Если бы количество выпущенных игр однозначно свидетельствовало о популярности жанра среди игроков, то стратегии можно было бы считать явным фаворитом. Но, увы, от того, что игру в стиле RTS выпустила уже почти каждая игровая фирма, популярность этого жанра скорее упала, нежели подросла.
Объясняется такой парадокс весьма просто. Как известно все в конечном итоге решает не количество, а качество. А именно этот показатель в большинстве последних продуктов оказывается на весьма низком уровне. Причем, нельзя сказать, что авторы выпускают заведомую халтуру, но, увлекшись совершенствованием какой-либо одной особенности, они умудряются провалить практически все остальные игровые аспекты. А значит, игра оказывается практически не годной к употреблению.
Попробую проиллюстрировать этот тезис на совсем свежем примере. Буквально только что в продажу поступила новая стратегия от команды 14 Degrees East под названием "Star Trek: New Worlds". И хотя видно, что авторы старались сделать качественный продукт, на деле мы получили очередную поделку, играть в которую после получасового знакомства пропадает всякое желание.
Давайте попробуем вместе разобраться в этом парадоксе.
Начнем с сюжета. Во многих последних играх стало нехорошей традицией сводить эту часть к минимуму, видимо, считая, что воевать нам будет и так интересно. А это явное заблуждение, ибо только хороший и закрученный сюжет может заставить пользователя пройти все, весьма похожие по сути, игровые миссии (отличным и, наверное, еще непревзойденным примером такого сюжета может служить великий Starcraft). А в данном случае с сюжетом нас постигает даже двойная беда.
Во-первых, вселенная Star Trek, на лицензии которой базируется повествование, нам, россиянам, практически не известна. А значит, использование имен противоборствующих группировок или атрибутики этого мира не играет для меня, как игрока, ни какой роли.
А во-вторых, сама по себе история оказывается весьма тривиальна: три противоборствующие стороны борются за господство над богатыми полезными ископаемыми планетами. Такое мы видели уже десятки раз, а значит, можно сказать, что по большому счету сюжет просто отсутствует.
Ладно, попробуем скинуть это со счетов и рассмотреть игровой процесс в чистом виде. Ведь если он окажется весьма увлекательным, то об отсутствии сюжета можно и забыть.
Первый же взгляд на игру однозначно сообщает нам, что все в ней сделано в честном 3D. Игра демонстрирует нам замечательные ландшафты, впечатляющее небо с бегущими облаками и прекрасные визуальные эффекты от выстрелов и взрывов. Налицо использование всех передовых достижений в жанре.
Но уже второй взгляд приводит любого игрока в замешательство. Что это за цилиндрики, кубики и тетраэдры разбросаны тут и там по игровому полю? Да это же наши здания и войска! Боже, как можно было умудриться сделать при таком достойном ландшафте такие невзрачные и совершенно не индивидуальные юниты. Порой, единственным способом понять, какой вид войск Вы построили, является его непосредственный выбор и внимательное прочтение описания в информационном окне, потому как по внешнему виду большинство средств идентификации не поддается.
И на этом беды игрока далеко не заканчиваются. Следующий подвох подстерегает нас в управлении камерой. Как Вы, наверняка, понимаете, такой основополагающий момент для ведения боя должен быть реализован не просто удобно, а желательно на интуитивном уровне. Но авторы New Worlds имеют собственную точку зрения и идут иным путем.
Вместо того чтобы "поручить" хотя бы часть управления камерой мыши с нажатой правой кнопкой (как это обычно делают), весь спектр движений разложен по различным клавишам (которых, кстати, около десяти). Причем, в двух режимах работы камеры (вид сверху и вид параллельный горизонту) эти клавиши еще умудряются работать по-разному. В результате, даже запомнив все их комбинации, для нормального управления игрой Вам потребуется, как минимум, отрастить третью руку (либо применить новый вид игры - в четыре руки на одном компьютере с товарищем).
Казалось бы, сложностей уже получилось предостаточно и только фанатик Star Trek может заставить себя не обращать на них внимания. Но нет, авторам и этого показалось мало, и они волевым решением запрещают нам сохраняться в процессе миссий.
Я бы еще понял такой подход, если бы игра носила тактический характер: малое количество войск, не слишком длительные миссии и т.п. Но здесь-то все не так, все стандартно: построение лагеря, добыча ресурсов, совершенствование технологий и только потом война.
И нас заставляют все это сразу делать "набело", без страховки, когда любая ошибка отбрасывает на самое начало. Все. Стоп. По-моему, это уже перебор...
После такого проявления "дружелюбия" никаких вопросов о продолжении игры для меня уже не стояло. И если я Вас еще не убедил, что связываться с New Worlds абсолютно не стоит, то приведу еще несколько финальных аргументов.
Вот, например, авторы отказались от стандартного для жанра дизайна панелей управления и сделали их по собственному усмотрению. Если бы результат получился более удобным, то никаких претензий к ним не было бы. Но все вышло опять наоборот.
Разобраться где какая информация указывается, практически невозможно. Нет ни суммарного показателя текущих ресурсов, ни показателя энергии. Конечно, при определенном упорстве, все эти параметры можно отыскать, сделав активным то или иное здание, но сделать это быстро Вам вряд ли удастся.
Кроме того, сведен к минимуму процесс управления войсками. Нет ни формаций, ни задания режима поведения. Все сводится к отдаче команд Move, Attack и их комбинации. Таким образом, весь тактический элемент игры сведен практически на нет.
В заключении остается задать вопрос: "Что же может привлечь меня, как потребителя, к этой новой стратегической игре?". Увы, не знаю. Ни одного достойного ответа на этот вопрос, при знакомстве с New Worlds, я так и не нашел. К сожалению, остается только констатировать тот факт, что наши магазины пополнились еще одним продуктом, знакомство с которым может весьма серьезно уронить общий рейтинг стратегического жанра в Ваших глазах.