Чем только не занимаются люди!
Параллельно большому миру, в котором
живут большие люди и большие вещи,
существует маленький мир с маленькими
людьми и маленькими вещами.
И. Ильф, Е. Петров. "Золотой теленок" После длинной череды авиасимуляторов Второй мировой, которой порадовал нас, главным образом, прошлый год, но отчасти и позапрошлый, и этот, нашему вниманию предлагается довольно необычный продукт. К симуляторам он, правда, не имеет никакого отношения, будучи чистой воды аркадой, зато имеет отношение к авиации Второй мировой. Но на сей раз, в полном соответствии с афоризмом про повторение исторических трагедий в виде фарса, а также с эпиграфом, война эта - кукольная. Ведут ее между собой, в отсутствие хозяев, игрушечные (но выглядящие, как настоящие) модели самолетов, танков и т.п., а полем боя становится обычный американский двухэтажный дом. "Державы Оси" (гитлеровцы и их союзники) развивают наступление с первого этажа; "антигитлеровская коалиция" контролирует второй этаж и двор.
Надобно заметить, что идея эта не нова - как не нова сама игра в солдатики. Недавно мне, к примеру, в сети ФИДО попалась остроумная пародия на военно-исторические монографии, в которой со всей солидностью и обстоятельностью анализировалась историческая битва между армиями мышей и кукол из "Щелкунчика". Да и компьютерные воплощения уже бывали: вспомним Army Men, в особенности те серии, где Зеленые и Коричневые воевали не в своем, а в нашем мире. Вот и здесь "господствующими высотами" становятся стулья, а вражеские шпионы прячутся в стеклянных кружках на кухне. Само собой, совершенно серьезной такая игра не может быть по определению - и действительно, юмор в ней присутствует. Например, когда вас награждают за одну из миссий, в которой нужно было уничтожить вражеские радарные станции, расположенные в прачечной, то в приказе говорится "награждается не только за уничтожение вражеских радарных станций, но и за то, что доставил наши униформы из стирки". Ордена и медали, кстати, вымышленные - в отличие от боевой техники.
Самолетов в игре аж 14 видов; это германские Focke Wulf 190, Junkers 87 Stuka, Messerschmitt'ы Bf109, 262 и 163 Komet (ракетный), итальянский Fiat G50, японский Mitzubisi A6M Zero (привет только что игравшим в Combat Flight Simulator 2), американские Grunman F6F Hellcat (привет им же), P-51 Mustang, Douglass Dauntless (пикирующий бомбардировщик) и Northrop P-61 Black Widow (трехместный ночной истребитель, первый из оснащенных радаром; по конструктивной схеме похож на P-38 Lightning, но более мощный и тяжелый) и британские Spitfire, Hurricane и Typhoon. Как видите, есть несколько самолетов, на которых нам не приходилось летать раньше - но, само собой, эта не так игра, по которой можно знакомиться с реальными машинами. Достаточно сказать, что характеристики итальянских "Фиатов", воевавших еще в небе над Испанией в годы гражданской войны, и FW 190, поступивших на вооружение "Люфтваффе" лишь в 1944, полностью аналогичны. Характеристики эти представлены классической аркадной схемой - скорость, маневренность, броня плюс еще количество топлива. Все управление в полете - скорость (тяга) и направление; никаких вам закрылок, шасси и прочих премудростей. Желая отобразить визуально смену тяги, авторы малость переборщили - на малых оборотах винт вращается настолько медленно, что лопасти не только не сливаются в круг, но вообще еле поворачиваются.
Гравитация, само собой, действует (причем не только на самолеты, но и на другие предметы, включая падающие бонусы), но этим "реализм модели" исчерпывается. Врезаться в стены, как правило, можно - вас просто разворачивает, иногда - с небольшим повреждением, но иногда это почему-то приводит к мгновенной и полной гибели (при каких условиях такое происходит, я так и не понял). Повреждения не влияют на полетную модель.
Оружие в игре никак не связано ни с моделью самолета, ни с исторической реальностью. Оно делится на один вид primary (пулеметы) и 8 видов secondary (пушки, неуправляемые ракеты, бомбы, энергетические разрядники, что-то вроде ионных бластеров (о как! какое, милые, у нас тысячелетие на дворе?), наводящиеся ракеты, воздушные мины, медленно опускающиеся на парашютах, и, наконец, атомная бомба). Боезапас любого оружия кончается (как и топливо), но на полную беспомощность вас все же не обрекают: если заканчивается primary оружие, вы сохраняете возможность стрелять, но редко, а если кончается топливо - возможность летать, но медленно. В начале миссии вам дают только primary оружие, но кое-где вы можете подобрать secondary в качестве бонусов.
Эти бонусы фиксированные (то бишь при каждом старте миссии находятся в одном и том же месте и имеют один и тот же вид); но немалое значение в игре имеют бонусы скрытые - спрятанные внутри всяких бьющихся предметов (вазы, лампы, тарелки и т.п.) Сами эти предметы тоже всегда стоят на фиксированных местах, но бонус генерится случайным образом в момент разбивания. Это может быть звезда или крест (в зависимости от того, на чьей стороне вы играете), повышающие ваш "технический уровень" (меткость и дальнобойность оружия; повышение происходит, когда вы набираете десяток звезд/крестов); дозаправка топливом; пополнение боезапаса (сразу и primary, и secondary - тех типов, что у вас уже есть); ремонт; какие-нибудь документы, служащие целью миссии, или ключи, открывающие двери в другие комнаты, и еще пара бонусов - краска и клей, смысл которых так и остался для меня не ясен. Бонусами оборачиваются также уничтоженные враги. Любой подобранный бонус увеличивает также ваш счетчик очков, а ваша гибель - уменьшает.
Причем, что неприятно, запоминаются все ваши результаты - то есть, хотя вы можете (и должны, если хотите двигаться дальше) переиграть заново не пройденную миссию, но при этом набранные в ней очки (положительные или отрицательные) будут сложены с вашим общим счетом. Правда, они, похоже, влияют только на ваше звание и ни на что больше - даже уйдя в минус, кампанию вы не проигрываете.
Кампаний, как нетрудно догадаться, две, они линейные и короткие - всего по 10 миссий за каждую сторону. Для того чтобы начать одну, не обязательно заканчивать другую - но все ваши очки, даже набранные в боях за разные стороны, и тут будут сваливаться в общую кучу. В каждой миссии имеются primary и secondary цели, причем выполнить надо их все, иначе миссия не закончится. За каждую выполненную миссию дают награду. По мере прохождения миссий увеличивается число самолетов, доступных игроку. Что до сложности миссий, то поначалу играть приятно, но затем они начинают напрягать. Особенно раздражают те из них, где враги, в худших аркадных традициях, не кончаются. Уровней сложности в игре нет; хорошо хоть управление настраивается...
Союзники в миссиях присутствуют (иногда), но взаимодействия с ними нет. AI особого впечатления не производит, хотя нельзя сказать, что вообще отсутствует.
Графика в игре симпатичная, хорошо смотрятся интерьеры дома, да и наружные виды тоже ничего; наличествуют световые эффекты, причем не только от взрывов,
но и от светящихся бонусов: когда вы их подбираете, становится ощутимо темнее (кстати, и в этой игре почему-то слишком темная палитра, приходится выкручивать на максимум гамма-коррекцию). Вполне убедительны прозрачные стекла и бьющиеся предметы; осколки летят на пол сообразно законам физики и не исчезают. А вот горящие самолеты как-то не очень убедительны.
По неизвестным причинам у меня игра жестоко глючила в 32-битном цвете: либо не запускалась вообще, либо зависала при переходе с миссии на миссию. Пришлось играть в 16-битном цвете, хотя, в общем, визуально разница фактически незаметна.
В игру встроен редактор интерьеров дома, а также простейший графический редактор, позволяющий разрисовывать самолеты (шедевр, впрочем, создать сложно: есть функции рисования точек, линий, окружностей - вот, пожалуй, и все).
В общем и целом - довольно мило, забавно и любопытно. Хотя старшие миссии стоило бы сбалансировать получше.