Нынешний год, в отличие от прошлого, выдался малоурожайным на авиасимуляторы - в особенности, если говорить о моих любимых симуляторах Второй мировой, которых, кажется, не было вообще. Приходилось перебиваться на голодном пайке, скачивая из Интернета дополнительные миссии к уже имеющимся. Но вот, наконец, Microsoft, через несколько месяцев после выхода своего гражданского Flight Simulator 2000, разродился второй серией Microsoft Combat Flight Simulator на том же (точнее, даже усовершенствованном) движке.
Игра эта замечательна не только тем, что продолжает славную серию симуляторов
Второй мировой, но и существенным отличием от всех подобных игр 98-99 годов: действие разворачивается на сей раз не на Европейском, а на Тихоокеанском театре военных действий. Надобно заметить, что если средний американец имеет весьма смутные представления о Великой Отечественной - недаром посвященный ей многосерийный документальный фильм в свое время шел на Западе под названием "Неизвестная война" - то для нашего соотечественника такой же неизвестной войной является тихоокеанская кампания. Вообще, симметрия на этом не заканчивается - ход кампании на тихоокеанском театре для США во многом напоминал таковой же для Советского Союза в его собственной войне, хотя, конечно, говорить о совершенной тождественности не приходится - японские войска не стояли в двух часах езды от Вашингтона, и вообще так и не сумели вторгнуться на американский континент, хотя в 1942 это казалось вполне вероятным.
Замечу, однако, что изучать историю этой части Второй мировой по MCFS2 все же проблематично. Прежде всего, представлена не вся война, а лишь период с 1942 по 1944 год; нет, таким образом, ни Перл-Харбора, ни Хиросимы. Нет также и камикадзе, которые, хотя и не сыграли решающей роли, но все-таки потопили 45 и повредили еще около 300 кораблей противника и составляют неотъемлемую часть колорита тихоокеанской кампании. Опять же, судить о ходе кампании по репликам отдыхающих пилотов, которые к тому же выдаются случайным образом, не слишком удобно. Впрочем, вы можете ознакомиться с историей кампании более подробно, прочитав соответствующий раздел help'а. В самой же игре пусть и не подробности истории, но специфика кампании ощущается весьма и весьма.
Прежде всего, конечно, это совершенно новые, незнакомые нам самолеты. Всего в игре 7 доступных игроку истребителей, из них 3 японских - Mitsubishi A6M2 "Zero", Mitsubishi A6M5 "Zero", Kawanishi N1K2-J "George" - и 4 американских - Grumman F4F-4 Wildcat, Vought F4U-1A Corsair, Grumman F6F-3 Hellcat, Lockheed P-38F Lightning. Причем единственный хорошо знакомый нам последний в кампании не встречается (точнее говоря, его не предлагают в качестве машины по умолчанию, но вы можете его выбрать; кстати, с выбором имеется забавный штрих, уж не знаю, баг или фича - зависимость от времени действия отражена, т.е. вы не можете отлетать миссию 1942 года на самолете, появившемся лишь в 1943, а вот от стороны - нет! То есть в кампании за японцев можно выбирать американские машины и наоборот. Не то чтобы это выглядело абсолютно невозможным - во всякой войне бывают трофеи - однако обычной такую ситуацию никак не назовешь.
A6M2 "Zero" - основной японский истребитель первого периода войны; по маневренности и скорости набора высоты он превосходил все американские самолеты этого периода. Достигалось это, однако, дорогой ценой - полным отсутствием бронезащиты пилота и топливных баков (которые не были при этом самозапечатывающимися), так что самолет было очень легко сбить - если, конечно, в него попасть. Как известно, империи не ценят жизни своих солдат... Самолет имел и то достоинство, что способен был чрезвычайно долго находиться в воздухе - в обычном режиме полета 7 часов, а при оборотах, сброшенных до 1800 (скорость 115 узлов на высоте 12000 футов) - даже и до 12 часов! (Напомню, что ранним модификациям "Мессершмитта-109", использовавшимся в Битве за Британию в 1940, горючего хватало лишь на 20 минут боя в небе над Англией.) Для кампании, требовавшей длинных перелетов между разбросанными в океане островами, это было очень важно. Кстати говоря, MCFS2 - первый, насколько мне известно, авиасимулятор Второй мировой, где вам придется всерьез думать об экономии топлива, правда, не во всех миссиях. Легкая конструкция "Zero", обеспечивавшая все эти его летные достоинства, имела, однако, тот недостаток, что самолет не слишком охотно уходил в пике (но, по моему опыту, быстрое пикирование не самая нужная в бою штука - быстрый набор высоты куда полезней). Учтите, однако, что высокая маневренность "Zero" проявляется на низких скоростях - до 250 узлов; на высоких скоростях повороты чреваты срывом потока (естественно, слишком низкие скорости чреваты тем же самым, так что "самый маневренный истребитель" оказывается таковым лишь в умелых руках). В игре, летая на A6M2, я практически ни разу не был сбит вражеским истребителем, и ни разу не разбился из-за потери управления, даже после срыва потока на малых высотах; основными причинами, по которым мне случалось потерять машину, был огонь зениток (кстати, более чем серьезная угроза в этой игре, в то время как в большинстве других симуляторов можно отлетать целиком кампанию, ни разу не пострадав от зенитных орудий) и защитный огонь турелей бомбардировщиков.
A6M5 "Zero" - модификация, поступившая на вооружение в 1943. По сравнению с A6M2, обладала более мощным двигателем, худшими характеристиками набора высоты и лучшими - пикирования; оптимальные скорости воздушного боя - уже до 300 узлов. С уязвимостью все осталось по-прежнему. Честно говоря, мне эта машина - во всяком случае, в том виде, в каком она смоделирована в игре - не понравилась, показавшись менее устойчивой в воздухе и менее маневренной, так что я почти всегда заменял ее на старый добрый A6M2.
Kawanishi N1K2-J Shiden-kai (по американской классификации - "George") - японский истребитель, поступивший в строй в 1944 году. Очень неплохая машина последнего этапа войны, превосходившая "Zero" и по скорости, и по вооружению (4 20-миллиметровые пушки способны уничтожить вражеский самолет одним попаданием); кроме того, ее конструкция была более прочной, повышая шансы пилота и самого самолета на выживание. При этом самолет обладал хорошей маневренностью, хорошими характеристиками наборы скорости и высоты и пикирования; все вместе это делало его достойным оппонентом для любого самолета противника.
Теперь - об американских машинах: Grumman F4F-4 Wildcat - поступил на вооружение в 1942. Этот пузатый коротышка не выглядел особо изящным, зато имел бронезащиту пилота, топливных баков (которые к тому же самозапечатывались при умеренных пробоинах) и масляного резервуара. По причине небольших размеров таких самолетов можно было больше разместить на авианосце, нежели их более поздних и совершенных "коллег" Hellcat и Corsair (но в игре, понятно, вам нет до этого дела). Wildcat имел лучший обзор из кабины среди всех американских истребителей, участвовавших в тихоокеанской кампании. По скорости и маневренности уступал "Zero", так что на этом самолете японские истребители сбивали меня не раз; и хотя вести с ними успешный маневренный бой все-таки можно, настоятельно не рекомендуется делать это в одиночку (особенно против нескольких врагов) - пусть товарищи будут рядом и прикрывают спину. И не дай вам бог сорваться в штопор на этом пузатом короткокрылом угробище! С пикированием тоже надо поосторожнее - входит Wildcat в него куда охотнее, чем выходит. В общем, как в детском стишке - "но зато отлично падается - отчего ж никто не радуется?"
Grumman F6F-3 Hellcat - более поздняя (1943) и более совершенная разработка той же фирмы; сохраняя достоинства своего "старшего брата" по части бронезащиты и способности выносить серьезные повреждения, он более устойчив и приятен в управлении, обладает мощным двигателем (2000-сильным, что чуть больше, чем у "George", и более чем в полтора раза превосходит "Zero") и хорошей маневренностью. Hellcat превосходил "Zero" в маневренном бою при скоростях больше 300 узлов и в наборе высоты - при высотах больше 15000 футов (в игре, впрочем, так высоко летать обычно не приходится). Пожалуй, этот самолет был в игре моим любимым из американских, хотя Corsair тоже неплох.
Vought F4U-1A Corsair - машина с необычным дизайном: крыло этого истребителя напоминает (на виде спереди) сплющенную и растянутую в стороны букву W. Это позволяло укоротить шасси и тем самым уменьшить нагрузку на них при жесткой посадке на авианосец. Самолет обладал хорошей аэродинамикой, был одним из самых быстрых на тихоокеанском театре и по части маневренности на скоростях выше 300 узлов превосходил все японские истребители (японцы называли его "Свистящая смерть" за свист рассекаемого воздуха, издаваемый на высоких скоростях); однако, очевидно, такая конструкция имела свои недостатки, поскольку широкого распространения этот тип крыла не получил. К недостаткам относится и плохой обзор из кабины (что осложняло жизнь пилотам не только в бою, но и при посадке на авианосец, поскольку им было трудно наблюдать за сигнальщиком); однако в игре это проблем не создает.
Ну и, наконец, наш старый знакомый (хотя и в другой модификации) P-38F Lightning, который, как уже упоминалось, по умолчанию в кампании не предлагается. Это и неудивительно - это самолет наземных сил, а не флота, и не предназначен для операций с авианосца (у него даже нет тормозного крюка). Посадить его на авианосец, впрочем, все-таки можно - поскольку, в отличие от большинства истребителей Второй мировой, это самолет с носовым, а не хвостовым расположением шасси, что позволяет применять жесткое торможение (при хвостовом расположении шасси тормозить можно лишь на очень малых скоростях, иначе самолет клюет носом и разбивается) и останавливать эту тяжелую машину прежде, чем она свалится с палубы. Два двигателя обеспечивают хорошую скорость и повышенную надежность; при этом, вращаясь в противоположных направлениях, пропеллеры устраняют тенденцию к крену, создаваемую крутящим моментом (впрочем, в игре оная и так не особо заметна). Мощное вооружение - 4 пулемета 50 калибра и 20-мм пушка - расположены к тому же в носу, а не в крыльях, как у других доступных игроку истребителей, что повышает кучность стрельбы. Однако сей громоздкий монстр заметно уступает одномоторным истребителям в маневренности, да и размеры делают его более легкой мишенью. Основная тактика боя против более маневренных противников - налететь на скорости (желательно сзади), всадить тому, кто под прицел подвернется, и уматывать поскорее. В общем, если для каких миссий и имеет смысл выбирать именно эту машину, так это для тех, где надо атаковать наземные (и водные) объекты или идущие без прикрытия бомбардировщики.
Физическая модель в игре, как вы уже могли догадаться, на высоте, как и обычно в серии Flight Simulator (и вновь повторю, симуляторы - это единственное, что Microsoft делает хорошо). Кроме той самой незаметности крутящего момента, придраться, пожалуй, не к чему - вот разве что мне кажется весьма странным, что повреждение носа, как правило, существенно влияет на аэродинамику (как выражаются в игре сами пилоты, "такое впечатление, что ручка увязла в зыбучем песке"). Я понимаю - крыльев, особенно элеронов, но носа? Но вообще модель повреждений, будучи по-прежнему весьма подробной, стала и более реалистичной - вы уже не можете рассчитывать, что самолет, весь изрешеченный очередями, будет гореть, булькать мотором, плохо управляться, но все равно спокойно лететь по прямой. Сбить вас могут только так, причем самыми разными способами - случалось, что у меня отстреливали хвост и даже двигатель (кстати, еще плюс реализму - крупные обломки, такие как хвост или крыло, падают не камнем вниз, а весьма правдоподобно кувыркаясь). И если самолету случилось загореться, то дело не ограничится меланхоличными сообщениями "Fire is burning your...[название системы]" (мне особенно понравилось "Fire is burning your pilot") - системы действительно будут выходить из строя, и, в конце концов, рванет бензобак или двигатель. Соответственно, и вражеский самолет теперь сбить проще, не раз мне удавалось это сделать одной короткой очередью.
Поведение машины в воздухе весьма заметно зависит от того, что болтается у нее под крыльями и брюхом. Потому не забывайте не только убирать шасси - это само собой (кстати, и их, и закрылки запросто можно повредить на недопустимой скорости), но и сбрасывать опустевшие топливные баки. Тут, кстати, имеется подлянка для любителей летать с некончающимся вооружением - бомбы и ракеты ведь тоже подвешиваются под крыльями, и не кончаются наравне с боеприпасами пушек и пулеметов... Тем не менее, я все-таки выставлял эту опцию, потому что иначе пройти кампанию невозможно. Ибо, доводя реализм до абсолюта, надо и задания на миссии делать реалистическими - нельзя требовать от пилота, чтобы он в одном бою завалил 4 или даже 6 самолетов противника, даже асам из асов такое удавалось нечасто! Так что приходится ставить бесконечный боезапас...
К заданиям на миссии мы еще вернемся, а пока - еще о физической модели. Экономия топлива, о которой упоминалось выше, достигается оптимизацией работы двигателя. Двигателем поршневика, как известно, управляют три ручки - дроссельной заслонки (throttle, в русской традиции - наддув), оборотов винта (RPM, по-русски - шаг винта; на самом деле, тут два взаимосвязанных (обратно пропорциональных) параметра - скорость вращения и угол атаки лопастей пропеллера) и карбюратора (mixture, регулирует соотношение топлива и воздуха в смеси). При взлете все эти ручки выводятся на максимум (при посадке - две последние), но в "крейсерском" режиме на максимуме не должна стоять ни одна. Обратите внимание, что на самолетах разных моделей порядок расположения этих ручек различный (впрочем, вы можете, конечно, управлять и с клавиатуры, но это неудобно - ручки желательно видеть; отображаются они по shift+2. Подыщите им такое место на приборной панели, где они не будут загораживать важные индикаторы - удобнее всего в этом плане "Zero", где в верхней части панели хватает пустого места). Тут имеется, однако, и минус реализму - ручка радиаторных заслонок хотя и отображается вместе с рычагами двигателя (чего раньше не было), однако ее можно не трогать; в реальности это привело бы к перегреву мотора (или переохлаждению, если оставить заслонки открытыми при спуске). Представленные в игре самолеты, как и современные поршневики, оснащены автоматической регулировкой шага, который, если только не выставлен в крайнее значение, подстраивается под изменения наддува, чтобы держать фиксированную скорость; поэтому ручку шага можно особо не трогать. Некоторые самолеты - "George", Corsair и Hellcat - имеют также систему (включается и выключается клавишей W), которая позволяет поднять давление топлива за счет впрыскивания воды и метанола; это поможет вам увеличить скорость в критический момент, но злоупотребление этим режимом испортит двигатель.
Если вам все-таки не хватило топлива, или если вас подстрелили, или вы не можете выйти из штопора - тогда, естественно, надежда на парашют. Выпрыгивание наконец-то сделано правдоподобно; доселе самым правдоподобным оно было в Luftwaffe Commander, а в первом MCFS, напротив - самым неправдоподобным: достаточно было нажать кнопку, и вы спасались хоть из пикирующего самолета на высоте 10 метров - правда, смысла в этом не было никакого, ибо миссия считалось проваленной. Теперь все не так. Вы должны открыть фонарь кабины (который может еще и не открыться - скажем, из-за высокой перегрузки), какое-то время пилот вылезает наружу, потом надо дернуть за кольцо - и то еще парашют может не раскрыться! И даже если он раскрылся, но прыгали вы над территорией врага, то попадете в плен (тут, впрочем, есть глюк - я как-то выпрыгнул рядом с островом, занятым японцами, но - над бухтой, где стояли исключительно наши, американские, корабли, и все равно оказался в плену). Зато, если вы счастливо избежали всех этих опасностей, миссию засчитают.
Реалистично сделана также посадка на воду, но тут другой глюк - кабина после этого не открывается, и вы плавно тонете. Зато одна из несомненных изюминок игры - посадка на авианосец - вполне радует. При всем своем реализме, для тех, кто уже освоил ее в симуляторах современных реактивных истребителей, с их более высокими скоростями, она особых сложностей не представляет - я сел с первого раза. Хотя, конечно, имеется поблажка - сигнальщик отображается крупно в углу экрана, а не фигуркой на палубе, как видят его реальные пилоты. Палуба покачивается, хотя вода в игре все же статическая (динамический лишь оставляемый плывущим кораблем след). Разумеется, вы, как и прежде, можете не рисковать и вместо посадки просто нажать "X" для окончания миссии.
В игре, как обычно, наличествуют кампании (2, по одной за каждую сторону), набор миссий для каждой стороны (воспроизводящих реальные бои из практики американских и японских асов; все бы хорошо, но начинаются и заканчиваются они в воздухе - а в первом MCFS начинались и заканчивались, как положено, на аэродроме), quick combat, где вы можете задать число и тип своих и врагов, время суток, погоду - и вперед, свободный полет и тренировочные миссии.
Главное новшество касается кампаний: они теперь нелинейные. То бишь результат некоторых миссий (не всех) дает двоичную развилку, в зависимости то того, набрано ли критическое число очков. О числе таких развилок судите сами: продолжительность кампании - 30 миссий, всего же миссий за каждую сторону 48. Здесь, правда, надо учесть еще и тот факт, что структура кампании зависит от уровня сложности (не путать с реализмом модели, который настраивается отдельно); если раньше этот уровень определял исключительно крутизну врагов, то теперь враги, как и в жизни, бывают разные - и новички, и асы - а вот кампания для разных уровней сложности начинается с разных миссий (в дальнейшем, очевидно, многие миссии все же совпадают, иначе общее их число было бы заметно больше). Кроме того, от уровня сложности зависит, какой процент выполнения целей миссии считается успешным (и, похоже, меньше 100% он только на easy - что весьма скверно, ибо некоторые миссии чрезвычайно трудно пройти полностью). Вы можете провалить миссию и двигаться дальше - но только если остались живы и не попали в плен (раньше можно было продолжать в любом случае). За особо плохую службу, впрочем, вас могут уволить из авиации (тут, кстати, имеется забавный глюк - если во время перехода между фазами по клавише "Х" вы разбиваетесь - а такое, как и раньше, возможно - то игра сходит с ума, не в силах решить, живы вы или мертвы: в одном дебрифинге вам говорят, что вы погибли, в другом - что живы, но миссия провалена, и в итоге именно что увольняют из рядов за плохую службу). Ну а за хорошую, ясное дело, награждают (за большое число сбитых врагов) и повышают в звании (за успешно выполненные цели миссий). Как званий, так и наград у каждой стороны по 5 штук (плюс японский шеврон за ранение и соответствующее ему американское "Пурпурное сердце"). Дослужиться вы можете не более чем до коммандера (соответствует армейскому капитану); что мне не понравилось, так это что японцам тоже присваивают американские звания (их японские названия приводятся лишь в help'е).
Что в миссиях является совершеннейшим идиотизмом, так это то, что все задания, связанные с уничтожением фиксированного числа вражеских самолетов, должны выполнить лично вы - то есть если тех же врагов собьют ваши союзники, миссия провалена. Больший бред себе и представить трудно. Причем, хотя кое-какое взаимодействие со своими и появилось, но достаточно убогое, и сказать "не трожь мою цель!" нельзя. В результате пару раз я сбивал своих, чтобы не отбирали у меня победу, и еще не раз им удавалось ее у меня отобрать... За уничтожение своих мне ничего не было, но вообще они - два звена - переходят с миссии на миссию, накапливая боевой опыт, так что, в принципе, лучше, если они не гибнут (миссия на миссию не приходится, нередко их помощь очень кстати).
Самое время сказать об AI: он стал лучше, управляемые им самолеты реже сталкиваются в воздухе (в том числе и с вами, что особенно приятно), но до идеала еще далеко (мне раз за разом удавалось выиграть маневренный бой против оппонента на более маневренном самолете). Странно ведут себя бомбардировщики. Некоторые валятся совершенно без сопротивления (ну ладно, экипаж - новички, но ведь не настолько, чтобы даже не пытаться отстреливаться!), зато некоторые, причем далеко не самые крутые по части вооружения - сущий кошмар. Особенно страшны двухмоторные Mitsubishi G4M2 "Betty", которые за несколько секунд превращают ваш самолет в решето - я просто не верю в подобную потрясающую эффективность стрельбы с расстояния в несколько сот метров! Оптимальная тактика с ними - подкрадываться сзади до расстояния метров 600 (вообще-то стрелки турелей должны вас видеть, в реальной жизни сзади можно подкрасться только к истребителю), всаживать очередь, которая должна оказаться смертельной (не попали - значит, не повезло), и быстро сваливать назад, не пытаясь тут же завалить соседний самолет. Потом все повторить.
Графика в игре использует улучшенный вариант движка Flight Simulator 2000. Теперь он стал шустрее, особенно по части отрисовки местности, и рельеф, кажется, наконец-таки более плавный. Облака издали смотрятся хорошо, но вблизи - все еще тюлевая занавеска. Зато что совершенно шикарно, так это взрывы и дым; визуальное отображение повреждений - не только отстреленные части, но и дырки от пуль, отсутствовавшие раньше, теперь тоже на высоте. Колеса шасси, наконец, крутятся. При стрельбе летят гильзы. Корабли тонут плавно. В общем и целом - все очень даже симпатично, хотя кое-где еще остается неуместная угловатость. Единственный глюк, который я заметил - сквозь палубные надстройки авианосца можно проехать, как ни в чем не бывало. Ну и, само собой, острова, по идее заросшие джунглями, выглядят как лужайки, на которые можно спокойно сесть - лишь изредка попадаются пальмы, в которые можно врезаться.
Есть, конечно, и более серьезный глюк - куда ж Microsoft'у без них...
Несколько раз игра вешалась, задумчиво помаргивая индикатором диска.
Менее страшный глюк - если вы выбираете не полную инсталляцию и игра не может найти оставшиеся на CD звуки или мультики (по причине того, что дисков 2), она не просит вставить нужный диск, а попросту не играет звук или мультик, как будто так и надо.
Вернемся от багов к фичам: как и раньше, в игру можно импортировать самолеты из предыдущих игр. Причем не только военные из первого MCFS, но и гражданские из MFS 2000. Все импортируемое оснащается (без визуального отображения) пулеметами (и только, никаких бомб и ракет) Воздушный бой на реактивном авиалайнере - это что-то, доложу я вам... (на самом деле, не бог весть какое удовольствие, несмотря на преимущество в скорости - сами понимаете, какая у этой дуры маневренность, но пару "Betty" я все-таки сбил). Правда, я еще в MFS 2000 заметил, что поведение импортированных машин все же не вполне адекватно их поведению в родной игре - видимо, все же есть разница между физическими моделями. Где-то это незаметно, а где-то портит жизнь довольно основательно. Кроме того, к игре прилагается редактор, обладающий не только богатыми возможностями, но и богатым набором объектов, включая Эйфелеву башню, Тауэр, Рейхстаг и прочие достопримечательности из прошлых игр.
Уфф. Подведем итоги: несмотря на отдельные недостатки и неизменно присущие Microsoft'у глюки, любитель реалистичных авиасимуляторов - особенно симуляторов Второй мировой - не может позволить себе пропустить эту игру.