У проекта Wizard & Warriors - непростая судьба. В течение долгих четырех лет он кочевал из одной компании в другую, пока его, в конце концов, не пригрели добрые люди из Activision. У руля же "магов и воинов" постоянно находился такой небезызвестный в игровом мире человек, как D.W. Bradley, дизайнер Wizardry V, VI и VII. Кстати говоря, разработчики советуют относиться к своему детищу, как к Wizardry VIII. И действительно, сходства и общих моментов здесь на самом деле очень много. Но все же W&W это не только Wizardry, а скорее некий компот из Wizardry, Might & Magic, Lands of Lore... У каждой из перечисленных RPG было что-то взято (у Wizardry, кстати, больше всех) и в результате получилась в целом очень даже симпатичная игра под названием Wizard & Warriors.
Завязка сюжета в W&W новизной не блещет, неужели за столько лет нельзя было нафантазировать что-нибудь более фундаментальное, нежели поиски некоего легендарного магического меча Мавина, склепанного из двух частей. На одну наложено проклятие, зато на другую - благословение. В общем, при помощи этого меча надо разобраться с нехорошим колдовским пакостником по имени Pharaoh, наложившим проклятье на все окрестные земли. В ваших поисках вам будут помогать ангел Kerah и дракон Erathsmedor, правда, для начала неплохо было бы их найти.
Самое первое место, в которое вы здесь попадаете - это деревушка Valeia. Помимо нее в игре есть еще два города с аналогичным набором зданий и соответственно функций, вот только создавать своих героев вы можете только в первоначальном городе, то есть в Valeia. Сама деревушка плоская как блин, и ее можно только скролировать напра-налево. Зато при этом здания как бы немного "поворачиваются" создавая некую иллюзию трехмерности.
Перво-наперво необходимо создать персонаж, вернее даже много персонажей, поскольку целой кучей (максимум в 6 человек) ходить по дремучим лесам и мрачным буеракам гораздо веселее. Создается персонаж на постоялом дворе (Inn). Для начала вам необходимо выбрать расу, коих здесь около десятка. Причем некоторые довольно странные (привет от Wizardry), то есть наряду с человеками есть еще и человекообразные существа с головой: слона, крысы, тигра, кабана, ящерицы.
Далее идет выбор класса. Их здесь совсем немного: Воин, Маг, Священник и Жулик (rogue). Позже вы даже можете "продвигать" своего персонажа по одному из нескольких направлений. Для этого только сначала нужно повысить до определенного уровня некоторые характеристики и насобирать солидное количество деньжат. Например, воин может стать - рейнджером, самураем, паладином, варваром или ниндзя.
После осталось только распихать несколько дополнительных очков по атрибутам персонажа, да выбрать магу парочку первоначальных заклинаний. Кстати, магия здесь тоже не совсем обычная. Например, наряду с магией солнца, духа, луны, есть еще и такие, как магия вина (эта, например, замедляет, мутит рассудок) или камня. Всего заклинаний для каждого вида магии порядка полутора десятков, причем поначалу ваш маг будет знать одно-два заклинания, а с повышением каждого уровня будет овладевать еще двумя-тремя дисциплинами.
Собрав команду (кстати, создавать новых персонажей и удалять из команды старых можно сколь угодно долго, причем абсолютно в любое время, находясь в Inn, естественно), вы можете пробежаться по всем деревенским зданиям и в каком-нибудь даже вступить в гильдию. Вступление в гильдию дает следующие преимущества: вы можете выполнять дополнительные квесты, получаете доступ к уникальным предметам, можете тренироваться, повышая тем самым свои параметры и характеристики. Естественно, что не бесплатно. Ниже я коротенечко поведаю вам обо всех зданиях, которые вы можете здесь встретить:
Таверна - место, где можно промочить глотку, да послушать последние сплетни.
Магический магазин - предназначен для покупки всевозможных магических свитков и склянок с зельями.
Кузница - здесь, понятно, можно затовариться отменными доспехами, мечами, арбалетами и всем таким прочим. Еще здесь также можно идентифицировать и чинить предметы. Между прочим, если вы хотите купить какому-либо персонажу оружие, которые он не в состоянии пользоваться - то вам его тут (именно этому персонажу) никогда не продадут. Просто надо будет переключаться на другого. С одной стороны, это довольно разумный подход, поскольку сразу понятно способен, скажем, ваш воин юзать навороченный топор или нет.
Храм - если у вас (не дай бог, конечно) кого-то убили, то они находятся в храмовом морге и их преспокойненько можно воскресить, естественно, за солидное вознаграждение. Также здесь можно снять проклятие, подлечиться, ну и так далее.
Городской холл - когда у вас туго с деньгами, то можно обратиться к мэру городка, и он обязательно подыщет вам какую-нибудь работенку, то бишь выдаст список имеющихся у него в наличии квестов.
Вот, вроде бы, и все лавки, которые вы можете почтить своим присутствием в этой игре.
Инвентарь здесь довольно обычный, да и приготовление к походу всех членов своей команды у вас тоже никаких вопросов вызвать не должно. Короче, как заведено, наряжаем "куклу", надевая на нее оружие, доспехи, и вся недолга. Правда, почему-то кошелек с деньгами у каждого персонажа здесь свой. По-моему, это неудобно, потому что постоянно приходится смотреть, хватит ли у очередного бойца деньжат на новую кольчужку или же придется для этого отобрать их у другого. Кстати, для усиления действия всяческих магических снадобий их можно смешивать друг с другом (только учтите - одного вида), повышая тем самым эффект от их применения.
Журнал для удобства разделен на несколько разделов. Так, в нем можно прочитать все то, что вам наговорили все NPC (или же монстры) ранее, просмотреть квесты. Также в журнале (что странно) отражается текущий опыт ваших гавриков и показывается необходимое количество опыта для следующего уровня.
Еще один оригинальный момент провернули разработчики с сохранением. Нет, сохраняться (только вне города) и загружаться (только в городе) вы можете абсолютно спокойно в любой момент, просто добавилась еще интересная фича ("Revert Game" называется), о которой я сейчас вам и поведаю. Так, при новом заходе в игру, вы можете зайти в таверну и отозвать своих бойцов из их последнего "похода". То есть все персонажи из последнего save'а оказываются на постоялом дворе и готовы к новым подвигам. Не спорю, фича довольно любопытная. Скажем, она оказывается очень даже востребованной в те моменты, когда вам просто в лом долгими и окольными путями пилить к городу, дабы купить/продать новые вещички, подлечиться, поболтать с горожанами. Просто жмем заветную кнопочку, и все участники последнего похода оказываются тут как тут.
Характеристик у каждого вашего персонажа довольно много, правда, ничего необычного я здесь не обнаружил. Да многие параметры называются несколько иначе, чем мы привыкли (например, "presence", "fortitude"), но сути дела от этого не меняется. К тому же, с ними тут, как мне кажется, немного переборщили. Все характеристики здесь делятся на два больших раздела - духовные и физические (по четыре на каждый). Плюс добавьте к этому еще уникальные скиллы персонажа, защиту от магии и вы получите представление о том, "из чего сделаны" персонажи в W&W.
Покончив с городскими хлопотами, отправляемся в леса - здесь движок уже полностью трехмерный (вращать голову и двигаться можно в любом направлении) и, на мой взгляд, очень даже симпатичный. В заоблачной вышине летают птички, в мутноватой воде плещутся рыбки, благодать, одним словом. Кстати, местный ландшафт мне даже чем-то напомнил девятую Ultim'у (тут, ясно дело, в несколько раз попроще, но что-то общее есть). Земля здесь неровная, с холмами и пригорками, низинами, а вовсе не такая плоская и полигональная, как, скажем, в том же M&M. Конечно, над лесными ландшафтами можно было бы еще поработать, но полигональные монстры и красиво раскрашенные трехмерные здания типа могильников, развалин, мельниц смотрятся просто здорово. Причем монстры к тому же еще довольно зрелищно передвигаются и атакуют. Да и "хватка" у них что надо. Так, если на вас напал какой-нибудь тролль или же лесной паук, преследовать вас они будут до самого что ни на есть конца (вашего или ихнего). Разве что лесная речка или большой пруд смогут их остановить. Некоторые из монстров любят появляться неожиданно, как бы пугая вас своим внезапным появлением. Например, на кладбище из-под очередного могильника с натужным кряхтеньем может внезапно выползти скелет.
Путешествуя по местным полям и лесам, вы то и дело будете натыкаться на огромные озера, встающие непреодолимой преградой у вас на пути. Конечно, можно попробовать перебраться через них вплавь, только учтите, что так ведь и утонуть недолго (можно даже полностью погрузиться в воду и бродить по дну, пока кислород не кончится). К тому же, можно стать жертвой кровожадных пираний. В общем, если вы хотите избежать всех этих "трудностей", то тогда лучше отыщите небольшой плот и плавайте себе в свое удовольствие.
Напутешествовавшись вволю по дремучим чащобам, вы рано или поздно придете к какому-нибудь строению или входу в катакомбы. В последних, кстати, придется изрядно поплутать, потому что они не только весьма запутаны, но и еще напичканы всевозможными ловушками (в том числе и магическими, хитроумными механизмами, подводными туннелями и т.д.). В конце же такого подземелья можно найти какой-нибудь магический артефакт или же набрести на в конец распоясавшегося некромансера.
NPC в этой игре хватает, и набрести на них можно практически где угодно. Разговаривать с ними можно долго и упорно, поскольку они довольно словоохотливы. Причем, помимо банального чесания языком, они могут подсказать, например, точное местоположение статуи, которую вы так долго искали, или укажут на полянку с особо кровожадными лесными "крысами". Кстати, помимо обычных переговоров типа "базар-вокзал" с ними также можно и поторговаться, или же попытаться дать им любой из своих предметов, ну и попробовать обокрасть, в конце концов. Да, один неприятный момент - когда вы будете разговаривать с кем-либо, надоедливые монстры (если таковые тусовались поблизости) будут то и дело прерывать ваш разговор своими безобразными атаками. Некультурные они какие-то, прямо слово, спокойно поговорить не дадут.
А теперь обратимся к такому немаловажному моменту, как бои. Итак, бои здесь могут протекать в полностью real-time'овом режиме или же в пошаговом (правильнее даже будет - пофазовом). В котором сначала "отстреляются" все члены вашей группы, а потом в ответ вас "укусит" какой-нибудь гадкий монстреныш. На мой взгляд, воевать в реальном времени несколько удобнее, только для этого у всех ваших бойцов должен быть весьма солидная броня и очень даже неплохое оружие. Если же у вас и персонажи слабенькие, да и оружие не ахти какое, единственная возможность выйти из битвы с минимальными потерями - это перейти ("T") в пошаговый режим боя и постепенно, без спешки, нашинковать всех нападающих, коих иногда может даже насчитываться несколько десятков.
Подводя итоги, я хотел бы сказать, что W&W - это добротный, интересный и весьма симпатичный проект, который, скорее всего, не пройдет незамеченной мимо огромной армии поклонников ролевых игр. Конечно, недоработки у него есть, у меня постоянно складывалось ощущение, что игре чего-то не хватает. Хотя, может, это только так показалось... В общем, искать положительные и отрицательные моменты здесь можно довольно долго, но самое главное это то, что игра доползла-таки до своей конечной точки - прилавков магазинов, с чем всех фанатов и им сочувствующих, ожидавших ее с большим нетерпением все эти годы, можно только поздравить.