Там шпионки с крепким телом,
Ты их в дверь, они в окно...
В.Высоцкий Понадобилось всего несколько минут, чтобы найти в подвале книжные полки, за которыми, если информатор не наврал, находится вход в секретный исследовательский центр. Особого доверия к информатору Кэйт Арчер не испытывала, слишком уж сальные у него были глазки. Девушка допускала легкий флирт на работе, но в разумных пределах. Этот же парень, похоже, никогда не упускал шанса развлечься.
Кэйт забросила автомат за спину и достала любимый пистолет с глушителем. Эту часть операции она постарается провести тихо, не привлекая лишнего внимания к своей особе. Стрельбы было уже более чем достаточно. По возвращении в U.N.I.T.Y. с нее и так спросят за каждую выпущенную пулю и каждого врага, который имел честь ее лицезреть. Начальство и так не в восторге после провала миссии в Марокко, так что не стоит лишний раз давать ему повод напомнить об этом. Выслушивать оскорбительные намеки, что именно она виновата в смерти Бруно, Кэйт больше не сможет.
Девушка постаралась успокоиться и сосредоточиться на предстоящем задании. Нужно проникнуть в центр, найти профессора и вместе с ним покинуть тщательно охраняемое и сверхсекретное учреждение. В теории все выглядело идеально, но на практике оказалось все немного сложнее. Одна из камер наблюдения засекла ее после убийства двух патрульных. После этого автоматные очереди не смолкали вплоть до того момента, когда последний солдат не упал на пол.
Кэйт Арчер нажала на полку, и фрагмент стены повернулся вокруг своей оси, открывая вход в исследовательский центр. Девушка осторожно проскользнула внутрь и оказалась в просторном холле с колоннами, в глубине которого располагалась застекленная галерея с охранником. Никто не обратил на приход Кэйт никакого внимания. Камера наблюдения размеренно обозревала холл, охранник на втором этаже смотрел куда-то вглубь коридора. Дождавшись, пока камера повернется в другую сторону, Кэйт на корточках пробралась за колонну. Здесь камера ее видеть не могла. На следующем цикле девушка добежала до лестницы и поднялась на один пролет.
Охранник все так же отрешенно обозревал коридор перед собой. Кэйт была поражена его халатностью. И чему его только учили? Неужели внутренняя охрана так уверена в надежности наружной? Ну что ж, если охранники и дальше будут такими же "бдительными", миссия закончится, как запланировано. Выстрел в голову закончил дежурство охранника. Девушка проскользнула на галерею и заглянула в коридор. Ничего интересного там не было. В конце коридора висела камера наблюдения, да за стеклом лаборатории двигался кто-то в белом халате. Кэйт надела солнечные очки и включила увеличение. Лаборант оказался мужчиной. "Странные вкусы у восточных немцев", подумала девушка, снимая очки...
Игра воспринимается не как first-person shooter, а, скорее, как шпионский боевик, чем, в сущности, она и является. Большое количество диалогов связывают между собой отдельные миссии и фрагменты миссий. Жаль, что так мало возможностей выбрать направление разговора или повлиять на развитие беседы в целом. Обычно предлагается выбрать один из двух ответов, и то в самом начале разговора. После этого остается лишь наблюдать со стороны на пикировки Кэйт Арчер с собеседниками. Если бы у игрока была возможность более активно вмешиваться в ход разговора, выбирая тот или иной вариант ответа или вопроса, это значительно усилило бы эффект присутствия в игре. Но нет в мире совершенства.
Так как NOLF - это игра про шпионов, а любой уважающий себя шпион вооружен не только огнестрельным или холодным оружием, но и всевозможными приспособлениями (так и хочется написать "шпионскими штучками", но это было бы тавтологией). Не является исключением и очаровательная Кэйт. В ее дамской сумочке всегда найдется место для помады, в которую встроена мини-граната, бутылочки с порошком, бесследно растворяющем человеческие тела. Солнечные очки со встроенной миниатюрной фотокамерой незаменимы для чтения секретных материалов. Помимо перечисленных, Кэйт Арчер может использовать еще много других устройств, часть из которых является необходимой частью ее экипировки для выполнения заданий, а без других вполне возможно обойтись. Учебный курс по пользованию оружием и спецоборудованием удачно вплетен в общий сюжет игры.
Главное преимущество шпиона - сохранение своего инкогнито. Иначе вместо одного шпиона, достаточно было бы послать взвод морских пехотинцев. Поэтому, именно способность оставаться незамеченной выше всего оценивается при подведении итогов задания. Конечно, практически любую миссию можно выполнить, идя напролом, благо убойной силы оружия, которое носит с собой хрупкая на вид девушка, достаточно для уничтожения небольшого гарнизона. Но в массированной перестрелке слишком велик шанс получить пулю, а слушать, как Кэйт Арчер вскрикивает, после того как в нее попадает очередная пуля, лично я не могу. В зависимости от своего количества противник придерживается различной тактики ведения боя. Большие группы предпочитают атаковать, а одиночки и пары придерживаются оборонительной тактики, прячась за препятствиями и время, от времени меняя свое местоположение. Во время поисков Арчер патрули оказывают психологический прессинг, говоря, что никуда от них не скрыться и тому подобные фразы. Большой неожиданностью для меня оказалась манера противника стрелять сквозь дверь, перед тем как ее открыть. Отверстий в двери, правда, не остается, но пули сквозь дверь пролетают и очень часто попадают в Кэйт Арчер, создавая впечатление, что враги точно знают ее местонахождение.
Анимация персонажей выполнена очень реалистично. Это касается и синхронизации губ с произносимыми словами, и других движений, таких как бег, перекаты и т.п. Особенно приятно наблюдать за тем, как вниз по лестнице скатывается противник, мгновением раньше стоявший наверху лестницы. Но в отличие от большинства последних игр жанра FPS, в NOLF отсутствует возможность четвертовать противника, отстреливая ему руки-ноги. Эта особенность, вкупе с малым количеством крови подчеркивает стилистику шпионских фильмов 60-х годов. Но невозможность отстрелить конечность не означает того, что попадание в любую часть тела наносит одинаковый урон. Отнюдь. Попадание в голову практически стопроцентно означает смерть, а ранение в руку или ногу лишь на время выведут противника из равновесия.
No One Lives Forever - одна из самых стильных и захватывающих игр, в которые я играл за последние годы. Погружение в атмосферу противостояния секретных служб начинается со вступительного ролика, в котором показано планомерное уничтожение секретных агентов неизвестным злодеем, оставляющем на месте преступления свою визитную карточку - цветок тюльпана. Антураж фильмов типа "Мстителей" и ранней "Бондианы" подчеркивается музыкальным рядом, меняющимся в зависимости от происходящего в игре. Саундтрек от NOLF заслуживает того, чтобы быть выпущенным отдельным диском. Возможно, NOLF не дотягивает до Half-Life, но это отставание пренебрежимо мало.