Новая игра от SSI, Panzer General 3, по большому счету, ничем меня так и не порадовала. Возможно, все дело в том, что третий PG, по сути, является не столько новой игрой, сколько добротным дополнением к последней игре из славной серии "Генералов" - PG3D: Assault. Изменения, произошедшие с тех пор, как в движке, да так и в игре целом, столь незначительны, что становится непонятно - чем авторы занимались целый год. Видимо, ждали, когда Assault на складе закончится. Да, добавились некоторые погодные эффекты типа дождя, грозы или тумана, информации по юнитам, да и самих типов юнитов стало заметно больше, появились новые кнопочки вроде "auto deploy", позволяющей автоматически расставлять технику перед своим городом в самом начале сценария, ну и еще кое-чего по мелочи. К сожалению, всего остального, если здесь еще что-то можно сделать, придется ждать до выхода очередной игры в серии (думается, за номером 4).
Кстати, после выхода "отрехмеренного" PG в 1999-м году в среде поклонников серии наметился явный раскол на тех, кто эту красочную и цветастую трехмерность шибко приветствовал и тех, кто заливался горючими слезами, умоляя разработчиков вернуть все взад, потому как эта "шикарная, хрустящая обертка" некоторым образом убивала наработанный годами имидж немногословного и простовато-плоского wargame'a, коим и являлся PG до сих пор. Правда, скорее всего этого шага следовало ожидать, потому что уже в PG2 юниты стали трехмерными. И следующий шаг стал только логичным продолжением движения в сторону изменения графического ядра. Раскол в лагере фанатов довольно скоро успешно рассосался, поскольку одни с самого начала играли с явным удовольствием, да и другие со временем привыкли к новым "одежонкам" и тоже стали с упоением проходить один сценарий вслед за другим.
Геймплей, как было сказано выше, со времен PG3D ничуть не изменился. То есть перед очередным сценарием вы, находясь в штабе, наполняете ограниченное количество своих "слотов" военными юнитами, прикрепляя каждому из них по лидеру, и отправляетесь собственно на поле боя. Где, мудро управляя в пошаговом режиме, в общем-то, незамысловатым передвижением и атакой своих сил на трехмерном вращающемся поле, состоящем из кучи соединенных между собой шестиугольников, одерживаете одну победу вслед за другой (или терпите поражение, война - дело тонкое...). Конечно, приходилось учитывать, кто и откуда атакует или защищается, потому что если отряд находится на возвышенности или в городе, то у него при столкновении с неприятелем явное преимущество, в то время как он оказывался почти беззащитным, находясь, скажем, на переправе.
Как и ранее, упор делается на продвижение по службе командиров (повышение их рейтинга), дабы вверенные им юниты дальше ездили, эффективнее стреляли, ну и т.д. По-прежнему, у вас есть определенный резерв военной техники, и после убийства какого-нибудь танчика, вы спокойно можете отправиться в штаб и выбрать там новенький, с иголочки. Правда, количество запасной техники, впрочем, как и потребных для оной лидеров, весьма, знаете ли, ограничено, а без умелого руководства даже самый продвинутый танк остается кучей бесполезного металлолома.
Теперь поговорим немного о том, что за кампании (помимо пары десятков разнообразных сценариев) нам предлагают в этой игре. Действие переместилось на восточный фронт второй мировой, и вы можете выбрать одно из четырех направлений для атаки (два - за нас, и два - за немцев). Задания в большинстве своем не блещут оригинальностью - требуется либо захватить несколько городов или же переправить определенное количество наземных юнитов в указанную точку.
Если же количество имеющихся кампаний и сценариев вам покажется недостаточным, то вы всегда можете воспользоваться местным новшеством - "генератором битв" (battle generator), в котором вам потребуется только указать количество воюющих сторон, карту, погоду, количество ходов и другие менее значительные параметры. Потом остается только загрузить случайным образом сгенеренный сценарий из общего меню сценариев и - в путь. Кстати, есть возможность загружать новые сценарии, которые с завидной регулярностью появляются на официальном сайте разработчика.
Мультиплеер здесь, понятно, тоже остался. И тоже без существенных изменений.
В заключение я хотел бы сказать, что, несмотря на очевидное отсутствие новых идей, PG3: Scorched Earth не останется без внимания поклонников пошаговых стратегий. К тому же, если учесть, сколь редко в этом жанре появляются новые проекты, то на определенный успех можно рассчитывать практически со стопроцентной вероятностью. В востребованности PG сомневаться не приходится, ведь эта игра чем-то сродни шахматам: расчетом атаки на несколько ходов вперед, предугадыванием ответных выпадов противника... А количество вариантов в шахматах, как известно, практически бесконечно. Что ж, поживем - увидим.