Молодая компания Vicarious Visions решила дебютировать в жанре космических симуляторов. Причем, в своих обещаниях они не скупились: и графика, дескать, будет отличная, и бои отменные, много возможностей касательно выбора творческого пути, целая куча разнообразных миссий, нанизанных на насыщенный сюжет. Обещали даже огромное количество NPC, но больше всего шума было вокруг "реальной физической модели управления космическими кораблями в открытом космосе".
Увы, в итоге мы получили еще один средний по качеству космический симулятор из разряда тех, где требуется не только толпами выносить неприятеля, но и заниматься торговлей, upgrad'ить свой кораблик, общаться с народом, следя (правда, как бы со стороны) за развитием сюжета. При этом совмещение экономической и летной составляющих, на мой взгляд, не слишком сбалансировано и в результате начинает постепенно веять тоской.
Большинство обещанных новшеств на практике оказались не реализованными, да и графическое исполнение оставляет желать лучшего.
О физике я остановлюсь подробнее чуть ниже, пока же замечу, что попытки изобразить силу инерции в космосе были предприняты, но является ли это сильной стороной проекта - еще вопрос. Дело все в том же пресловутом балансе, воевать в таких условиях не так, чтобы удобно. Попасть в резво летающего вокруг вас противника весьма затруднительно, так как приходится бороться не только с силой инерции, но и пытаться выжать максимум возможного из довольно-таки маломощного оружия. Понятное дело, что сражения сразу с несколькими противниками радости доставляют и того меньше.
Итак, физика. В одной из тренировочных миссий вам расскажут о том, что в космосе-то, оказывается, нельзя останавливаться, когда захочется, лихо разворачиваться при любой скорости и под любым углом, ну и так далее. И все это по причине инерции. Реально в игре это выглядит следующим образом. Представьте себе, что вы от души разогнались, и вам внезапно понадобилось развернуться на 90 градусов. Здесь этот маневр сделать не так-то и просто. Нет, развернуться-то вы, конечно, сможете, только еще где-то с полминуты (зависит от набранной скорости, угла разворота) будете лететь в прежнем направлении. Так что ни о каких резких и скоростных маневрах речь идти уже не может. Зато, единожды разогнавшись, вы можете выключить скорость и лететь сколь угодно долго с уже набранной скоростью.
Конечно, разработчики все же понимали, что подобные "виражи" вряд ли понравятся большинству игроков и предусмотрели еще одну "фичу", которая, по идее, должна облегчить управление и сделать его более привычным. Назвали они ее "инертными компенсаторами", и служат они для гашения той самой инерции, о которой я говорил выше. С включенными компенсаторами летать уже гораздо приятнее, правда, до того управления, к которому вы все привыкли, этому еще довольно далеко.
Здесь я бы хотел немного поразмыслить насчет полезности этого нового шага разработчиков. Да, с одной стороны учет реально действующих законов физики - несомненный плюс, который добавляет игре "реализма" и отличает от игрушек конкурентов. Ну, а с другой стороны - невнятная реализация этого шага, плюс резкое снижение динамичности, скорее всего, отрицательно скажется на общем впечатлении от этой игрушки у большинства поклонников жанра. Конечно, подобные нововведения полезны, но только в ущерб играбельности в целом. В космических же леталках главное что? Правильно - бешеная скорость, повышенная маневренность, удобное управление, правильно и грамотно сбалансированный боекомплект, ну и, понятное дело, красивая и эффектная графика, куда же без нее. Конечно, если ко всему этому добавить еще и увлекательный сюжет, включающий контакты с внеземными расами, возможности по усовершенствованию своего корабля, какие-то экономические аспекты, то игрушка получится вообще аховая.
Здесь же акцент смещен в сторону "реальности полетов", к тому же по солнечной системе разбросано огромное количество базовых станций, где вас грузят массой по большей части однообразных миссий и закапывают в целом ворохе настроек. В итоге - рутинные обязанности вместо эффектных баталий.
Теперь об игровых режимах. В Академии вас научат премудростям управления, расскажут, как перемещаться по солнечной системе при помощи ворот-порталов, обучат ведению огня и так далее. Кстати, как оказалось, пользоваться местными порталами не так-то просто. Для начала вам предстоит проложить курс к предстоящей конечной точке (для этого предназначен специальный экран навигации). Причем иногда вам понадобится совершить порядка трех-четырех "прыжков", прежде чем вы окажетесь в конечной точке вашего путешествия. Также вы должны уметь прилично управлять кораблем, потому что подлетать к "воротам" нужно на определенной скорости (не менее 7 км/сек) и активировать их желательно в наиболее благоприятный для этого момент. Еще можно отметить, что швартовка к базовым станциям является далеко не тривиальным делом, как может показаться на первый взгляд.
Для закрепления знаний, полученных в Академии, вполне подойдет режим Gauntlet, который представляет собой несколько аркадных уровней, призванных испытать вас в условиях, так сказать, особо приближенных к боевым.
"Свободный режим", в принципе, должен был отличаться от кампании, но на практике он оказался на удивление схож с ней. Причем и здесь вас будут спрашивать, за какую из сторон вы желаете воевать, а потом будут выдавать примерно те же миссии. В общем, "свободой" этот режим порадовать меня не смог, хотя изначально планировался именно для этой цели.
Кампании, как и положено, представляют наибольший интерес. Причем здесь вы можете проходить их как в одиночку, так и сотоварищи, в режиме мультиплеера (до 8 игроков). В режиме кампании предлагается на выбор четыре пути: пилота земной лиги, пилота марсианского консорциума, пирата и наемника. По сути, большинство миссий за любую из сторон практически одинаковы, хотя сюжет пытается в этом активно разубедить. Так, земляне, например, стараются пресечь всякую незаконную деятельность и подавить очаги сопротивления, марсиане же, напротив, стараются как можно болезненнее пнуть землян путем захвата их кораблей и дестабилизации общей обстановки в регионе. У пиратов уже свои интересы - защита большого пиратского братства от внешних агрессоров, регулярные разбойные рейды на корабли с ценными грузами. Ну, и наемники, в конечном счете, преследуют совсем иные задачи, чем все прочие. Они менее всего заинтересованы в военных операциях, а специализируются по большей части на торговых и патрульных, нанимаясь именно на такую работу на независимых базовых станциях.
Первые два пути предназначены, как вы, наверное, догадываетесь, для начинающих пилотов, а последние - для бывалых вояк. Дело в том, что в кампаниях за землян или марсиан не реализована целая гамма возможностей. Например, там вам не нужно заботиться о том, какой корабль выбрать для миссии и как его укомплектовать - все это просто сделают за вас. Вам же остается только строго и четко выполнять поставленные перед вами задачи.
Но уж если вы встали на путь пирата или наемника, то вам придется плотно разбираться во всех тонкостях процесса. Вы можете самостоятельно покупать и продавать корабли, модернизировать их по своему вкусу (имеется несколько десятков различных узлов и приборов: сканеры, оружие, броня, двигатели, системы жизнеобеспечения, энергетические подсистемы и многое, многое другое), закупать товары и продавать их на других станциях. Но, в любом случае, на вас вешают набор обязательных миссий. Конечно, всласть поразбойничать вам никто не запрещает, но подобные выходки, как ни странно, скорее вредят карьере, чем помогают. Поэтому я бы советовал сосредоточиться на выполнении заготовленных для вас миссий, прежде чем пускаться во все тяжкие. Еще в кампаниях за пирата или наемника вы можете не только выбирать предлагаемые вам контракты, но и сами размещать свои собственные на рынке. Контракты здесь можно размещать следующих видов: патруль (до шести точек), уничтожение (до шести целей), шпионаж (доставка спутника-шпиона всего к одному объекту). Причем вы можете даже указать оплату по контракту, минимальный рейтинг соискателя, срок выполнения, после чего вам остается только ждать: откликнется кто-нибудь на ваше предложение. Если спустя некоторое время желающих так и не найдется, то ваш контракт будет удален из базы, о чем вас незамедлительно известят.
С ростом количества успешно завершенных контрактов будет расти и ваш рейтинг, что приводит к более выгодным заказам и круглым суммам, также будет возможность поговорить с большим количеством собеседников.
Кстати, о собеседниках. На каждой станции существует комната отдыха (вы сразу в нее попадаете), в которой вы сможете переговорить иногда с одним, а иногда и с несколькими оказавшимися там персонажами. Всего в игре этих NPC порядка нескольких десятков, причем с помощью навигационной системы корабля вы с большой степенью вероятности можете определить местоположение любого из них. От них вы можете узнать о последних событиях, стычках, случившихся в том или ином районе, о планируемых акциях или налетах.
Ну, а развитие сюжетной линии вы можете узнать из сводки новостей. Эти новостные выпуски, между прочим, никого не ждут и появляются как бы сами по себе, вне зависимости от того, что вы сделали или чего еще не успели сделать: из них можно узнать, что постепенно здесь разгорается конфликт между земной лигой и могущественным марсианским консорциумом, который в один прекрасный момент объявил о своей полной независимости. Землянам такой поворот событий оказался абсолютно не по вкусу, и они начинают угрожать настоящим военным вторжением на Марс. Марсиане, в свою очередь, показывают клыки, хотя им в то же время приходится бороться и с собственными ростками сепаратизма. Короче говоря, постепенно разгорается самый настоящий военный конфликт между двумя самыми развитыми системами, в который вовлекаются и все прочие силы, обитающие в пределах солнечной системы.
По части графики Terminus, к сожалению, оказался далеко не таким продвинутым, как его расписывали создатели. Оформление кокпита стандартное: данные с различных систем корабля да парочка окошек с текущими целями. Макеты кораблей, спутников, станций смотрятся сносно, но до уровня последних игр им все же далеко. Немного разочаровали и спецэффекты по части оружия: абсолютно не зрелищные лазерные и фотонные очереди, дымовые следы от торпед или ракет, может, и были бы вполне уместны, но лет так несколько назад. Взрывы выглядят несколько привлекательнее всего остального, но глобально положение не улучшают.
В заключение я хотел бы сказать, что хотя эта игрушка и не является самой зрелищной или играбельной на сегодняшний день, но несколько интересных моментов здесь все же есть. Например, отличная от всех прочих система управления, делающая упор именно на соответствие реальным законам физики. Да, эта система далеко не совершенна, зато радует тот факт, что делаются хоть какие-то шаги в этом направлении. В целом же, неплохие задумки создателей были практически полностью сведены "на нет" простеньким исполнением. Хотя, в Elite, помнится, играли годами, даже после появления первого Wing Commander'а.