Компания Atomic Games, переметнувшаяся в свое время от Microsoft к SSI, выпустила уже пятую по счету часть из овеянной славой серии Close Combat. Оценивать ее объективно довольно сложно, поскольку новшеств здесь не так много, а весь геймплей, графический движок и т.д. практически не изменились со времен четвертой части, Battle of the Bulge. С другой стороны, все кампании, сценарии и отдельные бои прошлых серий уже давным-давно пройдены (как-никак, почти год со дня выхода СС4 уже прошел), а повоевать вволю, при этом не отправляя бездумно толпы юнитов в мясорубку, хочется.
На этот раз разработчики уделили внимание самой широкомасштабной высадке союзников во второй мировой войне, что случилась 6 июня 1944 года (в так называемый "D-Day") в Нормандии. А сейчас закройтесь чем-нибудь, потому что для пущей значимости этой я начну сыпать цифрами. В той операции принимало участие порядка семи сотен боевых кораблей, восьми тысяч самолетов, которые скинули на голову неприятелю около двадцати тысяч парашютистов. В сухопутной же фазе операции приняло участие около ста пятидесяти пяти тысяч солдат, которые тащили на себе (о несчастные!) четыреста пятьдесят тысяч тонн боевой амуниции! Для большей наглядности и более детального изучения предмета я бы настоятельно советовал вам посмотреть наикрутейший фильм Спилберга "Спасение рядового Райана" (по-моему, самый сильный фильм про вторую мировую, конечно, если закрыть глаза на то, что в результате всю войну выиграли американцы), где с этой самой высадки как раз все и начинается.
Всевозможных настроек по-прежнему в изобилии, причем менять и приспосабливать под себя тут можно практически все, начиная с графики и условий победы и заканчивая интеллектом юнитов. Кстати, непонятно для чего, но можно поставить немцам английскую речь. Во, учудили... они бы еще союзникам немецкий говор приклеили - немецкие игроки были бы в полном восторге.
Оказавшись на поле боя, никаких серьезных новшеств или подвижек в ту или иную сторону я не обнаружил. Противник был и остался крут, и "на мякине" его не проведешь. Появилось несколько полезных новаций, о которых речь пойдет чуть позже, но вся основа осталась той же, что была прежде. То есть только грамотное и мудрое руководство способно привести вас к победе, и ни о каких оголтелых штурмах зданий и укреплений ватагой своих сорвиголов может быть и речи. Все решает несколько удачных атак, разумно расставленных засад, вовремя переброшенных в нужные точки снайперов. Причем разбрасываться людьми здесь не стоит, а беречь, как зеницу ока, придется каждого солдата.
К тому же, очень действенными остаются такие приемы тактики, как дымовая завеса, под прикрытием которой можно отойти с позиции или перебежать в новое место. Да и провоцирование противника отвлекающим огнем тоже порой способствует более успешному маневрированию другими отрядами в этом же секторе. Команды подразделениям, кстати, не изменились вовсе: "бежать", "бежать быстро", "красться", "огонь", "засада", "защищать позиции", "задымление". Да, вот еще что - если раньше в некоторых битвах была доступна поддержка авиаударов и артиллерии, то теперь к ним добавилась еще и палубная артиллерия. Как и раньше, воспользоваться этими опциями можно всего лишь один раз за весь бой.
Победить можно, как и раньше, либо перебив все силы неприятеля, либо захватив ключевые точки. Конечно, в некоторых случаях противник может и сам сдаться, поскольку уровень морального состояния его солдат падет так низко, что воевать они больше уже не смогут. А еще может банально закончиться время, отведенное на миссию.
Ну, а теперь поговорим о тех самых нововведениях, которые, на мой взгляд, здесь вполне к месту. Во-первых, теперь можно не только безучастно рассматривать отряды, которые вам выделены для очередной битвы, но и самостоятельно перетасовывать их по своему разумению. Причем их можно удалять, перегруппировывать три основных взвода, в то же время добавляя другие отряды или бронетехнику. Правда, все здесь упирается в ограниченный набор юнитов, выложенный заранее для каждого боя, и насовать себе, к примеру, с десяток танков уже не получится.
А теперь обратим свои взоры на неприятеля. Оказывается (внимание!) теперь можно реформировать не только свои отряды, но и отряды противника! То есть можно разделать подлую вражину, "как бог черепаху" еще до начала самого сражения. Кстати, у него даже можно удалить все отряды, оставив ему на всякий случай всего один юнит. Конечно, воевать в таких условиях совсем тоскливо, но сейчас речь не об этом. А о том, что возможностей для экспериментирования и отработки множества тактик атака/защита стало гораздо больше. Ведь теперь вы не втиснуты в узкие рамки очередного сценарного сражения с заранее расставленными силами, а вполне можете моделировать (в разумных пределах, конечно, задания в миссии все равно останутся теми же самыми) эту самую расстановку сил самостоятельно.
Кстати, если ваши амбиции простираются значительно дальше, то тогда вам надо отправиться в редактор сценариев и заниматься собственным планированием боев уже на другом качественном уровне.
По окончании боя можно посмотреть параметры каждого солдата. Как и положено, у них повышается опыт, и им даже присваивают медали. Понятно дело, что в следующем сражении эти бойцы будут вести себя более разумно и отдача от их действий заметно возрастет.
Как и раньше, все сражения поделены на три основных раздела - Отдельные бои, коих насчитывается несколько десятков, Сценарии и Кампании (их здесь четыре штуки, и они охватывают практически все действия по захвату полуострова, на котором и развивается данная операция: высадка десанта в тыл, атака на побережье, подход союзников и атака на порт, боевые действия на северном направлении). В любой момент вы можете выбрать, за какую из сторон играть: за немцев или же за союзников.
Если же вы первый раз играете в Close Combat еще новичок, то тренировочный раздел позволит вам освоит основные тактики боя, познакомит с интерфейсом и т.д.
А теперь опять об изменениях - серьезно поменялась стратегическая карта. На ней теперь можно самостоятельно передвигать иконки своих подразделений (на фазе планирования в сценарии или кампании), таким образом, определяя направление нового удара или перегруппировку своих сил. Конечно, это серьезный шаг вперед, ведь раньше ничего подобного просто не было.
Какие-то изменения по части графики можно заметить, только если уж очень сильно вглядываться (погодные условия, воронки от взрывов, траки, оставшиеся после эффектного дефилирования бронетехники...). А в остальном, все осталось по-прежнему. Это, между прочим, не так уж и плохо, поскольку и раньше все выглядело неплохо. Бэкграунды прорисованы теперь с учетом новых реалий - пляж, вдоль и поперек утыканный противотанковыми "ежами"; полуразрушенный бункер в поле (ох и тяжко же им овладевать...), опоясанный цепочкой из дохлых коров (опять, видать, насмотрелись "Райана"); разбомбленный в пыль аэродром с разбросанными по нему остовами искореженных самолетов. Короче говоря, графика здесь именно такая, которая позволяет уделить все свое внимание игровому процессу, а излишние навороты здесь, скорее всего, и ни к чему.
Звуковое оформление - на прежнем уровне, но оно-то точно меньше всего нуждалось в доработке. Потому как вся атмосферность в игре создается именно за счет звуков перестрелок, внезапных раскатов от бомбежки, кратких рапортов своих подразделений, оглушительных танковых залпов. К сожалению, ни один скриншот передать игровую атмосферность не сможет, но можете мне поверить на слово, она здесь действительно имеется, и отменного качества.
В заключение я хотел бы отметить, что пятый Close Combat знаменательным событием в игростроении вряд ли стал. Ничего кардинально нового он не привнес, зато позволил поклонникам реальных (а не попсовых) военных стратегий еще раз почувствовать себя на поле боя реальным командиром. В общем, отбросив громкие слова, можно смело сказать, что CC5 - действительно солидная и вдумчивая игра, которая уж точно не даст вам соскучиться в течение ближайших нескольких недель.