Команда, без которой нам не жить Выпуском F1 Manager EA Sports предоставляет поклонникам королевской формулы полную линейку продуктов, посвященных симуляции Formula 1. Теперь, выиграв не один титул за рулем болида, можно попробовать свои силы в создании и управлении собственной "конюшни".
Прекрасно понимая, что управление реальной командой "Формулы 1" очень и очень непростое дело, требующее от владельца незаурядных способностей в самых различных сферах деятельности и обширных знаний предметной области, разработчики постарались максимально упростить процесс управления. Это должно привлечь внимание к игре тех, кто только начинает познавать для себя мир автогонок "Формулы 1". Игрок берет на себя общее управление командой, оставляя детали своим менеджерам. В большинстве случаев они замечательно справляются со своими обязанностями, но иногда совершают досадные ошибки.
Первая неприятность произошла у меня на зимних тестах. Тест-пилот слишком увлекся и задержался на трассе слишком долго, баки болида опустели, и он не смог вернуться в боксы. Досадно, конечно, когда секунду назад летевший по трассе автомобиль замирает на полосе безопасности, но все мы люди, все совершают ошибки. Но это не ошибка, это скорее, недоразумение. Ошибка случилась чуть позже. Тест-пилот занял место в кокпите запасного болида, инженеры перенесли настройки, найденные в ходе тестовых заездов, и болид покинул боксы. Но никто не удосужился проверить наличие топлива в баках! В результате еще одна машина украсила пейзаж, тест-пилот опять занялся подготовкой к соревнованиям по бегу.
К счастью, со следующей запасной машиной все обошлось, и пилот продолжил накручивать круги по трассе. Тут подтянулись тест-пилоты элитных конюшен, мгновенно отобрав лучший круг у тех, кто утюжил асфальт с самого начала, пытаясь упорством компенсировать несовершенство болида. Режиссер трансляции, решив сравнить время по кругам пары пилотов, поступил с одной стороны логично, а с другой, совершенно бессмысленно. Он стал сравнивать время кругов с одним порядковым номером. Такой прием срабатывает во время Гран-при, когда все болиды проходят круги одновременно и в одном режиме (за исключением круга непосредственно после дозаправки), но во время тренировочных заездов имеет смысл сравнивать быстрые круги, а не круги с одним и тем же номером.
Раз уж зашел разговор о трансляции, имеет смысл сказать, что качество изображения оставляет желать лучшего. Хотя болиды каждой команды отличаются друг от друга по конструкции, что очень приятно, выглядят они упрощенно, не говоря уже об угловатом шлеме пилота и его тонких ручках. Может быть, разработчики увлеклись детализацией окружения трека? Ведь разработчики сделали полностью трехмерной все окружение автодрома, а не только саму трассу. Спору нет, все выглядит очень натурально, за исключением, пожалуй, лишь зрителей, нарисованных на фанерных щитах, что особенно хорошо видно с вертолета. Скорость прорисовки вызывает недоумение, сцены, в которых участвует больше пяти болидов, создают впечатление замедленного повтора. Так что запасайтесь мощным компьютером, чтобы наблюдать за происходящим на трассе в режиме реального времени.
Если упрощение детализации болидов можно объяснить стараниями разработчиков увеличить скорость игры, то упрощение движения болидов объяснить гораздо труднее. Поясню в чем дело. Во время обгонов создается впечатление, что болид, совершающий маневр обгона стоит на месте, а движется полотно дороги. Причем, болид может лишь вращаться вокруг своего центра. Выглядит это более чем ужасно. Совершить такую промашку могла какая-нибудь начинающая фирма, но не EA Sports. Если к сказанному добавить, что болиды могут наезжать друг на друга без каких-либо видимых последствий, да постоянно хорошую погоду, начинает закрадываться сомнение, а EA Sports ли автор F1 Manager?
Баланс команд хотя и отражает тенденции реального мира, но слишком утрированно - команды, замыкающие список проигрывают лидерам, а их всего двое - McLaren и Ferrari, более 15 секунд на круг. Поэтому, чтобы уровнять шансы всех команд выйти на старт Гран-при, правило 107% отменено. Но из-за безумной разницы в скорости, первые круговые появляются уже после пятого-шестого кругов, а на финише в одном кругу с победителем остаются лишь пилоты, пришедшие в очках, а иногда и только те, что финишировали на подиуме. Все это делает абсолютно бессмысленным попытку вывести в первую пятерку Arrows или Minardi.
Нужно отметить, что каждый пилот обладает присущим только ему стилем вождения, поэтому перед Гран-при каждому пилоту нужно искать собственные настройки болида. Настройка болида значительно упрощена по сравнению с обычными симуляторами "Формулы-1" и заключатся в подстройке всего пяти параметров. Что и в какую сторону изменять, объясняет гоночный инженер, поговорив с пилотом и переведя субъективные ощущения пилота в язык настроек.
Практически полностью отсутствует система телеметрии. Понять, как идет болид по трассе, на каких секторах происходит улучшение или наоборот, потеря времени, можно лишь в режиме телетрансляции, что не очень удобно. Кстати, почему-то трассы разбиты на четыре сектора, а не на три. А уж проанализировать результаты прошедшего Гран-при и вовсе невозможно.
Так как тестовые заезды проходят в реальном времени, очень не хватает возможности планировать число кругов, которое пилот должен совершить по трассе. Хочется, чтобы пилот не только констатировал отсутствие топлива в баке, в тот момент, когда двигатель глохнет, что несколько поздно, но и мог сам принимать решения, оставаться ему на трассе или ехать в боксы. В конце концов, они же люди, а не бестолковые роботы, умеющие давить на газ и вписываться в повороты. Иногда вызывает изумление, каким образом пилоты умудряются вылетать с трассы.
В результате вместо шедевра, которым вполне мог стать F1 Manager, получилось нечто, напоминающее прототип будущей игры. К сожалению, отсутствуют погодные условия и столкновения, которые могли бы повлечь за собой появление машины безопасности, что, в свою очередь, дало бы возможность менять тактику и стратегию гонки по ходу Гран-при. Можно смериться с отсутствием повреждений болидов, кроме механических отказов, так как аварии не предусмотрены сценарием игры, но в момент вылета болида с трассы из-под его колес не вылетает ни гравий, ни трава, ни водяные брызги. Ничего, абсолютно ничего. Как будто трасса и ее окружение создавалось по картинке человеком, который никогда в жизни не видел ни травы, ни гравия, ни воды и понятия не имеет об их физической структуре. Либо игра пришла к нам из прошлого, когда возможности компьютеров просто не позволяли моделировать повреждения и различные эффекты типа пыли из-под колес или дождя. Если закрыть глаза на все вышеперечисленные недостатки, получается довольно интересная игра, более-менее точно симулирующая мир "Формулы 1" с поисками спонсоров, экономии денег на тестах и напряженного ожидания перед мониторами во время Гран-при. По сравнению с Grand Prix World от Microprose игра более проста в управлении и более зрелищна. Мне кажется, она будет интересна поклонникам "Формулы 1", ведь их не испугать необходимостью тратить три часа на один Гран-При, правда, во время пассивного ожидания перед монитором возникает желание нажать на ускорение времени или переключиться в F1 2000 от той же EA Sports и принять более активное участие в судьбе команды.