Три года назад компании Ubi Soft и Criterion Studios выпустили подводный симулятор Sub Culture, производивший сильное впечатление реалистичным изображением подводного мира даже на машине без 3D-карты. И вот теперь те же фирмы вновь вернулись к этой теме.
Deep Fighter нельзя назвать продолжением Sub Culture в строгом смысле этого слова - поменялись и герои, и общая концепция игры. Тем не менее, перед нами все тот же мир - или, во всяком случае, такой же: подводная цивилизация людей, во всем подобных нам, кроме крошечных размеров. Теперь их подводному городу угрожает смертельная опасность - ученые предсказывают извержение вулкана. Начинается строительство огромного (по их, конечно, меркам) корабля, на котором все жители смогут эвакуироваться в более подходящее для жизни место (почему таким местом является морское дно, а не суша, сказать по-прежнему трудно). Однако угроза этим жизненно важным работам исходит сразу с трех сторон. Во-первых, неживая природа - сейсмические толчки (изображаемые, кстати, вполне натурально), падающие в море камни и т.п. Во-вторых, природа живая, но неразумная - всякие зловредные животные (а для лилипутов даже маленькая медуза или гигантский жук - чудовища). И, наконец, худшее из всех бедствий - другие маленькие человечки, непонятно почему весьма враждебно настроенные (ну, людей, как известно, хлебом не корми, дай только вцепиться в глотку ближнему - и размеры тут роли не играют).
Соответственно, раз на кону выживание целого народа, то и атмосфера игры поменялась с иронической на серьезную. Персонажи - уже не куклы, а живые актеры, вам больше не приходится собирать со дна моря "артефакты неизвестного происхождения" - пивные пробки и монеты, кидаемые туда "большими" людьми, ну и т.п. Существенно поменялась и общая идеология кампании: на смену схемы наемника (сами выбираем миссии, получаем за них деньги и сами на них апгрейдим и ремонтируем свою лодку) пришла схема солдата (за нас все решает и нам все дает начальство).
Начинаете вы свою карьеру в качестве кадета, и первая ваша миссия, как и раньше - сбор кристаллов тория (хотя если раньше это было источником денег, то теперь, похоже, после первой миссии уже особого смысла и не имеет, хотя количество собранного тория и фиксируют в вашем послужном списке). Дальнейшая ваша карьера - новые звания, новые лодки, новые виды оружия и приспособлений - жестко прописаны в сценарии; кампания, таким образом, линейная (хотя некоторые миссии могут быть выполнены полностью или частично; однако полный провал миссии влечет за собой трибунал и, соответственно, конец игры). Всего в кампании 36 миссий; их номера или названия вам, впрочем, по ходу не сообщают - о своем продвижении к финалу вы узнаете по процентам готовности корабля для эвакуации. Миссии самые разные - помимо боевых, это и спасательные, и разведывательные, и испытательные, и, так сказать, народнохозяйственные (к примеру, убрать кусок радиоактивного гранита, погубившего рыбью ферму, отыскать и специальным устройством заманить туда новых рыб-самок, а потом поймать и притащить им самца).
Записываться, как водится, дают лишь после успешного выполнения миссии - точнее, игра записывается сама, и все время в одну запись, что неудобно и нарушает технику безопасности - мало ли что может сглюкнуть... (впрочем, у меня не глючило). Зато, если в Sub Culture миссии были раздражающе длинными и многоэтапными, то здесь они, как правило, короткие, динамичные, быстро проходимые - что, несомненно, достоинство. Вместе с тем, среди миссий попадаются далеко не легкие, в том числе такие, где надо сначала понять, что, собственно, нужно сделать. Интересно, что между двумя брифингами (и, соответственно, двумя плановыми возвращениями на базу) вы обычно успеваете выполнить несколько последовательных миссий; но если в одной из них вы погибнете, то вновь начнете ее, восстановившись из записи, не из того места и того состояния (нередко сильно раздолбанного), в котором закончили предыдущую, а с базы, на целой и под завязку оснащенной оружием лодке - что, как вы понимаете, очень удобно.
Исправлен и другой недостаток, портивший Sub Culture: оружие там было откровенно убогим. В Deep Fighter оно лучше (включая некончающееся оружие по умолчанию - не какая-то дурацкая молния ближнего боя, а привычная стрелялка в духе космических леталок, правда, довольно маломощная), да и заметно разнообразнее. Самонаводящиеся торпеды, правда, довольно долго захватывают цель, но уж зато как захватят - работают быстро и эффективно, с их помощью вполне реально в одиночку разнести десяток вражеских кораблей. Имеются также мины (полезны при уходе от преследования), взрывающиеся диски и другие виды оружия.
Физическая модель была превосходной уже в Sub Culture; не вызывает нареканий она и здесь, хотя мне все же показалось, что поведение лодки, тянущей на буксирном тросе тяжелый и объемный (сравнимый с ней самой) груз стало несколько проще. Но скорее это все-таки мелкие придирки, может быть, вовсе связанные с легкостью управления мышкой. Вполне реалистично скатываются по склонам камни (вы можете подцепить какой-нибудь, оттащить в сторону, бросить и понаблюдать); по-прежнему весьма правдоподобны движения морских обитателей, правда, гигантских (по масштабам персонажей) черепах я среди них больше не видел, а жаль. В отличие от Sub Culture, теперь можно выныривать на поверхность (и даже пострелять по находящимся над водой существам), а при наличии специального двигателя - и вовсе выпрыгивать из воды. Единственное заметное упущение по части физики - взрывы не порождают сколь-нибудь заметной ударной волны.
Ну и, наконец, графика. Сама по себе она великолепна - игра света под водой передается просто идеально, время суток меняется динамически, очень натурально выглядит песок и камни... мне прямо захотелось снова, как в детстве, поплавать с маской. Но... в Sub Culture было почти то же самое. Хотелось бы большего прогресса. А прогрессировать очень даже есть куда - в сторону плавных, округлых форм, которые по-прежнему отсутствуют - и рельеф, и искусственные сооружения все еще состоят из крупных плоскостей. Тем не менее, новые возможности, конечно, добавились.
Во-первых, мир игры стал более разнообразным - из моря мы теперь можем попасть в реку, где все совсем по-другому, включая и фауну (в том числе - злобных и опасных для вашей лодки пираний и насекомых). Во-вторых, та самая возможность подниматься на поверхность и созерцать заросшие деревьями берега (правда, тут не все гладко: когда поверхность воды разделяет ваш экран на верхнюю и нижнюю часть, то разница между водной и воздушной средой незаметна; попробуйте, надев маску, погрузиться в воду так, чтобы часть лица оставалась над водой, и вы убедитесь, что на практике это вовсе не так). Наконец, более сложные объекты, как живые, так и искусственные (например, ажурные решетчатые фермы подводного города). Хорошо смотрятся пузырчатые следы торпед и самой вашей лодки (особенно заметные, когда вы от кого-то драпаете задом). Ликвидированы, наконец, все глюки со звуком - он звучит тогда и так, как надо (учитывая маленькие размеры вашего кораблика). Нехорошо, правда, что игра сама жестко устанавливает вид - из кокпита или с внешней камеры (первое - в обычном режиме, второе - когда вы что-то тащите на буксире).
В общем, игра получилась красивой и играбельной; но хотелось бы, чтобы разработчики не останавливались на достигнутом.