За последние несколько лет из-под пера Дэйва Перри и возглавляемой им фирмы Shiny не вышло ни одной заурядной игры. Каждое их новое творение почти всегда получается настолько революционно, что простой публикой (иными словами обывателями) принимается с большой неохотой. Но большое искусство, особенно авангардное, никогда не было "достоянием толпы", для его восприятия нужно обладать раскрепощенным умом и открытым сердцем. И только эти качества позволят Вам до конца погрузиться в мир, придуманный художником, музыкантом или создателем компьютерной игры, и понять всю его внутреннюю красоту и изящество. Если Вы считаете, что обладаете этими качествами, то, милости просим, за мной, в противном случае не стоит терять свое драгоценное время и лучше прервать свое чтение прямо сейчас.
Вы еще здесь? Что ж, прекрасно. Тогда начнем наш рассказ.
Не знаю уж, по какой причине, но компанию Shiny в последнее время тянет на божественное. И если традиционная католическая тематика навеяла им мысли о маленьком ангелочке, спасающем мир от зла по велению Бога-отца, и вылилась в остросюжетный футуристический боевик под названием Messiah (Мессия), то можете себе представить, что получится, если в основу лягут языческие корни...
А получится ни много ни мало умопомрачительная игра с сакраментальным названием Sacrifice (или, по-нашему, Жертвоприношение). Она, как и все предыдущие творения Дэйва и Co, получилась настолько не стандартной, что даже простое определение жанровой принадлежности уже вызывает у меня некоторые затруднения.
С одной стороны, это Strategy. Под нашим командованием сражается множество различных созданий (а порой и просто откровенных "тварей"), руками которых можно одерживать победы над врагом и нести "божественное начало" в массы. Но, в то же время во главе всех этих сил оказывается один основной герой, и все действие происходит с видом только от его лица, да и управляем мы им при помощи вполне традиционных "стрелочек".
Ну, тогда это Action от третьего лица. И действительно, наш персонаж вполне боеспособен в одиночку, будучи вооружен оборонительными и наступательными магическими заклинаниями различной мощности. А поскольку всех своих "бойцов" он создает тоже посредством магических пассов руками, то их можно считать просто одной из разновидностей оружия.
Но постойте, ведь в процессе игры наш маг набирает опыт, приобретает все новые и новые заклинания, и вообще всячески совершенствуется, а ведь это уже признаки RPG. Да и разветвленная система заданий, выбор которых лежит исключительно на нас, тоже свидетельствует в пользу этого утверждения.
Вот такая дилемма получается. И что самое главное, все эти жанры размешаны в игре настолько равномерно, что выделить какой-либо из них в качестве доминирующего, я при всем желании не сумел бы. Поэтому позвольте, я просто опишу Вам процесс игры, а уж выводы о жанровой принадлежности, я надеюсь, Вы сделаете для себя сами.
Итак, все начинается с того, что весьма еще неопытный маг предстает перед алтарями пяти великих богов. Причем ситуация в мире на тот момент оказывается настолько противоречива, что для изменения баланса в свою сторону каждый из богов рад получить нашего героя под свои знамена, в качестве "проводника своей воли в массы"...
Почему авторы выбрали именно пять богов (а не шесть скажем), для меня не совсем понятно, но, тем не менее, вот как выглядят претенденты на руки, сердце и разум нашего героя.
Первая дама весьма миловидна, носит имя Persephone, и является Богиней Жизни (ее сущностью, как говорит она сама). Воплощая в своем лице мудрость и справедливость, она представляется безусловным воплощением доброго начала, и является идеальным выбором для тех, кто решил посвятить свою жизнь борьбе с мировым злом. Увы, выбор этой стороны иногда может сильно стеснить нашего мага в методах такой борьбы, поскольку ритуальные убийства мирных жителей, даже во имя великих целей, этой богиней отнюдь не поощряются.
На другой чаше весов выступает ее прямой антипод, Бог Смерти, Charnel. Это бог войны, бог раздоров и кровопролития. Его патронаж откроет для нашего героя темную сторону магии, поможет ему подружиться с потусторонними чудовищами и полностью развяжет руки в выборе методов борьбы. Вовсе не обязательно, что он приведет мир к гибели, есть шанс, что его убеждения о "твердой руке", которой всегда не хватает, как раз и помогут восстановить порядок. Вот только какой?
Три остальных бога представляют различные стихи. James - Землю, Stratos - Воздух, а Pyro - Огонь. На мой взгляд, сюда органично вписался бы еще бог Воды, но почему-то в данной религии он не представлен. Если же говорить о "распределении голосов" вышеозначенных фигур в борьбе Света и Тьмы, то James, естественно, больше всего тяготеет к светлому, в то время как Pyro, наоборот, явно темная лошадка. О политической принадлежности Stratos'а в начальный момент сказать практически ничего нельзя, скорее он просто блюдет нейтралитет, но, возможно, в душе вынашивает собственные коварные планы.
Итак, наш герой стоит на распутье, выслушивая сладкие заверения богов, и, пытаясь выбрать, чью же сторону принять. И вот тут впервые проявляется гениальный замысел создателей игры. Делать окончательный выбор в самом начале игры Вам совершенно не обязательно. Можно просто решить, какой из богов на данный момент Вам наиболее симпатичен, и выполнить для него одно, скажем пробное, поручение. Не беспокойтесь, после его завершения Вы снова окажетесь перед уже знакомыми алтарями и вполне сможете "сменить ориентацию".
Гениальность такого построения игры была осознана мной далеко не сразу, но когда я понял, в чем секрет, то мысленно зааплодировал задумке авторов. Дело в том, что, выбирая то или иное задание, а тем более того или иного бога, Вы каждый раз делаете очередной шаг к раскручиванию глобального сюжета. Причем, выбрав конкретное задание, Вы как бы переходите на новый виток игры, где все последующие миссии уже будут другими. Естественно, что в какой-то момент от Вас потребуется окончательно выбрать конкретный лагерь (Свет или Тьма), а в заключение - и конкретного Бога, но до этого момента никто не ограничивает Вас в экспериментах.
Кстати, от того, какую миссию Вы предпочтете, будет зависеть не только финал всей игры, но во многом и итоговая мощь Вашего героя, ведь каждое задание обогащает его каким-нибудь новым, специфическим для данного Бога, заклинанием и созданием.
Кроме того, при выборе разных путей прохождения, сюжет зачастую будет выводить Вас на одни и те же задания, но с разных позиций. Так играя за Charnel'а, я в самом начале получил задачу по нейтрализации древнего и могучего дракона, которую с успехом преодолел. Но, проходя потом игру по ветке Света, на "втором витке" я опять попал к логову этой огнедышащей твари, но уже с поручением заручиться его поддержкой. Причем в этом случае, я еще и приобрел в его лице мощнейшего спутника на несколько последующих миссий.
Таким образом, в Sacrifice действительно заложена огромная Replay Ability, т.е. возможность повторного прохождения. И в данном случае это отнюдь не пустые слова, а истинная правда, ведь интересно же понять, что ты мог потерять, играя на стороне света, или какими тварями мог наградить меня бог Stratos, если бы я изначально играл за него...
О построении сюжета и общих игровых концепциях я, вроде, рассказал, поэтому пришла самая пора обратиться непосредственно к выполнению миссий. Если говорить вкратце, то суть любой операции, независимо от конкретных задач, все-таки сводится к боевым действиям, причем магического характера.
Вся борьба идет за два основных источника господства - Магическую энергию (Ману) и Души. Для нормального пополнения первого параметра Вам нужно будет для начала построить специальные сооружения (Manalith) на естественных источниках этой энергии, а вторым шагом создать несколько созданий со странным именем Manahoar. Эти маленькие бестии не принимают никакого участия в войне, но зато способны "перекачивать" к нашему магу Ману ото всех доступных источников. Без такой своевременной подзарядки, Вы вряд ли сможете вести мало-мальски эффективные боевые действия.
Что же касается Душ, то их добыча есть процесс куда более трудоемкий. Для того чтобы получить в свой обоз новые Души нужно не только убить врага (а порой, и мирного жителя), но и совершить с его бренным телом соответствующий ритуал, который завершается появлением нейтрального персонажа, шамана по имени Sac-Doctor, который способен транспортировать эту душу к Вашему Алтарю и совершить там обряд Жертвоприношения. К сожалению, по дороге ему вполне может помешать противник, так что процесс "добычи Душ", отнюдь не тривиален.
Но предположим, эти начальные трудности мы преодолели. Дальше идет сама битва. Нам остается лишь создать собственную армию существ и отправиться крушить неприятеля. В зависимости от ожидаемой мощи, на одно существо может тратиться от 1-ой до 3-х Душ, поэтому, как правило, грандиозной армии никогда создать не удается, и приходится брать, что называется "не числом, а умением".
Все бои между тварями, по заявлению самих авторов, строятся по принципу: "Камень, ножницы, бумага". А именно, летающие бестии прекрасно сокрушают беззащитных бойцов ближнего боя, твари, вооруженные метательным оружием (или способностями), противостоят летунам, а уже "рукопашники" - это неминуемая погибель для стрелков. В результате получаем замкнутый круг, и главную для себя задачу - подобрать комбинацию сил, эффективных для борьбы с конкретным противником.
Управление своим войском наш маг строит по стандартным стратегическим принципам. Тварей можно объединять в группы и строить в боевые формации; отдавать им команды на Атаку (Attack), Передвижение (Move) или Охрану (Guard), причем делать это либо непосредственно, либо по небольшой стратегической карте в углу экрана. Кстати, новостью для меня явилась возможность выделения Unit'ов на этой самой карте, что в условиях невозможности свободного перемещения камеры (она всегда находится около героя), является зачастую остро необходимым.
Но достичь победы руками только своих солдат практически никогда не удается. Роль нашего героя преуменьшать вовсе нельзя. Он не только является лидером и стратегом, но и обязан осуществлять соответствующую магическую поддержку своих "солдат" в бою. На первых порах она может заключаться в собственноручном истреблении наиболее мощных противников и в своевременном лечении своих, но с появлением в нашем арсенале все более изощренных заклинаний, а также с ростом сил противников, роль мага в боях становиться почти равной роли его бойцов.
Что еще важно отметить, так это практическое бессмертие самого героя. Его бренное тело может, конечно, погибнуть, но астральная оболочка легко возродится вновь вблизи любого источника Маны. И единственный способ окончательно убить нас (да и героев-противников тоже) это - разрушить Алтарь, святая святых каждого в мире Sacrifice.
Но уничтожение Алтаря - далеко не простая задача. Его нельзя просто разрушить, применяя заклинания или используя своих верных вассалов. Нужно провести рядом с вражеским алтарем специальный обряд (Desecrate), для которого опять будут вызваны нейтральные Sac-Doctor, и придется вдобавок принести в жертву одно из своих созданий. Причем чем более мощной тварью мы пожертвуем, тем быстрее и эффективней пройдет весь обряд. Естественно, что противник может успеть прервать этот процесс, напав на одного из Sac-Doctor'ов, поэтому полная победа над врагом, как правило, требует предварительного разгрома всех его основных сил.
Вот такую непростую войну, наполненную духом языческих обрядов, предстоит нам вести на полях сражений Sacrifice. Иногда в миссиях встречаются союзники в лице дружественных тварей или даже дружественных героев, которые могут оказать достаточно существенную помощь в достижении наших задач. Но чаще приходится в одиночку расправляться с вражескими магами и порожденными ими армиями. Возможно, что, будучи изложен на бумаге, процесс игры кажется несколько сложным, но поверьте, ничего более увлекательного и затягивающего я в последнее время не встречал.
Рассказывая о Sacrifice, я до этого момента умышленно не касался практически никаких технических аспектов, стараясь донести до Вас дух и атмосферу игры. Но в заключение все-таки скажу несколько слов о них.
Во-первых, это конечно графика. Она, с одной стороны, насыщена огромным количеством современных видеоэффектов, а с другой до абсурдного гротескна. Таких сюрреалистических пейзажей, наполненных тварями из ночных кошмаров старого параноика, Вы, наверняка, не встречали еще ни в одной игре. Поэтому в Sacrifice не только интересно играть, но и просто приятно на нее смотреть.
Музыкальные темы полностью соответствуют визуальному ряду, и если во многих играх музыка уже через час вызывает только раздражение и желание отключить ее навсегда, то здесь ситуация радикально противоположна. Она как катализатор обостряет галлюцинногенный эффект от всего происходящего на экране, и, поверьте, это по-настоящему здорово.
Словами мои эмоции от этой игры передать весьма тяжело. Но, поверьте, все в Sacrifice настолько круто, что если у Вас слабая психика, то прежде чем садиться за эту игру, я бы настоятельно рекомендовал Вам "посоветоваться с лечащим врачом". В противном случае дело может закончиться сильнейшей, близкой к наркотической, зависимостью, а, возможно, даже "желтым домом"...
Второй технический аспект, о котором нельзя не упомянуть, это богатейшие Multiplayer возможности, заложенные в эту игру. Для начала Вам предложат богатейший спектр сетевых "развлечений", начиная с традиционного Skirmish, продолжая "охотой за головами" (где требуется либо убить определенное число противников, либо добыть нужное число Душ) и заканчивая вариациями на тему Domination (где требуется захватывать и удерживать источники с Маной).
Но и этого мало. Компьютерные оппоненты смогут порадовать Вас весьма продвинутым AI и представляют собой весьма интересных противников (или союзников) с которыми можно затевать все вышеперечисленные "развлечения" и в одиночку, а также брать их в качестве дополнительных соперников в сетевые баталии.
Единственное ограничение игры в сети состоит в том, что Вам не удастся совместить в своем арсенале заклинания и монстров от разных богов (как в одиночной игре), а придется встать под знамена кого-то конкретного. Но это нисколько не снижает интереса, т.к. в игре все силы весьма хорошо сбалансированы.
Вот собственно и все. Выводов в данном случае не будет, т.к. весь текст этой статьи может рассматриваться только в одном ключе: Sacrifice - это игра, которую нужно посмотреть любому прогрессивному игроку, который не причисляет себя к классу "казуалов". Это игра, которая по праву заслужила такие эпитеты как красивая, оригинальная, атмосферная и захватывающая. И я думаю, ей светит выдающееся будущее.