Стране Чудес, у меня ни на секунду не возникло.
И хотя по замыслу авторов мы попадаем в этот замечательный мир вовсе не на экскурсию, а на войну, даже в бою иногда наступают "привалы", когда можно просто насладиться удивительным и абсолютно "сюрным" видом вокруг. Простите, я не смогу описать ЭТО словами, поэтому посмотрите на Screenshot'ы и подумайте о том, что большинство показанных на них моментов в динамике еще имеет массу движущихся частей, что производит просто ошарашивающее впечатление.
История.
Итак, вернемся к самой "сказке". Внимательно посмотрев заставку, Вы без труда поймете, что наша героиня, Алиса, пребывает буквально на грани психического срыва после нелепейшей гибели ее родителей во время сильнейшего пожара. Естественно, что находится она отнюдь не в стенах своего родного дома, а в весьма специализированном учреждении, под присмотром врачей. Однако никакие медикаментозные средства не помогают ей избавиться от навязчивых ночных кошмаров. И вот в одну из таких ужасных ночей совершенно неожиданно ей является странный Белый Кролик, за которым, в попытке спастись от преследующих образов, она, не раздумывая, прыгает в таинственную нору...
Страна Чудес, открывшаяся ее взору, представляла собой довольно гнетущее зрелище. Изнывая под гнетом тираничной королевы, Дамы Червей, прекрасный край пришел в совершеннейший упадок. Местное сопротивление, было слишком не организовано, чтобы самостоятельно свергнуть деспотичного монарха. И в результате, случайно появившаяся из ниоткуда Алиса невольно оказывается в роли спасителя этого странного на вид, но доброго по изначальной сути, мира.
И вот, наша испуганная героиня начинает свои поиски истины, стараясь не отстать от спешащего куда-то по своим делам Белого Кролика. В пути ее будет подстерегать множество опасностей и загадок, сюрпризов и разочарований, потерь и встреч. Порой, кажущиеся дружелюбными персонажи, на деле обернутся ее злейшими врагами, но и помощь будет иногда приходить совершенно неожиданно.
Главным другом и советчиком Алисы, естественно, станет Чеширский Кот. Хоть он и не будет принимать непосредственного участия в ее "боевых действиях", к его ценным советам стоит постоянно прислушиваться.
Одним словом, путь Алисе предстоит неблизкий и непростой. Однако слагать саги о ее славных делах и подвигах мы оставим на долю благодарного народа Страны Чудес, а сами сразу обратим свои взоры к сути.
Факты.
Если говорить языком сухих терминов, то Gameplay, которым встретит Вас игра Alice, весьма разнообразен и несколько неоднороден. Есть в его витиеватой структуре место простому Adventure, когда потребуется найти верный маршрут, подобрать комбинацию рубильников или решить шахматную задачку. Причем, особенно много таких моментов в начале. Игра как бы заманивает Вас в свои дебри, не слишком акцентируя внимание на Action.
Но, уже начиная со второй трети, действия в ней будет больше чем достаточно. Причем авторам удалось найти почти идеальный баланс между прыгательно-бегательными упражнениями и огневыми поединками. На уровнях, где преобладает эквилибристика, врагов встречается не очень много, в то время как зоны, где нужно проявить боевое искусство, почти всегда просты в прохождении и имеют место для маневра. Такой баланс позволяет Вам сосредоточить свое внимание на чем-нибудь одном, при этом, не забывая вовремя чередовать развлечения.
Есть и специальные уровни, где один из видов Action полностью вытесняет своего коллегу. Так для ультимативной проверки боевого искусства служат Боссы, сражения с которыми происходят по всем канонам на замкнутых, небольших аренах. Не могу сказать, что эти схватки доставляли мне большое удовольствие, скорее они показались данью "консольным" стандартам, которые я не очень уважаю в компьютерных играх. Однако в колоритности и оригинальности этим одиозным фигурам не откажешь.
Арсенал.
Раз уж я заговорил о чистом Action, самое время сказать несколько слов об оружии, точнее о тех магических по своей сути предметах, которыми будет крушить врагов наша маленькая нимфетка. И поскольку все виды "вооружений" весьма оригинальны, остановлюсь вкратце на каждом из них.
Единственный предмет, который может носить гордое имя оружие по праву рождения, это Vorpal Blade. При всей красоте своего названия, на самом деле это огромный разделочный кухонный нож, с которым наша весьма субтильного вида девчушка управляется на уровне заправского повара. Причем кроме простого расчленения врагов в ближнем бою, в альтернативном режиме атаки она еще и ловко метает его на приличные расстояния. Это оружие, не требующее расходования магической энергии, а потому станет Вашей последней опорой в критических ситуациях.
На втором месте идет колода карт (Cards). По сути, их использование напоминает очень скорострельный автомат (но несколько пониженной убойной силы). И главным его отличием от своего огнестрельного собрата является самонаведение снарядов на цель (правда, не в очень больших пределах).
Третье почетное место занимает наиболее эффективное в первой половине игры оружие Croquet Mallet. Если Вы помните, королева карт в сказке очень любила играть в крокет, делая клюшки из живых фламинго. Вот одной из таких крокетных клюшек нам и предстоит орудовать. С одной стороны, это прекрасное орудие ближнего боя, не только больно бьющее врага, но и закрепляющее произведенный эффект дополнительным электрическим разрядом. С другой стороны, в альтернативном режиме атаки, Алиса ловко закидывает горящие крокетные мячики на весьма внушительное расстояние, поэтому и на дистанции Croquet Mallet оказывается на высоте.
О Jack bomb, выскакивающем и взрывающемся потом чертике, ничего лестного, увы, сказать не могу. При всей внешней эффектности взрывов и огня, производимого этой штучкой, использовать ее в реальном бою оказывается очень сложно. Вероятность того, что Алиса удачно метнет данную бомбу, а незадачливый враг на нее наступит - крайне мала. Поэтому я использовал ее редко (если не сказать почти никогда).
Следующий вид оружия Ice Wand. Очень эффективный ледяной жезл, выбрасывающий вперед струю снега и замораживающий все на своем пути. Оружие замечательное, особенно при применении против огненных монстров во второй половине игры. Единственным недостатком оказывается достаточно высокая скорость расхода запасов магической энергии.
Явно из области азартных игр пришли в игру Demon Dice. Это такие магические кости, причем не каждое их применение может дать сколько-нибудь полезный результат, все зависит от суммы выпавших очков. Правда, при благоприятном для Вас исходе, эффект оказывается весьма впечатляющий: на Ваших удивленных глазах открывается потусторонний портал и оттуда влезает нечто демонической наружности, сразу же набрасывающееся на врагов. Увы, при всей крутизне, из-за вероятностного характера действия, тоже оказываются трудно применимы.
Дальше нас погружают в восточные единоборства и искусство ниндзя, давая на вооружение Jacks (сюриккены). Они тоже самонаводящиеся, как и карты, и обладают значительной убойной силой. Однако, будучи выброшены, могут атаковать только одного противника. Что делает их тоже далеко не универсальными.
На заключительных этапах игры Алисе станут доступны еще два вида вооружений - Jabberwock's Eye Staff и Dead Time Watch. Но позвольте оставить их использование за рамками этого рассказа, ведь должны же быть в игре хоть какие-то сюрпризы и для Вас.
Вывод по системе оружия, увы, не очень утешительный. При серьезно возрастающей к концу игры сложности и количестве врагов, никаких эффективных средств борьбы так и не появляется. В результате из всей предложенной палитры я в основном чередовал Cards, Croquet Mallet и Ice Wand, изредка развлекаясь метанием ножа. Возможно, мне не хватило широты мышления для использования более экзотических вооружений, а возможно им и вправду серьезно не хватает сбалансированности.
Еще факты.
Ладно, оставим войну в покое и перейдем к "спортивному" виду Action. Для оттачивания Вашей ловкости авторы тоже разработали специальные эпизоды. В одном из них придется убегать по извилистому желобу от догоняющего героиню огромного камня, в другом плыть за черепахо-быком по подводному лабиринту, стараясь не выбиться из фарватера его пузырьков. А уж механический уровень, наполненный огромными движущимися шестернями, наверняка не оставит никого равнодушным.
Кстати, об эквилибристике. Наша зеленоглазая героиня, хоть и не владеет всеми трюками из классической школы мадам Крофт, весьма неплохая гимнастка. Она может не только очень ловко прыгать, но и с легкостью лазает по канату на одних руках, подтягивается на карнизы и плавает. Управление хоть выполнено и не совсем стандартно, не вызовет проблем в освоении у любого, кто хоть раз играл в 3D от третьего лица.
Есть у авторов и весьма интересные задумки, по облегчению прыжковых упражнений. Так, если навести прицел на близлежащую (точнее не слишком удаленную) зону пола, то прицел превращается в симпатичную пару следов, и при нажатии кнопку "прыжок" Алиса сама переносится точно в то место. Идея, прямо скажем, отличная, но реализация опять малость подкачала.
Этот алгоритм практически никогда не срабатывает на движущихся поверхностях (коих в игре много), его невозможно применить при запрыгивании на более высокие места (просто туда прицел не наводится), а еще частенько место, прыжка закрывается фигурой самой героини и не понятно - есть там заветные "следы" или нет. В результате, слегка побаловавшись этим новшеством в начале игры, почти всю ее я проходил по старинке, полагаясь лишь на свое внутреннее ощущение расстояний.
Итог.
Что сказать Вам вместо вывода. Несмотря на все мои предыдущие замечания, игра American McGee's Alice, безусловно, принадлежит к разряду сильнодействующих на психику средств. Тем более обостряется этот эффект тем, что где-то к середине игры понимаешь, что все происходящее на экране отнюдь не простая сказка о забавных приключениях в Стране Чудес. Все это - плод больного воображения маленькой девочки, находящейся на грани между разумом и безумием. И ее борьба за справедливость в вымышленной стране - всего лишь попытка навести порядок в собственной детской головке.
Увы, сумасшествие - очень сложная штука, так до конца и не изученная современной медициной. Возможно, что в головах многих больных (а возможно и вполне здоровых с виду) людей происходит именно такая борьба за свой рассудок, которую нам выпадает шанс понаблюдать на примере испуганной маленькой девочки Алисы.
К сожалению, чужое сумасшествие - это только отвлеченный пример, не способный помочь лично Вам или мне. Можно почти наверняка утверждать, что подобная "Страна Чудес" у каждого из нас своя, и, наверное, каждый должен сам хоть раз в жизни испытать, как же глубока бывает порой кроличья нора...