Какие бы классификаторы мы не придумали для компьютерных игр, на самом деле, для любого игрока, и для меня в том числе, все игры делятся на те, в которые интересно играть, и те, на которые и смотреть не хочется. Это деление происходит подсознательно, независимо от жанра, графики или сюжета. И членораздельно сформулировать, почему в эту старую игру я с удовольствием играю до сих пор, а та новая - уже пылится на полке, иногда бывает крайне трудно. Просто игра либо цепляет за живое, либо нет. И сегодня я хочу рассказать Вам как раз об одной недавно "зацепившей" меня игре.
Несмотря на измеряемый тремя десятками лет собственный возраст, детство накрепко засело где-то внутри моего вполне сформировавшегося организма. Поэтому я до сих пор с превеликим удовольствием смотрю детские мультики и сказочно-фантастические фильмы "категории Batman", как их называет моя супруга. И именно поэтому вышедший на экраны в 1997 году фильм Пола Верховена "Starship Troopers" моментально запал мне в душу.
Сага о доблестных космических десантниках, воюющих за независимость солнечной системы с ужасной расой насекомых, конечно же, больше напоминает сказку, чем реальность, но то, как фильм был сделан, не смогло оставить равнодушным мою "детскую половину". К сожалению (а может, и к счастью), в тот момент я не был знаком с одноименным произведением Роберта Хайнлайна, поэтому все впечатления получил полностью с нуля, и остался очень доволен увиденным. Мечтать о том, что когда-нибудь выйдет игра, которая позволит мне самому встать под знамена Mobil Infantry (MI) в этой галактической войне, в тот момент я даже и не смел...
Но вот прошло всего около трех лет, и эта идея полностью воплотилась в жизнь и лежит сейчас на моем столе, в маленькой пластиковой коробочке со скромной надписью "Starship Troopers" на обложке. Признаюсь Вам честно, я с большой осторожностью и недоверием первый раз запускал эту игру. Уж больно велик был риск разочарования, особенно на эти мысли наталкивал совсем недавний релиз игры Soldier (тоже по фильму), который оказался весьма посредственной игрой.
Но не буду больше тянуть резину, и сразу успокою Вас, разочарования не последовало. Все вышло совсем наоборот. В игре авторам удалось сохранить главное - неповторимую атмосферу. И хотя, как Вы поймете из дальнейшего рассказа, она и не лишена отдельных недостатков, оторваться от нее оказалось почти невозможно.
Жанр, к которому стоит отнести игру, я бы лично охарактеризовал как "Pure Adrenalin", хотя авторы называют его гораздо более сложным именем "Squad-based Tactical Combat". Но ведь в принципе не важно как называть, главное разобраться, в чем суть. Что я и попытаюсь дальше сделать.
Завязка весьма проста, я оказался в роли командира небольшого подразделения MI, выполняющего различные поручения командования на планетах, оккупированных насекомоподобной расой Arachnid. Всего под командованием может находиться до 12 человек и иногда еще 2-3 приписанных специалиста. Именно этими ограниченными силами и потребуется решать, весьма не простые поставленные задачи.
Миссии не только связаны достаточно логичной сюжетной линией, рассказывающей нам историю войны, но и весьма разнообразны по своей структуре. Иногда это были простые рейды, в которых от моего подразделения требовалось уничтожать все гнезда и боевых особей врага, иногда были спасательные операции, когда мой взвод помогал выбраться мирным жителям из фортов осажденных "жуками", а иногда цели выяснялись непосредственно на поле боя, особенно в тех случаях, когда отряд приписывали в помощь этим загадочным "людям в черном" - офицерам разведки.
Начинается любая миссия с подбора солдат и их вооружения. И если на начальных этапах игры это процесс скорее механический и вполне можно воспользоваться кнопкой Auto, по которой компьютер сам сформирует состав нашего взвода, то, начиная уже миссии с 5-ой, за кадрами стоит следить только самому.
В зависимости от успехов в боях наши бойцы набирают опыт, получают ранги (аналог уровней в RPG), а также им присваиваются звания и вручаются награды. Причем главным здесь является именно звание, чем оно выше, тем более сложное и мощное оборудование сможет использовать солдат в бою.
Но продвижение по службе - не столь простая задача как может показаться, для получения звания солдату недостаточно просто достичь определенного ранга, нужно еще, чтобы во взводе имелась "вакансия" (для каждого звания есть предельное их количество). Такое положение вещей во многом приближено к реальной ситуации в армии и нисколько не портит игру.
Переходим к экипировке. Вся она делится на броню, вооружение и дополнительное оборудование. Разные модели брони не только по-разному защищают солдата, препятствуя его быстрой гибели под натиском врага, но и обладают рядом дополнительных средств, таких как фонарики (помогающие в ночных миссиях), возможность нести второе оружие или даже несколько небольших управляемых ракет.
Вооружение делится на легкое, представленное различным стрелковым оружием, тяжелое, в числе которого можно встретить огнемет и многоствольный пулемет, и артиллерийское (гранатомет, ракетница и ядерный заряд). Различия между первыми двумя видами естественно проявляется в их убойной силе и в том, что тяжелым вооружением могут экипироваться только офицеры (начиная с сержанта). Последний вид, выделен в отдельную группу неспроста: во-первых, это оружие обладает площадным эффектом и должно применяться с осторожностью (дабы не поранить своих), а во-вторых, потому что оно используется только при нажатии на специальную клавишу (или третью кнопку мыши).
К дополнительному оборудованию относятся персональные аптечки, бинокли, системы прицеливания и т.п. вещи, которыми в количестве 2-х штук может экипироваться каждый солдат. Некоторые из этих предметов автоматически изменяют характеристики солдата в бою (такие как точность стрельбы или дальность обнаружения противника), другие же напротив нужно активировать к использованию специально.
Кроме продвижения по службе выживших бойцов, за успешное выполнение миссий взвод премируется специальными очками Upgrade, за счет которых можно провести частичную модернизацию вооружения или приборов. К сожалению, одним из серьезных недостатков игры, я считаю, отсутствие какой бы то ни было подробной информации по оружию и предметам. Поэтому все модернизации и эффективность того или иного вида вооружения приходится проверять только опытным путем в бою.
Отдельно стоит сказать несколько слов о специалистах. К ним относятся, например, "Медик" и "Инженер". Специалистов невозможно экипировать, их комплект оборудования заранее предопределен, но зато они и не входят в 12 основных боевых единиц. В бою такие парни серьезно помогают всему взводу дольше сохранять боеспособность, а иногда и только с помощью них можно выполнить задачи миссии.
Так наличие во взводе Медика позволит не только вовремя лечить раненных, но иногда и спасать убитых: если в течение 9 секунд после гибели Медик вызовет экстренный эвакуатор, то бойца переправят в криогенную камеру, и он не погибнет. Правда, при этом и опыта за миссию ему не начислят. Инженер же способен чинить броню, закладывать мины и управлять некоторым оборудованием, которое может встретиться на пути взвода. Кроме того, есть еще несколько видов спецов, но с их специализацию я раскрывать не стану, чтобы сохранить для Вас сюрприз, скажу лишь, что она тоже весьма полезна и даже несколько паранормальна.
Собственно, это весь объем возможных действий, который подстерегает нас на подготовительном или межмиссионном этапе. После этого наш маленький отряд, погрузившись в шаттл, отправляется непосредственно навстречу подвигам.
Итак, бойцы высаживаются на планете, и тут начинается самое интересное. Как правило, все действия взвод осуществляет целиком. И хотя его можно разбить на три отделения, или собственноручно выделить еще более экзотические группы, в большинстве ситуаций это не имеет смысла, в связи с тем, что огневой мощи 12 человек с трудом хватает для сдерживания даже средних нападений "жуков". Поэтому строимся в клиновидную формацию (или нечто более подходящее по случаю, круговая бывает весьма полезна) и "трусимся" в сторону ориентира, обозначенного на тактической карте.
Описать словами то, что чувствуешь во время боя, практически невозможно. Если Вы смотрели фильм, то Вы меня поймете: жуки нападают группами, истошно крича, при этом еще и отбегая за помощью, внезапно из-под земли открываются новые гнезда (Bug Hole), и из них начинается еще более стремительная атака. Игра заставит Вас испытать много таких моментов на собственной шкуре. Вначале хочется просто стрелять во все, во что только можно и лишь со временем приходит осознание происходящего, и открываются правильные тактические приемы.
Кстати, при всем огромном количестве адреналина без тактики тут все же никак не обойтись, и основными факторами, подталкивающими Вас к этому, является ограниченный боезапас и, чаще всего, значительно превосходящие взвод по численности враги. И если патроны иногда есть, где пополнить во время миссии, то с противником Вам поможет справиться только военная смекалка.
Так, иногда, для успешного прохождения миссий Вам придется грамотно использовать покинутые форты, с их стационарными пушками и пулеметами, которые смогут придать взводу дополнительную огневую мощь. Кстати, обращаю Ваше внимание на тот факт, что такими установками могут воспользоваться только бойцы в легкой броне, а значит, иногда в зависимости от целей миссии придется специально "недообмундировывать" своих солдат, чтобы они остались в живых (парадоксы войны).
Кроме того, противник весьма разнообразен в своих проявлениях. И это тоже способствует развитию Ваших тактических способностей. Жуки не только бегают и больно кусаются, но и летают, выскакивают из-под земли, плюются кислотой и имеют в своем арсенале еще много неожиданностей.
AI противников выглядит на весьма приличном уровне, и хотя во многих случаях они предпочитают брать количеством, иногда можно просто поразиться их сообразительности. Например, стоит Вам оставить где-то одинокого солдата, как к нему тут же сбегутся все окрестные жуки, которые не проявляли до этого ко всему взводу ни малейшего интереса. Кстати говоря, способность одновременно атаковать целыми стаями, а порой еще и с нескольких направлений делает жуков весьма опасными противниками.
К сожалению, все довольно серьезно портят два момента. Первый, это невозможность записаться во время миссии. И, возможно, это было бы ничего, если бы все сценарии не носили тригерно-скриптованный характер (т.е. большинство событий происходит строго последовательно при достижении взводом неких "контрольных точек"). Таким образом, в сложных миссиях только после трех-четырех попыток можно выработать безошибочную тактику, а поскольку каждый раз начинаешь с начала, это несколько утомляет.
Вот, конкретный пример. По-моему в конце пятой миссии наш взвод попадает к заброшенному форту, где явно разыгралась трагедия: везде вокруг валяются трупы жуков и людей, да и форт выглядит весьма потрепано. На момент прибытия ничего подозрительного вокруг нет, все тихо. И только из-за стены форта раздаются какие-то стучащие звуки. Двигаемся туда и находим чудом уцелевшего полковника, забившегося в грузовой контейнер. И вот тут как раз и срабатывает некий триггер, начинается вторая волна атаки жуков.
Естественно, что в первый раз я к ней совершенно не был готов, и весь мой взвод практически бесславно полег. Пришлось опять начинать все сначала, долго и муторно знакомыми путями пробиваться к форту, а уж около него не сразу бежать на звук, а сначала планомерно минировать подходы, расставлять солдат к стационарным установкам и лишь затем отправляться за выжившим. Спрашивается, почему не дать мне возможность сохраниться перед фортом и не переигрывать все с самого начала, если все события все равно строго запрограммированы?
Второй печальный момент в играх принято называть английским словечком Pathfinding. Он характеризует то, как Ваши солдаты способны правильно перемещаться по пересеченной местности из одной точки в другую. Так вот в этой игре он "сильно хромает", простите за каламбур. Бойцы способны не только плохо держать строй при перемещении в определенной формации, но и застревать, а порой даже теряться в процессе выполнения маршей.
Один раз при выполнении миссии "Эскорт" мой лейтенант "зацепился" за тушу убитого гигантского жука и застрял, в пылу боя я не заметил отсутствия одного солдата, а через некоторое время, уже почти выполнив миссию, внезапно получаю приятнейшее сообщение - "Ваш лейтенант убит, Restart!". Вот такие бывают неожиданности.
Но не печальтесь. Кто в наше время лишен недостатков? Да никто. Поэтому я продолжаю настаивать, что при всех "НО", игра получилась отличная, атмосферная и очень увлекательная. Ее смело можно рекомендовать всем поклонникам тактического и стратегического жанра, а также всем, в чьих душах фильм "Starship Troopers" оставил хоть какой-то заметный след.
P.S. С удивлением для себя обнаружил, что ничего не рассказал Вам про графику игры. Уж извините меня благосклонно, и посмотрите повнимательнее на Screenshot'ы. Они Вам почти обо всем расскажут. От себя лишь добавлю, что движок, используемый в игре, хоть и не является верхом трехмерных технологий, отлично справляется со своей задачей и во многом атмосферность достигается именно с его помощью.