Ветвь стратегического жанра, открытая в свое время игрой Settlers, с полным правом может называться "стратегиями с экономическим уклоном". Главной задачей игрока в таких стратегиях, прежде всего, становится сбалансированное ведение хозяйства, причем в отличие от большинства RTS здесь все происходит очень плавно и, можно даже сказать, медленно. От момента начала постройки поселения до момента возможного начала боевых действий незаметно проходят часы (а порой и дни), причем не праздные, а заполненные постоянным трудом.
Эти игры, прежде всего, адресованы людям, которым свойственно, никуда не торопясь, обстоятельно подходить ко всем вопросам. И здесь этот их талант сможет развернуться на полную мощь, так как количество вариантов развития и параметров, за которыми необходимо постоянно следить, почти всегда переваливает за десяток.
И именно в таком традиционно неспешном экономическо-стратегическом ключе выдержана новая игра от компании THQ - Cultures. Возможно, о ней достаточно было бы просто сказать, что это очередной Settlers-клон, если бы авторы не предложили нам несколько весьма интересных идей, которые позволили игре получить собственное, запоминающееся лицо.
Итак, перед нами, как всегда, стоит задача экономического становления и развития маленького народца, в роли которого в данном случае будут выступать отважные Викинги. Традиционно имеется достаточно большое число ресурсов (еда, дерево, камень, глина, кожа и т.д.), и весьма разветвленное "дерево" построек, производящих или использующих эти ресурсы... Но, пожалуй, я остановлюсь на этом, и не стану уже в который раз рассказывать Вам, как устроены подобные игры, а перейду сразу к особенностям.
И главная из них заключается в том, что под нашим руководством изначально оказывается весьма небольшой "контингент", состоящий из Викингов обоих полов. И число наших подопечных невелико отнюдь не случайно. Все дело в том, что нам с Вами придется общаться с ними не как с безликими работягами, а буквально персонально.
Начинается все, естественно, с выбора профессий. Для специализации Викинга в какой-то конкретной области (лесоруб, охотник или фермер, например), нам достаточно построить рабочее место и направить его туда. Сначала, наш подопечный считается учеником, и лишь по прошествии определенного времени приобретает квалификацию специалиста и "диплом".
Казалось бы, такая постановка вопроса профориентации далеко не нова, а вот то, что каждый Викинг может освоить параллельно несколько профессий - это уже вполне новаторская идея. Причем освоение очередной специальности не уничтожает все предыдущие знания, а значит, наш работник вполне может иметь "дипломы" Строителя, Носильщика и Рыбака одновременно. Такие специалисты широкого профиля позволят Вам более гибко изменять экономику поселения в зависимости от потребностей и ситуации, не увеличивая при этом число жителей.
Например, в ближайшем к поселку пруду Вы обнаруживаете рыбу, и понимаете, что на начальном этапе ее ловля может стать очень хорошим подспорьем в добывании пропитания для деревни. Вы строите хижину рыбака и отряжаете своего подопечного осваивать премудрости этой профессии. Но проходит время, и запас рыбы в пруду иссякает или же ее ловля перестает иметь смысл из-за развития других источников еды. Вот тут-то и приходит Вашему Рыбаку самое время сменить профессию на более полезную для своей общины. И, опля, он уже не рыбак, а ученик фермера...
Освоение более сложных профессий идет постепенно и строго следует дереву ремесел. Так, для того чтобы стать Мельником, Ваш Викинг сначала обязательно должен получить "диплом" простого Фермера. На начальном этапе такое ступенчатое обучение - единственный путь воспитать специалиста в новой отрасли. Но после того как хоть один Викинг получит "диплом" по этой профессии, ей можно будет обучить даже зеленого новичка, всего лишь построив здание Школы.
Еще удобно устроено в игре то, что в одном здании может работать сразу несколько специалистов, а иногда еще и несколько подсобных рабочих (Носильщиков), помогающих оперативно транспортировать готовую продукцию. Таким образом, для повышения добычи древесины или камня, вовсе не обязательно строить несколько зданий, тратя время и без того недостающие ресурсы, достаточно всего лишь направить больше Викингов для работ в эти "отрасли".
Пожалуй, не до конца ясным для меня моментом остались лишь "очки опыта", которые Вы сможете распределять как в RPG играх по нескольким параметрам своих Викингов (Сила, Выносливость, Мудрость и т.п.). Учитывая то, что визуально совершенно не понятно как эти параметры влияют на ход игры, и то, что в каждой миссии мы начинаем играть буквально с нуля с новым набором Викингов, это можно рассматривать скорее как дань моде, чем как интересное нововведение. Возможно, все дело в том, что изначально авторы планировали переносить своих героев из одной миссии в другую, но до финальной версии эта идея почему-то не дожила.
Ну да ладно, вернемся к нашему народу. Будучи по натуре весьма неприхотливыми, все свои естественные потребности (в еде и сне) на первых порах Викинги будут удовлетворять прямо на природе, устраиваясь на отдых под ближайшим кустом или иногда заходя на склад за провиантом. Но такой способ восстановления сил является весьма малоэффективным, и поэтому после начального становления экономики необходимо срочно внедрять в родном селе "жилищную программу".
Сначала Вы сможете строить только маленькие дома, рассчитанные на одну семью, но со временем научитесь возводить и настоящие семейные общежития (на 2-3 семьи). Обзаведясь домом, Ваш работник станет, как это модно было говорить, "социально защищенным", и сможет приносить гораздо больше пользы обществу, отдыхая более качественно (и быстро) и проводя затем на общественной работе больше времени.
Кстати, в предыдущем абзаце я неспроста заговорил о семьях. У Викингов практикуется именно такой, классический уклад. Причем особи женского пола, не принимают участия ни в каких работах, а лишь следят за домом (пополняя в нем запасы продуктов и домашней утвари), а также воспитывают детей. Причем только создание семей позволит Вам увеличить численность племени, практически естественным путем. Пожалуй, единственным отступлением от природных принципов стало лишь то, что пол будущего ребенка Вы сможете выбирать собственноручно.
Но не хлебом единым жив человек, и мирная жизнь и ведение хозяйства в поселке Викингов иногда будет прерываться встречей с другими нациями (например, Эскимосами или Индейцами). К счастью, такие встречи далеко не всегда будут заканчиваться войной. В большинстве случаев Вам удастся наладить дипломатические отношения с новыми соседями и организовать взаимовыгодную торговлю.
Порой, правда, все-таки придется браться и за оружие, но, скажу сразу, никакой продвинутой системы ведения боевых действий в этой игре нет. Вы сможете экипировать своих Викингов луками, мечами или копьями, а затем в открытом и честном поединке выяснить "чьи в лесу шишки" со своим неприятелем.
Боевой интеллект компьютера в этой игре практически ничем похвастаться не может, поэтому я продолжаю утверждать, что Cultures игра скорее экономико-социальная, чем боевая. Для примера могу сказать, что, даже имея минимум войск, Вы без труда сможете применить известный прием "выманивания" (выстрелить по врагу издалека и бежать), с последующей гибелью всех сил противника под огнем Ваших оборонительных башен.
Последним козырем, который должен окончательно склонить Вас на сторону этой игры, должна стать ее потрясающая мультипликационная графика. Такого живого и насыщенного растениями, животными и даже насекомыми мира я не встречал ни в одной из выпущенных до сих пор игр этого направления. Викинги и каждая из встреченных в игре наций имеет уникальную архитектуру и замечательный внешний вид. Кроме того, авторы уделяют огромное внимание деталям, вплоть до того, что можно понять какой предмет находится в руках у Вашего Носильщика, направляющегося к складу. Все это в целом создает неповторимую игровую атмосферу и приятно услаждает взор в долгие часы игры.
В результате перед нами предстает странная смесь Settlers и Sims, реализованная с потрясающим качеством. На мой взгляд, авторам Cultures удалось очень органично смешать наиболее выигрышные черты из упомянутых игр, поэтому время, проведенное в мире Викингов, наверняка, вызовет у Вас только приятные ощущения.