Наверное, Вы еще помните или хотя бы слышали о тех временах, когда Windows носил номер 3.11, крутым компьютером считался 486, а об каких-то там трехмерных графических ускорителях не слышали даже самые продвинутые из геймеров. Именно тогда на свет появился один из самых успешных проектов в игровом мире - Myst. Я не буду перечислять все его многочисленные титулы и звания, точное количество проданных копий, давно переваливших десятимиллионный рубеж... скажу лишь, что это классика, с которой, собственно, все и пошло-поехало. То есть Myst из разряда тех игр, которые и являются "отцами-основателями", или краеугольными камнями, если хотите, целых направлений или даже жанров. В том же ряду: Dune, Wolfenstein 3D, Tomb Raider...
В 1987 году братья Миллер основали компанию Cyan, специализировавшуюся на выпуске развлекательных программ и получившую широкую известность после выхода в 1993 году игры Myst. На создание этого без кавычек нетленного произведения компании потребовалось два года. В эту игру играли все, ну или практически все, о ней писали, ей восхищались... Но время идет, и уже выросло целое поколение игроков, которые вообще про сей шедевр начала 90-х не слышали. Конечно, теперь графические стандарты уже совсем другие (да и "железо" в своем развитии убежало уже черт знает куда) и статичным слайд-шоу навряд ли кого-то можно серьезно увлечь.
Зато идеи и наработки, заложенные в первом Myst, остаются актуальными и по сей день. Именно поэтому Cyan решилась на выпуск ремейка Myst, который бы полностью соответствовал всем современным требованиям. Для этого они даже малость посотрудничали с японской конторой Sunsoft, которая занималась созданием трехмерного движка Headspin. Он же, кстати, будет использоваться и для нового проекта Cyan - Mudpie.
А теперь поговорим непосредственно о самой игре. Перед нами - классический ремейк, то есть игра, которая практически полностью повторяет прославленный и увешанный всеми возможными титулами и регалиями оригинал. Только теперь все стало трехмерным. Сама же атмосфера игры, все места, оригинальные строения, головоломки (вплоть до последнего винтика или циферки - все осталось на своих местах. Причем все это передано именно таким образом, чтобы не упустить "атмосферу" оригинала. Я даже как-то сразу не сразу осознал, что игра стала полностью трехмерной, просто поначалу пытался кликать мышкой в экран и долго не мог понять, почему это у меня не грузится новая картинка. Только уже опосля пришла мудрая мысль - ходить здесь надо, ешкин кот, ходить!..
Сюжет в игре, разумеется, тот же - вы оказываетесь в роли странника, случайным образом оказавшегося на острове Myst. С этого острова можно, решая сложные (и не очень) головоломки, попасть на несколько других. При этом основная цель всей игры - сбор страниц для двух книг, лежащих в библиотеке, где заточены сыновья создателя этого мира, мира книг-островов. Они люди явно нехорошие и, в конце концов, получат по заслугам, это если вы выберите правильную концовку, которых здесь целых четыре.
Про головоломки, из которых вся эта игра и состоит, я вам рассказывать вообще-то не хотел. "Ветераны" и так все наизусть знают, а новичкам же эта информация может только повредить, поскольку раньше времени раскроет кое-какие секреты. Могу лишь сказать, что именно за свою логичность и привлекательность они и пришлись по сердцу всем поклонникам компьютерных игрушек во всем мире. Кстати, о секретах. Поскольку это не новая игра, а всего лишь трехмерная копия оригинала, то и солюшен к ней подойдет от первого Myst'a. Единственное, чего вы там не найдете - это описания новой эпохи, которая начнется именно с того момента, где кончается оригинальный Myst. Головоломки там несколько посложнее, графика сочнее, ну и, понятно, сюжет получит свое логическое продолжение.
Графика - это один из самых сильных моментов (после головоломок, конечно же) в этой игрушке. Движок однозначно заслуживает наивысших оценок. Тут предусмотрена даже смена дня и ночи, погодные условия вроде дождя или снега. Источники света отбрасывают реальные тени, океанические волны перекатываются с дивной реалистичностью. В общем, от былой "мертвой" статичности не осталось и следа. Дома и постройки просто потрясают, редко где можно увидеть настолько красиво спроектированные и вписанные в окружающий рельеф чудеса архитектурной мысли. Былая достоверность, кстати, выписана тут выше всяких похвал. Создается полное ощущение, что это тот самый старый-добрый Myst и есть.
Правда, за всю эту "немыслимую красоту" придется расплачиваться совсем не слабыми системными требованиями. Так что если у вас стоит что-то менее навороченное, чем PII-450, 128MB RAM, 16MB 3D, то игра в таких условиях будет чувствовать себя не совсем уютно. Конечно, отсутствие вышеозначенной конфигурации ничем серьезным вам не грозит (это ведь не шутер все-таки), но о "дивной плавности" при передвижениях в таком случае придется забыть.
Напоследок я хотел бы еще раз отметить, что Myst - это непреходящая классика, в каком бы новом обличье нам его не представляли. Играть в него было интересно и 7 лет назад, ничуть не изменилось это положение и теперь. Причем, я полагаю, вновь окунуться в мир непостижимых сюрреалистических островов будет интересно и всем тем, кто уже давным-давно отыграл свое в Myst. Потому как головоломки со временем забываются, а значит, вновь придется долгими часами бродить по очередному острову в поисках подсказок или каких-либо наводящих на нужные размышления предметов. Ну, а про "племя молодое" и говорить-то нечего - иметь в своей коллекции Myst - даже не рекомендация, а настоятельное требование. И вовсе не потому, что это какой-то там "оживший мастодонт" из "допентиумной" эпохи, а просто потому, что это действительно классная игра. Ручаюсь.