Без правил, без дороги... и без "башни" Insane - это игра, которая на 100% оправдывает свое название. Более безумных и захватывающих гонок по бездорожью еще не было в истории. Да что там, Insane вполне может претендовать на звание "лучшая игра" среди аркадных гонок. Уникальное сочетание простоты и детальности дает в результате субстанцию, от которой практически невозможно оторваться.
Вот, в двух словах суть игры. На тридцати различных территориях поверхности Земли и Луны достаточно хаотично расставлены ворота. Нужно уметь провести свой автомобиль в указанные ворота первым. Больше никаких правил и ограничений нет. Но за видимой простотой скрывается детальная проработка физики движения каждого из 20-ти доступных в игре средств передвижения и его взаимодействия с окружающей средой. Каждая машина требует к себе индивидуального подхода и стиля вождения, зависящего от типа привода (передне-, задне- или полноприводная) и расположения центра тяжести. В зависимости от степени повреждения автомобиля меняются его ходовые качества и расположение центра тяжести. Почему я делаю акцент на центре тяжести? Потому что рельеф местности изобилует перепадами высот с разными углами наклона склонов.
Для однопользовательской игры доступны три режима - Championship, Quick Race и Practice. В соответствии с законами жанра, в самом начале игры игроку доступно очень немного - один класс машин (а всего их в игре пять - Sports, 4x4, Trucks, Pick-Up и Extreme), три типа игры (всего их восемь - Jamboree, Return the Flag, Gate Hunt, Pathfinder, Destruction Zone, Capture the Flag, Off-Road Race и Free Roam) и всего три территории. Для того чтобы открыть все остальные, нужно выиграть чемпионат. Очень оригинально выполнен список этапов чемпионата. Этапы располагаются в виде матрицы, по одной стороне которой территории, а по другой - режимы игры. В самом начале доступен для участия этап, расположенный в левом верхнем углу матрицы. После победы в нем, открываются соседние с ним этапы. После этого можно выбирать для участия любой из доступных.
Не менее любопытна статистика, накапливаемая во время игры. По окончании этапа можно узнать, кто из участников совершил самый длинный или самый высокий прыжок, кто развил самую высокую скорость, а кто был самым безумным гонщиком, а кто, наоборот, самым осторожным. И еще много подобной информации.
В каждом классе есть машины, на которых легко выигрывать - они быстры и устойчивы, но они обладают прочностью хрусталя, и практически мгновенно выходят из строя при столкновениях с препятствиями и соперниками. Другие машины крепки как челюсть боксера, но медлительны как его мысль. Поэтому перед началом того или иного соревнования нужно тщательно подходить к выбору средства передвижения, чтобы не оказаться в середине этапа у разбитого корыта.
Но основное предназначение Insane - это многопользовательская игра. Вот где есть развернуться удалым молодцам. По уровню адреналина, выбрасываемого в кровь, до Insane далеко любым другим сетевым гоночным симуляторам и многопользовательским шутерам во главе с Quake, но это мое личное мнение, вполне возможно, что с ним не согласятся любители побегать по узким коридорам.
По неписаным законам написания обзоров, в статье обязательно нужно сказать о недостатках описываемой игры. В случае с Insane это неимоверно сложная задача. У нее практически нет недостатков - великолепная графика, изумительная физика движения автомобилей, завораживающие пейзажи, наполненные жизнью, потрясающая модель повреждений. Единственное, что мне не понравилось - это вода. Я ожидал, что автомобиль, влетающий в водоем, вызовет фонтан брызг, а в результате увидел невразумительные капли, и то, после того, как машина выскочила на берег. Зато прыжки и полеты автомобиля захватывают дух... Но я опять начал расхвалить игру, значит, пора делать вывод. Он достаточно прост и лаконичен - в Insane нужно играть.