Наши дети - наше будущее (несколько мыслей по поводу...)"Не плюй в колодец,
вылетит - не поймаешь!"
Вариант народной мудрости. Московская фирма "НИКИТА" продолжает свое восхождение на Олимп игровой индустрии. И надо отдать им должное, свои основные силы они направляют не на дешевое подражание западным аналогам, а на попытки развития российского рынка игровых программ для детей и подростков.
Не так то и просто сделать игру, в которую с удовольствием играл бы 4-5-6-летний малыш, и к тому же заложить туда обучающие моменты. А "Никите" это, как правило, удается, и практически все их игры способны не только привлечь внимание юных player'ов, но и пополнить их знания или расширить кругозор.
И вот недавно на нашем рынке появилась новая игра от "Никиты" под названием "Волшебный сон", ориентированная на малышей. Весь процесс игры основан на сюжетах русских народных сказок, и поэтому должен быть близок и знаком нашим детям. Но...
Вот как сами авторы характеризуют свое детище: "...Увлекательная мультипликационная игра о мальчике Вите, о его друге Медвежонке, об озорных и веселых белочках и о том, как Витя победил злого Ворона, Пень-чудище и страшного Волка. А с козлятами, которые живут неподалеку, можно поиграть в 7 развивающих мульт-игр. Замечательная симфоническая музыка. Первое место на "Аниграфе-97" в номинации "лучшая графика в игре"... ориентирована на возраст - 3-9 лет".
Я позволил себе процитировать это краткое описание, потому что мой взгляд на эту игру "несколько" отличается от мнения авторов, и я хотел бы поделиться с Вами своими мыслями по этому поводу...
Мысль первая. О защите животных и воспитании доброты...
Действительно, после небольшого красочного intro, мы вместе с Витей попадаем в волшебное королевство сказок. И сразу же приключается беда - Злой Волк уносит в темную чащу любимца Вити, плюшевого медвежонка. И вполне естественно, что мальчик отправляется на поиски своего друга.
Неестественными мне в данном случае кажутся способы, которыми авторы предлагают нашим детям решать эту задачу. Вместо того, чтобы побеждать хитрых, а иногда и злых обитателей леса разумом, развивая у ребенка сообразительность, авторы предлагают развивать "нажимательный" рефлекс с явной примесью агрессивности. Практически все затруднительные ситуации Витя должен разрешать палкой, камнем или, в крайнем случае, просто кулаком. "Медведь, которого сморило на солнышке после сытного завтрака, может и не проснется после четырех толчков (не путать с легкими пощипываниями и окриками), но дорогу обязательно уступит..." - весьма добрая цитата из описания к игре, не правда ли?. Причем все действия ребенка в данных игровых ситуациях сводятся к тривиальному и достаточно однообразному нажиманию на кнопку мыши (своеобразный "детский" Action получается!).
Но не подумайте, что я выступаю на стороне злых сил. Отнюдь нет, я обеими руками за то, чтобы зло было наказано, но не такими же методами. Можно придумать сотни способов мирного разрешения подобных проблем (что с успехом и практикуется в большинстве западных детских игр).
Ведь, если наши дети при любых затруднениях (или проблемах) станут хвататься за палку (а в дальнейшем, возможно, и за автомат), то веселенькое поколение мы с Вами вырастим и отличное будущее нас ожидает!
Не только злые, но и весьма безобидные персонажи игры (белочки, например) не пользуются любовью у нашего юного героя, и он не только не разговаривает с ними, но часто злобно угрожает им кулаком. Очень добрая детская сказка получается.
Мысль вторая. Любви все возрасты покорны...
Действительно, есть множество вещей в мире, на которые возраст никак не влияет. Но позволю себе усомниться, что игра, в которую сможет без проблем играть девятилетний, будет также понятна трехлетнему?
Создать сюжет понятный и притягательный для стара и млада вполне возможно (хотя и не так легко), но задачи, решаемые внутри игры должны хоть как-то дифференцироваться в зависимости от возраста и уровня подготовки игрока.
Пробившись с боями к домику добрых козлят, Витя может развлечься несколькими развивающими играми, которые принесут ему вожделенный горшочек с медом. (В контексте предыдущей мысли вообще удивительно, что он стал играть с козлятами, а не просто отобрал у них мед?!) И каково же было мое удивление, когда в игре, связанной с математикой, я обнаружил примеры на умножение, деление, причем с цифрами в пределах 20! Практически, ни один малыш еще не владеет в совершенстве простым счетом до 20, и подавно не знаком с такими сложными действиями, как умножение и деление. Конечно, можно подобрать ответы, пользуясь известным "методом тыка", но тогда какое же это обучение?
В качестве иллюстрации правильной постановки задачи предлагаю Вам обратиться к диснеевской игре "Рыбка Фредди", где математические задачи разделены на классы сложности и в зависимости от уровня своих знаний ребенок может подобрать себе игру.
Мысль третья. О цельности восприятия...
Да, действительно, и графика, и музыка в игре "Волшебный сон" выполнены вполне на уровне (хотя мышиный курсор лично у меня изрядно "глючит"). Но, при всех этих достоинствах и при хорошем сюжетном посыле (все-таки русские сказки), игра совершенно не производит цельного впечатления.
На мой взгляд, мы имеем две, слабо связанные между собой части. Первая - бродилка-зубодробилка, с минимумом мозговых затрат и максимумом нажатий на "мышь", и вторая - набор обучающих игр, не до конца сбалансированный по возрастным критериям и весьма однообразный. Будучи рассмотрены отдельно, обе эти части выполнены на среднем уровне для аналогов своего жанра (даже в сравнении с предыдущими играми самой "НИКИТЫ"), а уж вместе - совсем не смотрятся.
А ведь игры для детей (как и продукты), наоборот, должны удовлетворять более высоким стандартам, чем все остальные, и по возможности стараться воспитывать в ребенке высокие чувства и развивать его разум!
Эпилог. Почти Эпитафия...
Прочитав все вышесказанное, Вы вполне можете подумать, что я человек, с предвзятостью относящийся к играм для детей и к играм фирмы "Никита" в частности.
Но спешу Вас разочаровать, я знаю о детских играх не понаслышке (так как имею в семье живого тестера всех этих программ 5 лет от роду) и достаточно много их уже повидал. У "Никиты" есть много очень удачных детских игр, в которые мы с сыном с удовольствием играем (например, азбука-раскраска "ABC"). Но данный опыт кажется мне неудачным, хотя может быть у Вас сложится и другое мнение, как у разработчиков, например?