Относительно недавно у real-time стратегий появился новый подвид - тактические. Никаких ресурсов в них добывать не нужно, да и собственные здания и сооружения вообще отсутствуют как класс. Основной же задачей является выполнение миссии с теми боевыми отрядами, которые вы получаете в самом начале. То есть крутитесь, как хотите, а чтоб через пару минут плацдарм противника был повержен и вон тот холм был бы под нашим полным контролем. Отечественные издатели (в лице небезызвестной "Буки") тоже решили не отставать от продвинутого Запада и засветиться на этом поприще выпуском новой стратегии "История войн: Наполеон". Конечно, никаких "реальных и детально проработанных исторических событий" здесь нет (да и как им быть, если в ряде миссий на поле боя порой встречаются только по три-четыре отряда с каждой из сторон), но в то же время ход авторской мысли прослеживается довольно ясно и соответствует неким историческим реалиям.
В этой игре нет какой-то строгой и системы кампаний или чего-то в этом роде. Миссии за французов чередуются с миссиями за русских или, к примеру, за австрийцев. Всего в игре имеется порядка двух десятков этих самых миссий, причем иногда вы даже можете выбирать, в какую из них рубиться в следующий раз. Все действия происходят в период с 1805 по 1812 года.
К великому сожалению, большинство отечественных разработок частенько грешит жиденьким графическим или интерфейсным исполнением. Не стал исключением и "Наполеон". Правда, надо признать, что графика здесь по большей части симпатичная, вся из себя трехмерная, даже камеру в ограниченных пределах повращать можно. Дым от выстрелов выглядит просто замечательно, да и модели всадников или пехотинцев сработаны тоже где-то так на твердую четверочку. Ландшафт же здесь небогатый - в большинстве миссий все ограничивается практически плоским рельефом, небольшой речушкой с каменным мостом, да несколькими куцыми деревцами. Иногда, правда, попадаются даже деревни или целые небольшие города, но это скорее исключение, чем правило.
А вот с интерфейсом здесь вышла явная промашка. Дело в том, что он настолько мало информативен, что создается впечатление, что его вообще нет. А в стратегии грамотно сделанный интерфейс (удобный, практичный и симпатичный), между прочим, далеко не последнее дело. Тут же все ограничивается иконками всех ваших отрядов, видами построений, выбором режима атака/стоять, да тремя видами стрельбы из пушки. И все...
Искусственный интеллект - вот что делает стратегию действительно захватывающей и интересной. В "Наполеоне", можете успокоиться, с этим делом все в полном порядке. И именно из-за неплохо проработанного AI можно сквозь пальцы смотреть на все прочие недоделки и недоработки. В общем, немного поиграв, начинаешь понимать, что обыграть неприятеля подчас настолько трудно, что приходится проходить одну и туже миссию по несколько раз кряду, дабы выяснить все его ответные ходы и понемногу прощупывать наиболее слабые стороны. Короче, "атмосфера" здесь для думающих стратегов самая подходящая.
То есть практически нигде (ну, за редким исключением) вам не удастся выиграть сражение банальной лобовой атакой. Противник - явно не дурак, и не "ведется" на классические выманивания. Он просто отразит атаку, а затем отойдет на заранее подготовленные позиции и будет ждать ваших следующих действий. Вообще-то атаковать всегда сложнее, чем защищаться и ваш враг об этом догадывается, и ошибок в своей обороне допускает минимум. Так что в каждой битве, пусть даже и самой, казалось бы, незначительной, придется как следует поворочать мозгами. Причем необходимо еще учитывать, кто атакует, кого и с какого расстояния, потому что одни отряды отменно стреляют на сверхдальние расстояние, другие же хороши только в рукопашном бою, ну а третьи способны, например, здорово валить тяжелую кавалерию неприятеля. Раз уж разговор зашел об отрядах, то я тогда просвещу вас в этом направлении более детально.
Итак, все отряды в "Наполеоне" делятся на несколько больших групп (по ним же и происходит подсчет результатов в миссии). Это тяжелая кавалерия (кирасиры, карабинеры, драгуны), способная создавать бреши в сплоченных редутах неприятеля; легкая кавалерия (гусары, конные егеря, уланы, казаки), которая действует больше по принципу "подбежал-пнул-отбежал"; тяжелая пехота (гренадеры, фузилеры, вольтижеры - это не я придумал, а тут так написано), ловко орудующая в рукопашном бою; легкая пехота (егеря, стрелки, джегеры), способная грамотно "обрабатывать" позиции неприятеля ружьями с безопасного расстояния. Ну, и, наконец, краса и гордость - пушка. Почему просто пушка? Да потому что здесь это не какая-то особая пушка (хотя разработчики заявляют, что делали что-то похожее на русское орудие под названием "Единорогъ"), а просто самая обыкновенная. А стрелять она может ядрами (дальность стрельбы больше всего), гранатами (с этими хлопот не оберешься - то взорвется прямо в воздухе, а то и только через несколько секунд после приземления) и картечью (замечательно "косит" целые отряды неприятеля).
Под конец мне хотелось бы остановиться на недостатках этого проекта. Об интерфейсе я уже сказал. Никак не отмечаются выделенный в данный момент отряд (выделить сразу несколько просто нельзя), а стрелка, которая на него указывает, вообще практически незаметна. Нет выбора уровня сложности, так что всем придется играть на равных и матерым стратегам, и только начинающим. Ну, и, наконец, здесь нельзя сохраняться во время миссии, а это, как понимаете, очень неудобно.
Но все же положительные стороны у "Наполеона" имеются, и, прежде всего - продуманный AI, который не даст соскучиться и будет постоянно держать вас в напряжении. Ведь когда думаешь над каждым передвижением собственного отряда (которые, как вы, наверное, уже поняли, никак не восполняются), а не бросаешь в "мясорубку" сотни и сотни безымянных солдафонов, на все смотришь совсем иначе. В общем, игра заслуживает внимания, хотя работать создателям еще есть над чем.