Со времени окончания холодной войны американцам не хватает достойного противника. Ну разве это дело для великой державы - вправлять мозги какому-то Ираку или там Югославии. Тем паче что подобные акции приводят не столько к вправлению мозгов, сколько к сплочению угнетенных народов вокруг бомбимых диктаторов (ну то есть диктаторы являются целями бомбардировок, а бомбы достаются как раз народам, ну да это мелочи, сами понимаете). Победа над таким врагом не приносит истинного удовлетворения - все равно что слону (или ослу, в зависимости от того, какая из американских партий у власти) паука затоптать. А если этот паук еще и огрызнуться умудрится и собьет, к примеру, дуриком, из какой-нибудь недоржавевшей рухляди, суперсовременный навороченный F-117 Stealth, так и вообще конфуз на весь мир получается. Да еще визг в мире поднимается насчет превышения мандатов ООН. Короче, фигня одна, а не война.
Вот и решили в компании Mission Studios развязать войну покрупнее. Настоящую, серьезную, которой можно гордиться. К 2012 году, по их мнению, силы мирового зла в лице России, Китая и Северной Кореи (совершенно непонятно, куда девали Ирак) объединятся в Коалицию и после серии провокаций, имеющих целью распылить американские вооруженные силы по горячим точкам во всем мире, начнут войну против США. Совершенно непонятно, куда девалось ядерное оружие, делающее такой сценарий невозможным; однако, надо отдать авторам должное, начало войны описано довольно правдоподобно. А именно - русские выводят на орбиту и распыляют со спутников, в прямом смысле, кучу мусора. Которая в процессе своего движения сносит на своем пути спутники, в первую очередь американские, поскольку их там больше всего. В итоге в считанные минут вооруженные силы США остаются без дальней связи и космической разведки, что полностью разрушает централизованное управление войсками (попутно еще вражеские хакеры взламывают сети Минобороны, что, впрочем, уже крайне маловероятно - выход в Интернет имеют лишь второстепенные службы, типа каких-нибудь складов обмундирования, и все громкие сообщения о "хакерах, взломавших Пентагон" связаны именно с ними; в системы, ответственные за стратегическую безопасность, практически невозможно проникнуть извне). Между прочим, проект уничтожения американских спутников с помощью летящего с космической скоростью облака мусора вполне реально рассматривался еще во времена программы "стратегической оборонной инициативы" (СОИ - как теперь уже известно, программа эта была блестяще разыгранным блефом, вынудившим СССР окончательно надорвать пупок в гонке вооружений); причем, что самое смешное, эффективного противодействия такому приему так до сих пор и не найдено - против лома, как говорится...
Ну, так вот. Значит, связь нарушена, местные командиры предоставлены сами себе, а тем временем силы Коалиции оккупируют Гавайи и штурмуют Западное побережье, высаживаясь в штатах Вашингтон, Орегон и Калифорния. Вам, в качестве пилота одной из американских эскадрилий, базирующихся вблизи Сан-Франциско, приходится вступить в бой чуть ли не прямо из тренировочной миссии.
В общем, положение действительно серьезное. Доблестной американской армии приходится потратить аж целых 18 дней, чтобы добиться капитуляции противника (правда, не всего, а только высадившихся в Калифорнии частей - но это, как вы понимаете, становится для Коалиции началом конца). Эти 18 дней уложены в 32 миссии линейной кампании (строго говоря, кампаний 2, первая - обучающая).
Миссии можно также пролетать по отдельности в режиме instant action, причем там они доступны сразу все, а не только те, что вы уже прошли в кампании. Миссии вполне классические - лететь по waypoint'ам, уничтожить или защитить такие-то объекты. После того как задача выполнена, вы можете завершить миссию сразу или долететь до базы и сесть. Второе можно выбирать вполне безбоязненно - даже если вас собьют по дороге, вы можете нажать "завершить миссию" и получить вожделенный mission complete. То же самое произойдет, если вы катапультируетесь. И даже если вы разобьетесь при катапультировании или вообще ничего будете делать, а позволите самолету спокойно упасть - миссию все равно засчитают. Если же вас грохнут раньше, чем вы выполните миссию, то вам, как водится, придется перелетать ее заново. Сбивают, кстати, с одного попадания ракеты, и отстрел противоракетных ловушек хотя и ощутимо помогает, но стопроцентной гарантии не дает - тут все вполне реалистично.
Вероятность разбиться при посадке, даже при выставленном в опциях максимальном реализме (а иначе я, разумеется, и не летаю), практически равна нулю - ну разве что если на авианосец, и воткнутся в него ниже палубы; сверху же на нее можно плюхнуться совершенно непотребным образом и остаться в живых. Вот мы и добрались до физической модели, и, как вы уже можете догадаться, она разочаровывает своей аркадностью. В полете, срыв потока и сваливание начинается лишь при таких скоростях, на который в воздухе не держатся даже кукурузники. Сесть тоже можно, как на кукурузнике - куда угодно, хоть на склон горы, и даже на брюхо (за всю историю более-менее современной реактивной авиации такое лишь один раз удалось одному российскому летчику в Африке, и то он получил серьезные травмы). Но самый цирк в том, что можно сесть на воду и ехать по ней, аки посуху. Когда вы едете не по полосе, то почему-то не можете разогнаться до взлетной скорости; никакой тряски при этом не чувствуется, хотя вообще в игре на виражах вас мотает относительно кабины (если включена соответствующая опция).
В игре к вашим услугам 3 американских истребителя: F-14 TomCat, F/A-18 Hornet и все еще не поступивший на вооружение в реальности, но хорошо знакомый по другим симуляторам F-22 Raptor. Существенной разницы, кроме как по внешнему виду и по боезапасу, я между ними не заметил. Перед началом каждой миссии вы можете выбрать самолет и один из стандартных боекомплектов. Ассортимент вооружения, надобно заметить, небогатый. Нет ни противорадарных, ни противокорабельных ракет; есть пушка (снаряды кончаются, и попасть, кстати, непросто), три вида ракет "воздух-воздух" и для поражения наземных целей - старые добрые Maverick'и и три вида бомб, в том числе - с лазерным наведением; для этого кнопкой "L" активизируете систему LANTIRN, наводитесь на цель и производите сброс; при этом будьте осторожны - пока вы наводитесь, машину за вас никто не ведет, если, конечно, не включен автопилот. Автопилот, кстати, убогий - обеспечивает просто полет по waypoint'ам, ему нельзя задать ни высоту, ни скорость; ну да управление вообще примитивно-аркадное, перечень всех кнопок не занимает даже полного экрана - разве это нормально для симулятора? Соответственно, никаких режимов радара (переключается только его дальность) и прочих наворотов.
К AI претензий нет - и свои, и противник ведут себя вполне грамотно, и далеко не факт, что в дуэли один на один вы выйдете победителем. Вот только управлять вы можете лишь одним ведомым, и ассортимент команд - минимальный: "атакуй мою цель", "удерживай позицию" и "вернись в строй".
Графика в игре ощутимо поприличнее, чем модель полета и управления, хотя тоже
не без недостатков. Во-первых, есть откровенные глюки с исчезающими текстурами - то кусок взлетной полосы пропадет, то на месте гор распахнется голубая или черная бездна. Во-вторых, рельефу, как и во многих подобного рода играх, недостает плавности - хотя нельзя сказать, что он совсем уж грубо-угловатый. Сан-Франциско, увы, сделан по классической схеме: один квартал реальных домов возле моста Золотые Ворота (мост, кстати, недурен), а все остальное - плоское раскрашенное пятно, которое можно принять за город лишь с высоты в 10000 футов. Облака сами по себе, может, и ничего (хотя уж больно тонкие и субтильные), но вот то, что они выстроены в небе правильными рядами - это уже ни в какие ворота, ни в Золотые, ни в прочие. Сами самолеты смотрятся классно, наземная техника тоже ничего (вот разве что днища у нее отсутствуют, что незаметно в игре, но выглядит весьма нелепо в режиме просмотра объектов). Весьма недурны также взрывы, дым и разлетающиеся обломки. А вот что неприятно удивляет, так это убожество внешних видов. С внешней камеры показывается только ваш собственный самолет (ну еще - выпущенная бомба или ракета), причем только с фиксированных позиций - с боков, с носа, с хвоста; произвольно покрутить камеру нельзя.
В целом, тем не менее, смотрится игра симпатично и летает вполне шустро.
Полноценного редактора миссий нет, но есть генератор миссий: вы задаете основные параметры (тип миссии - воздушный бой, эскорт, атака наземных объектов, атака кораблей и т.п., число союзных самолетов, интенсивность противовоздушной обороны, время суток и т.п.), а машина сама расставляет объекты. Созданную таким образом миссию можно записать.
Подводя итоги - динамично, симпатично и играбельно, но слишком аркадно и небезглючно.