Все новое - это хорошо забытое старое... Всех нас периодически охватывает тоска по былым временам. Кажется, что все во времена нашей молодости было лучше: и воздух чище, и солнце ярче, и квесты на порядок увлекательнее. В такие моменты ужасно хочется достать с полки старый добрый "Broken Sword" или запыленный "Full Throttle" и окунуться снова в потрясающую атмосферу рисованных приключений.
Судя по последним событиям, подобные чувства периодически захлестывают волной не только нас, игроков, но и разработчиков, от чьих успехов и неудач напрямую зависит наше нехитрое геймерское счастье. Видимо, именно на волне тоски по прошлому чешская команда Bohemia Interactive, наверняка хорошо знакомая большинству наших читателей по своей 3D тактической игре "Operation Flashpoint", вдруг ни с того ни с сего разродилась симпатичным, хотя и наивным, рисованным квестом.
На английском языке его название звучит замысловато "Fairy tail about Father Frost, Ivan and Nastya", на чешском просто комично - "Mrazik", на деле речь идет о всем нам известной русской народной сказке "Морозко". И именно под таким именем игра появилась на российском рынке в локализации от "Акеллы".
Не растекаясь мыслью по древу, сразу скажу: если Вы ждете каких бы то ни было новаций, безумства графики, замороченного сюжета и прочая, то здесь не тот случай. Это просто детская сказка, но настолько добрая и качественно исполненная, что я, не задумываясь, уже в середине статьи порекомендую ее любому родителю, как прекрасный шанс познакомить ребенка с русскими сказками не только на бумаге, и даже не в киноверсии, а совершенно в новом амплуа.
Итак, пред нами классический представитель рисованного приключения. Сюжет его пересказывать смысла нет, так как он практически во всем совпадает с оригиналом (со сказкой, то есть). Пожалуй, единственная вольность, которую позволили себе авторы, касается персонажа по имени Мичурин Иван Васильевич, который оказывается соседом главной героини по деревне и специализируется на выращивании гигантской свеклы. Остальные же персонажи не вызывают никаких странных ассоциаций и знакомы нам всем с детства - тут и старичок-лесовичок, и разбойнички, и злая мачеха с ее балованной дочкой и, естественно, сам Мороз Иванович (в просторечье именуемый Морозко).
Что же привлекает в этом, нехитром на первый взгляд, приключении не только детей, но и такого умудренного опытом игрока, как я? Ну, во-первых, приятная картинка. Да, безусловно, видел я приключения и пошикарнее, но в целом и локации, и персонажи нарисованы нормально. Анимация на поверку оказывается плавной, а к угловатому по нынешним временам разрешению 640х480, скрепя сердце, привыкаешь. Кто мешал дотянуть хотя бы до 800x600, как было еще в первом "Петьке"? Так слаб движок или лень было отрисовывать чуть большее число деталей для более высокого разрешения? Так на фонах, и особенно на персонажах, и так вроде не сильно перетрудились...
Во-вторых, эта сказка добра к своим "слушателям", и это сразу подкупает. Честно говоря, я в последнее время видел слишком много квестов, где за малейшую ошибку меня либо посылали, чуть ли не "по матушке", либо наоборот демонстративно игнорировали любое не записанное в скрипте действие.
В "Морозко" все совсем не так. Главная героиня, Настенька, никогда не обругает Вас грубым словом за неправильное действие, и даже более того, подробнейшим образом объяснит, почему она не смогла или не захотела что-либо сделать. Да и многие персонажи, встреченные на сказочных тропках, тоже с радостью подскажут Вам, как выйти из сложной ситуации, стоит только вовремя заговорить с ними.
Более того, все задачи в игре предельно логичны и не требуют никаких заумных решений. Кончилась красная шерсть, не беда - нужно просто покрасить немного белой. Где взять краску? Как где, приготовить! Например, стащить свеколку из огорода дедушки Мичурина, заварить ее в кипяточке и все, отличный естественный краситель готов. И не сомневайтесь, любая проблема имеет в этой игре вполне житейское решение.
И последнее, что тоже сразу бросается в глаза - это "отполированный" интерфейс. Все, начиная от инвентаря и заканчивая курсором, сделано очень аккуратно и настолько органично, что кажется, авторы смогли воплотить в интерфейсе своей игры все удачные решения старых, уже многими позабытых квестов. Например, варианты диалогов выполнены в виде картинок, как в незабвенном "Broken Sword", что не только интуитивно более понятно, но и позволяет играть в эту сказку даже детям, еще не умеющим читать.
В заключение, несколько слов о звуковом сопровождении. Тут ситуация, увы, тоже двояка. С одной стороны, игра приятно порадовала балалаечным саундтреком из репертуара русских народных песен. С другой, многие персонажи озвучены откровенно спустя рукава.
Увы, ни Вы, ни я никогда не сможем узнать, как же говорили герои этой сказки в оригинале (версия на чешском языке вряд ли достигнет наших прилавков). В варианте же доступном нам, только Настенька произвела на меня приятное впечатление (вызывающее ассоциации с озвучкой из одноименного старого фильма), остальные же герои тупо начитывали свой текст, к сожалению, не сильно вживаясь в отведенные им роли. Эх, не дошел еще видно свет учения Станиславского до славного мира озвучивания компьютерных игр.
Но даже эта досадная халатность актерского состава не смогла мне испортить незабываемые часы, проведенные в обществе этой игры. Да, ее фактический рейтинг совсем не высок - не оценивать же работу сценариста по детальному переписыванию русской сказки? Разрешение соответствует пятилетней давности, загадки чуть ли не отправляют игру из разряда квестов к детским, а добить звук помогли полусонные "умельцы" из "Акеллы". Да, она оказалась детская, да она быстро прошлась до вполне предсказуемого счастливого конца, но то удовольствие, которое я от нее получил невозможно описать никакими словами. И я думаю, что следом за мной и мои дети уже вскоре откроют для себя мир этой милой русской сказки, рассказанной на чешский манер...