Добро пожаловать в 1937 год!Чужие люди твердят порою,
Что не всамделишный я пират...
Но чтобы других убивать или вешать -
Что вы, боже меня упаси!
М. Щербаков Если несколько лет назад вы смотрели по телевизору диснеевские мультфильмы по выходным, то, вероятно, помните мультсериал, который у нас назывался "Чудеса на виражах" (оригинальное название, помнится, не имело с этим ничего общего). Так вот, новая аркадная леталка Crimson Skies чрезвычайно напоминает те самые "Чудеса". Воздушные пираты, головокружительные трюки вроде перепрыгивания в воздухе с одного самолета на другой (причем добро бы еще свой, а то - вражеский), много стрельбы и взрывающихся в воздухе самолетов - и при этом никто не гибнет, даже самые гадкие бандиты успевают воспользоваться парашютом (а если даже и не успевают - т.е. вы видите, как самолет врезается в землю на полной скорости - все равно потом из газет узнаете, что враг отделался травмами). Правда, в последней миссии главный бандит как будто все-таки гибнет... но и то из полицейского отчета вы узнаете, что тело его не найдено - не иначе как собираются его воскресить в следующей игре. Различается только мир, в котором происходит действие: если в мультфильме героями были животные, знакомые по "Книге джунглей" Киплинга, то в игре дело происходит в мире людей, но - тоже не в нашем, а в альтернативном.
В этом мире сухой закон был принят не во всех штатах Америки, а лишь в части; в результате между "пьющими" и "непьющими" штатами пришлось оборудовать настоящие укрепленные границы, что подорвало единство государства. Разразившаяся Великая Депрессия, на которую наложились еще несколько кризисов помельче, нанесла Америке окончательный удар. В 1930 году с США случилось то, что в нашем мире - в 1991 с СССР: великая держава прекратила свое существование, распавшись на отдельные государства. К 1937 году Северная Америка представляет собой пестрое зрелище. Калифорния именуется Нацией Голливуда, в Юте заправляют мормоны, Нью-Йорк гордо величает себя Имперским Штатом, на Гавайях правит король-туземец и т.д. и т.п. В первые же годы распада напряженные отношения между свежеобразовавшимися государствами и разгул бандитизма практически уничтожили трансконтинентальное автомобильное и железнодорожное сообщение. Однако бизнес, как известно, не любит искусственно воздвигаемых границ. Необходимость в торговых и прочих контактах между странами привела к буму дирижаблестроения и авиации. И естественно, за штурвалы самолетов сели не только законопослушные граждане...
Итак, воздух бороздят гигантские цеппелины, сопровождаемые эскадрильями охраны, а банды воздушных пиратов (тоже обычно базирующиеся на авианесущих цеппелинах) их атакуют. Главарем одной из таких банд - "Охотники за удачей" (Fortune Hunters, что, впрочем, можно перевести и как "охотники за богатством") - является человек с не самым типичным для англосакса именем Натан Захарий, бывший ас Мировой войны, сколотивший себе в мирное время состояние, но разорившийся в пух и прах во время Великой Депрессии. Это - типичнейший персонаж комиксов, "благородный пират", грабящий богатых, но не терпящий насилия и убийств, готовый с риском для жизни вступиться за слабых и нуждающихся в помощи, галантный с женщинами и вечно окруженный толпой поклонниц - от коллег-пираток до киноактрис и дочери германского профессора. В общем, нравится вам сия карикатурная личность или нет, но именно им вам на время игры и предстоит стать.
На протяжении 24 миссий разделенной на пять частей линейной кампании вы будете охотиться за сокровищами, захватывать, сбивать и оборонять дирижабли, топить и спасать корабли, сражаться с другими пиратами, бойцами охранных фирм и даже военными регулярной армии, выкрадывать людей на лету прямо из мчащихся поездов и автомобилей и т.д. и т.п. Короче, миссии радуют своим разнообразием (хотя некоторые и раздражают труднопроходимостью; тем не менее, проходимы все, хотя после пяти неудач игра и предлагает пропустить миссию без выполнения).
В игре 11 типов самолетов, которые можно модифицировать. Каждый самолет состоит из корпуса, двигателя, брони (отдельно для носа, крыльев, хвоста), пушек (расположение и максимальное число задано конструкцией корпуса, однако калибр можно менять, как и число в меньшую сторону) и подвесок для ракет (можно менять число). Конкретный боезапас для пушек и ракеты вы выбираете не при конструировании, а перед миссией. Не все самолеты, детали и боеприпасы доступны вам с первой миссии. Вашу конструкторскую мысль также ограничивает, во-первых, максимальный взлетный вес (зависит от выбранного корпуса), а во-вторых, количество денег (их вам дают за выполнение миссий, но не всех). Кроме того, вы можете бесплатно выбрать самолету раскраску и значки на носу, крыльях и хвосте. Все бы хорошо, но имеется пара явных идеологических глупостей. Во-первых, самолет нельзя апгрейдить. Можно только продать старый (можно и не продавать, если деньги не нужны) и сконструировать новый, причем начиная опять со стандартной конфигурации. Во-вторых, нельзя продавать самолеты стандартных конфигураций! (В ряде миссий вы их получаете в качестве трофеев.) Только - сконструированные вами.
Конструкции большинства самолетов весьма далеки от существовавшей в те годы (да и вообще когда-либо) реальности и, наверное, немало позабавили бы профессиональных авиаконструкторов. Но что вы хотите от чистой воды аркады, абсолютно не претендующей на гордое звание симулятора? "Физическая модель", если здесь вообще уместен этот термин, соответствующая - больше напоминает флаер из космических леталок, чем винтомоторный самолет (вот разве что остановиться на месте он не может и при снижении скорости ниже критической падает). Достаточно сказать, что одним из летательных аппаратов является вертолет, но и он от самолета ничем принципиально не отличается. Садиться нельзя (хотя в игре мы видим, как некоторые летательные аппараты взлетают с земли); по окончании миссии - а иногда и по ходу ее - вы стыкуетесь с дирижаблем (для этого надо подлететь в правильном направлении - со стороны хвоста - к выпущенному крюку, после чего вам покажут мультик, как самолет надевается на крюк и втягивается внутрь). В конце миссии это можно сделать на автомате (кнопка "A"), а вот когда вам нужно с кем-то стыковаться по ходу - тут уж придется демонстрировать пилотское мастерство (никакой особой сложности, впрочем, нет).
Видов оружия два: пушки и ракеты. Боезапас везде кончается (но вообще достаточно щедр). Пушки в игре бывают калибра от 30 до 70 мм. Заметим, что в реальности большинство истребителей Второй мировой оснащались пушками 20 или 30 мм - а многие вообще одними пулеметами, включая знаменитые "Мустанги" и "Спитфайры"; одного снаряда 50-мм пушки (ставились главным образом на бомбардировщиках) было достаточно, чтобы сбить советский бомбардировщик Пе-2, а четырьмя 30-мм снарядами можно было завалить даже "Летающую крепость" B-17. В игре оружие заметно менее грозное - или самолеты заметно более прочные, это как посмотреть. Фантастичнее всего в этом плане выглядят дирижабли, которых не берут не только снаряды, но даже ракеты (кроме специальных сверхмощных торпед). Они, видите ли, бронированные. Да сколько же такая броня весить должна?! Единственные уязвимые места дирижаблей - люки пушек; когда они открываются, надо лупить туда. Ну и еще у дирижабля можно поотстреливать двигатели (если надо его остановить или замедлить), а также полезно уничтожить его внешние турели.
Турели есть и на некоторых самолетах (хвостовые, а на одном еще и носовая), и хотя они не бесполезны, но не столь эффективны, как хотелось бы. Турели - единственные пушки, которые могут работать (и, разумеется, независимо от воли игрока) одновременно с остальными. Те же пушки, из которых ведете огонь вы, активизируются по очереди - одновременно могут стрелять не более двух спаренных, так что увешивать весь самолет крупнокалиберными орудиями (в ущерб броне, ракетам и т.п.) смысла не имеет - все равно дать залп одновременно из всех нельзя. В большинстве миссий более чем достаточно снарядов для стрельбы только из орудий главного калибра (и вот тут не скупитесь, ставьте спарку калибра 70 - впрочем, при меньших калибрах больше скорострельность и боезапас); лишь в некоторых миссиях приходится переходить на следующие пушки.
Единственный, на мой взгляд, тип снарядов, который имеет смысл использовать - high explosive, наносящие ущерб как броне, так и всему остальному. Кроме них, имеются еще slug (то же, но послабее), dum-dum (удар не идет в точку, а размазывается по площади) и armor piercing - исключительно для пробивания брони, остальному вреда практически не наносят.
Ассортимент ракет более богатый, но ценных среди них опять-таки немного. В первую очередь, это flak - зенитная ракета, наносящая удар сразу по большому объему. Эти ракеты превосходны против наземных целей (одна уничтожает целую толпу машин), хороши против двигателей дирижабля (пара сносит два ранее неповрежденных или сразу несколько поврежденных), да и против его пушек тоже, и полезны в бою с самолетами. Главные достоинства этих ракет - не требуется точное попадание (а нормальных ракет с самонаведением в игре нет) и поражаются сразу несколько близких целей. High explosive дают более мощный взрыв (самолет, как правило, сносят одним попаданием), но нужно точно попасть, и соседние цели не страдают; кроме того, в одной подвеске умещаются 4 flak и только 3 high explosive. Имеются также ракеты бронебойные, ослепляющие противника, оглушающие его звуковой волной, выжигающие весь кислород рядом с врагом и заставляющие его двигатель глохнуть (но потом он снова заводится), а также сладкая парочка из маячка, цепляющегося к вражьему самолету (если попадете), и ракеты, наводящейся на этот маячок - помнится, такое было во Freespace 2. Как и тогда, повторю - проще уж сразу боевой ракетой попасть... Короче, все это - бесполезная экзотика. И, наконец, торпеда. Единственное применение - противодирижабельное. Самонаводящаяся, но стрелять надо с большого расстояния (если расстояние недостаточно, ударяется о дирижабль и скользит вдоль него, пока не наведется нормально на цель - тогда уже взрывается). Главный недостаток - медленно летит и потому сбивается турелями дирижабля. Так что, прежде чем ее запускать, надо уничтожить турели. Не факт, что не проще валить дирижабли по старинке, через открывающиеся люки пушек.
Проницательный читатель уже заметил, что броня организована по принципу защитных полей в космических леталках - четыре отдельно поражаемых сектора: спереди, сзади, с боков. Она и функционально - скорее защитное поле, чем броня. То бишь единичные попадания ей (особенно толстой) не вредят, сколько бы их ни было - постепенный износ не происходит. Прошибают ее только очереди - сначала до желтого состояния, потом до темно-желтого, потом до красного. Из поврежденного состояния она, естественно, до конца миссии уже не восстанавливается. Повреждения практически ни на что не влияют, кроме остающегося запаса прочности - вам не могут отстрелить пушку или нарушить аэродинамику. Вот разве что двигатель (передний сектор) при доведении до красного состояния начинает хрипеть и булькать, но по-прежнему работоспособен (может быть, мощность чуть-чуть и падает, но разве что чуть-чуть). Зато внешне раздолбанные области самолета красиво дымятся, а при сильной раздолбанности - горят.
Графически игра весьма недурна. То есть, не идеальна - угловатость местности, да и дирижаблей, вполне заметна - но смотрится все равно приятно. Особенно удались, на мой взгляд, облака; как человек, управлявший реальным самолетом, могу подтвердить - действительно выглядит очень похоже. А вот дождь неудачен. Имеется солнце (не слепит, но на освещение влияет), луна, реалистичные тени от самолетов. Наземный пейзаж богат разнообразными деталями, имеются динамические объекты - поезда, машины, корабли. Людей тоже кое-где можно увидеть, но не посторонних жителей, а как раз тех самых, кого мы снимаем с крыши поезда или с гибнущего дирижабля. Здания далеко не сводятся к прямоугольным коробкам, имеются сооружения весьма причудливой архитектуры, решетчатые фермы и башни, гигантские декорации и т.д.; немало разрушаемых объектов. Вместе с тем, хотя отдельный городской район выглядит превосходно, полноценный город до горизонта оказался для движка непосильной задачей: хотя земля действительно видна, насколько хватает глаз, здания проступают из ничего лишь при подлете на определенное расстояние. Вероятно, поэтому миссии над Манхэттеном разработчики решили сделать ночными - там этот эффект не так заметен. Самолеты тоже выглядят довольно симпатично, хотя и производят определенное впечатление игрушечности. Здорово смотрятся взрывы и разрушения. Вода, наконец-то, динамическая; от падающих самолетов расходятся круги, корабли плавно тонут.
В некоторых местах миссии прерываются видеороликами, во время которых действие не останавливается (несколько раз я видел, как во время роликов сбивали своих или врагов), но неприятностей это не приносит. Когда вы пролетаете через какое-нибудь опасное место - под мостом, сквозь пещеру и т.п. - игра сама делает скриншот (хотя и не самый эффектный), которым вы потом можете любоваться в числе трофеев миссии. Некоторые из этих скриншотов вы можете увидеть рядом со статьей - те, на которых самолет мелкий. Все бы хорошо, но когда этот скриншот начинает писаться на диск, игра замирает, а потом, естественно, без всякого предупреждения продолжается. Следует заметить, что замирает-то она в момент выхода из опасного маневра, то есть, допустим, возле самой стены, от которой нужно резко отворачивать; это нервирует.
Теперь о неприятном. Осла узнаю по ушам, а фирму Microsoft - по глюкам. Правда, на сей раз Microsoft вроде бы выступает только - или практически только - в качестве издателя, а основным разработчиком является Zipper Interactive, но, как говорится, назвался груздем, наставил всюду своих копирайтов - не говори, что не дюж. Скорбный список хороших, в общем-то, игр, выпущенных безобразно сырыми, продолжает и Crimson Skies. Самый опасный ее глюк может в один момент лишить вас всех достигнутых долгими часами нелегких боев результатов, забив нулями один из save-файлов (status.dat). Это происходит, если вы, зайдя в игру, сразу идете в multiplayer или instant action. Правда, теперь, через несколько недель после выхода релиза, Microsoft наконец-то сподобился выложить патч (однако ставится он лишь на лицензионную версию). При этом, однако, "мелкомягкие" утверждают, что восстановить испорченный файл невозможно. Не знаю, зачем им понадобилась эта, без преувеличения, наглая ложь; на самом деле часть информации из status.dat дублируется в autosave.sav (2600h байт c позиции 458h в autosave.sav надо скопировать в status.dat с позиции A00h); номер текущей миссии надо прописать вручную по адресу 8ECh, а количество денег - 9FCh. Доводилось мне видеть и другие глюки с save-файлами, возникающие при конструировании самолетов; так что рекомендуется регулярно бэкапить файлы autosave.sav и status.dat.
Уже не о глюках, но о недостатках: игра отличается нездоровой любовью к диску и подолгу сосет его при любой удобной и неудобной возможности. В самих миссиях, впрочем, все достаточно пристойно, подтормаживания если и встречаются, то редко; но конструирование и вооружение самолета просто чудовищны. Каждое шевеление мышкой на любой из менюшек ввергает игру в дискососущий ступор чуть ли не на минуту!
Достаточно странно и неудобно, что игра идет только в том же разрешении (и глубине цвета), что и ваш виндовый desktop. Ну и после переключения по alt-tab, само собой, восстанавливается некорректно.
Недостатком уже идеологическим является отсутствие взаимодействия со своими.
Все ваши возможности на сей счет сводятся к выбору самолета и боеприпасов для своего ведомого, который в полете будет летать рядом с вами, периодически вырываясь вперед (насколько позволят скоростные характеристики самолета). На прочих членов вашей банды вы не влияете вообще никак. При этом AI в игре оставляет желать лучшего. Ваших друзей хватает в лучшем случае на бой с вражескими самолетами, да и то не всегда - команды "прикрой меня!" недостает категорически. Более же сложные задачи, типа атак дирижаблей, приходится выполнять почти всегда исключительно самому. Неоднократно мне доводилось погибать (или, как минимум, терпеть серьезные повреждения) из-за того, что эти раздолбаи меня таранили. Да и воздушные бои, которые я выигрывал в одиночку против шестерых (причем некоторые враги были на более маневренных самолетах), тоже свидетельствуют о качестве AI не лучшим образом. Вместе с тем отмечу, что союзники предупреждают вас о противнике - типа "девять часов сверху!" Целеуказание в игре неплохое - не только стрелка в сторону цели, но (если цель вне поля зрения) еще и кружок, показывающий, что эта самая цель поделывает. Однако расстояние при этом не отображается; кроме того, имеется путаница между понятиями "цель миссии" и "враг" - кнопка "Е" показывает и то, и другое, и в результате нельзя выбрать ближайшего врага, если рядом находится какой-нибудь подлежащий защите дирижабль.
Ну и напоследок - некоторые советы по прохождению особо трудных миссий. Общие соображения: идеального самолета не существует, для разных миссий лучше подходят разные. В ранних миссиях моей типовой моделью был Balmoral (естественно, не стандартный, а модифицированный, как и все остальные мои самолеты), медленный и неманевренный, зато с мощной броней и вооружением (включая хвостовую и носовую турель). В миссиях, где требовалась скорость и маневренность, я поначалу использовал Peacemaker, потом, когда она стала доступна - Fury. В ряде последних миссий в качестве тяжелого самолета я применял Warhawk (несмотря на отсутствие у него турелей; зато броню можно везде повесить по максимуму, и еще под двигатель с нитроускорителем место останется). Выбирая машину для своего ведомого, отдавайте предпочтение маневренным образцам.
The Stolen Starlet. Главное - уничтожить вертолеты на аэродроме, пока они еще не считают вас врагом. Лететь рекомендую на Balmoral, его низкая скорость как раз подходит, чтобы уничтожить все четыре вертолета с одного захода (это делается несколькими ракетами Flak); даже если один вертолет и успеет подняться в воздух, вы с ним быстро разделаетесь. Наземные кордоны сносятся одним Flak'ом. Дальше вам предстоит выдержать довольно серьезный, но проходимый воздушный бой. Не уничтожайте кордоны, пока в воздухе остаются живые враги. Когда машина преодолеет последний кордон, летите в том же направлении, набирая высоту. Когда появятся Hollywood Knights, разворачивайтесь им навстречу и, пока они летят кучно, выпускайте им в лоб все оставшиеся flak'и (остаться должно, как минимум, 4-5).
The Great Plane Robbery. Уничтожьте всех врагов в воздухе. Ангар пока не трогайте. Потопите четыре баржи, которые будут мешать выходу в море, и только после этого долбите ангар. Не обращайте внимания на патрульные лодки, когда они появятся; переключите цель на подлетающие вражеские самолеты и встречайте их очередью flak'ов. К тому времени, как с ними будет покончено, Goose выйдет в море; накройте все три патрульные лодки одним flak'ом. Тут же включайтесь в новый воздушный бой; первой целью лучше выбрать аса. Если вам повезет, враги не успеют грохнуть Goose.
The Nefarios Trap. Совершенно необязательно пролетать через все эти узкие места! Можете, конечно, попробовать сделать это ради морального удовлетворения и скриншотов, но гонку вам, скорее всего, все равно не выиграть - победа Джонсона, по всей видимости, заложена сценарием. Впрочем, даже если и нет, вас это не спасет - главное в этой миссии вовсе не гонка, а воздушный бой, который Джонсон затеет сразу после ее окончания. Поэтому загодя сядьте ему на хвост и атакуйте, как только его самолет обретет статус врага. Впрочем, от боя с остальными асами вас это все равно не избавит. А вот схитрить и грохнуть врагов, пока они еще врагами не считаются, в этой миссии не получится - она в этом случае заканчивается провалами (даже если враг разбился сам, что обидно и несправедливо). Если все-таки решите пролететь через препятствия - имейте в виду, что, постреляв по "могиле Рамзеса", можно существенно расширить проход.
The Pirate's Duel. Если в первом же злачном месте (Cloud Brothel) Booth не обнаружен, перезапустите миссию сначала. Если обнаружен, сбросьте скорость и встречайте пару пиратских Brigand'ов flak'ами. Добейте их, потом разберитесь с Booth'ом. Потом - со всеми остальными.
Death on the Docks. Для этой миссии возьмите Fury и как минимум 6 ракет high explosive. И вновь - совершенно ни к чему пытаться повторять смертельно опасный курс Cabbie. Не обращайте внимания на его подначки, летите спокойно над крышами. Потопите корабль (с одного-двух заходов, ракеты тратить не нужно, пушек достаточно), потом вступайте в воздушный бой. Сбейте 6 самолетов (на Fury это несложно, сбивать Warhawk'и вообще одно удовольствие), потом, не спеша, по очереди, уничтожьте пару патрульных лодок и все патрульные машины. После этого вам надо разрушить 6 кронштейнов, которые удерживают крышу склада. Одна ракета (high explosive) сносит один кронштейн. В идеале вам нужно сделать два захода, выпуская на каждом по три ракеты. Если какая-то ракета все же промажет, можно добить пушками, хотя это и муторно. Не пролетайте сквозь склад, крыша может рухнуть на вас.
The Runaway Witness. Эта миссия тоже проходится на Fury. Единственная хитрость тут в том, что от финального боя по пути к штаб-квартире полиции можно просто уклониться. Подобрав свидетеля с дирижабля и добив вражеские самолеты в этом районе, набирайте высоту и летите к полиции. Focke-Wulf'ы появятся гораздо ниже и попросту не успеют причинить вам по-настоящему серьезные неприятности, особенно если вы используете нитроускоритель. Пролетаете сквозь полицейский ангар - и все, миссия выполнена.
The Criminal Exodus. Эта миссия хорошо проходится на Warhawk, благо он прочный и позволяет взять много ракет. Загружайтесь flak'ами (можно взять и немного high explosive для двигателей Goose, но они все равно забиваются пушками). Разделайтесь с двигателями первого дирижабля и самолетами прикрытия. Летите ко второму дирижабля, сбейте вражеские самолеты там (начать лучше с Witch), но сам дирижабль не трогайте. Вместо этого летите к освещенному мосту и от него налево - там вы найдете Goose, не пытающийся взлететь и не охраняемый. У вас будет сколько угодно времени на то, чтобы спокойно уничтожить 4 из его двигателей. После этого возвращайтесь и разберитесь со вторым дирижаблем (он начнет двигаться после уничтожения одного мотора), затем - с третьим. Вам даже не потребуется уничтожать все самолеты противника - миссия закончится раньше.
Battle over Broadway. Последняя миссия - очень простая. Единственная хитрость все та же - нет нужды повторять за Miles'ом его головоломный курс, просто не теряйте его из виду и сядьте ему на хвост раньше, чем его самолет будет помечен как вражеский.
В общем и целом, Crimson Skies - вполне приятная леталка, не имеющая ничего общего с авиасимулятором, но - и по физической модели, и по идеологии миссий - весьма напоминающая космические стрелялки. Кабы не глюки, так все было бы совсем хорошо.