Стратегический жанр переживает сейчас весьма странное время. С одной стороны, в игровом пространстве появилось много стратегий, которые не только графически, но и по своему GamePlay-фактору диктуют совершенно новые стандарты. Но, с другой стороны, все еще продолжают выходить проекты, придерживающиеся канонических принципов построения (их обычно принято называть "клонами").
Можно ли оценивать эти игры по одной шкале ценностей? И да, и нет. Естественно, что раз они лежат в плоскости одного жанра, то сравнивать их можно и нужно. Но мне кажется, что простые стратегии "старого образца", если они выполнены на достаточно качественном уровне, тоже найдут своего игрока и имеют полное право на существование. Сразу посылать их "в отстой" только по той причине, что лично я, например, уже вырос из их незамысловатых правил, наверное, в корне неверно. Исходя из вышеизложенного постулата, попытаюсь дать по возможности беспристрастную оценку новой стратегической игры Submarine Titans. Если же все-таки заняться "наклеиванием ярлыков", то игра может расцениваться как типичный Starcraft-клон, причем по многим критериям (сюжет, баланс сил) творение Blizzard превосходит своего потомка.
Итак, начнем. Сюжет не балует нас новизной и в основном излагается в описании к игре (к сожалению, авторы даже не потрудились поддержать его достойной заставкой). На дворе - будущее, причем как обычно, пессимистическое. Земля пережила тотальную ядерную катастрофу, вследствие которой полярные шапки растаяли, и почти вся планета оказалась затоплено водой. Выжившие люди перебрались жить на дно океана, где с завидным постоянством продолжили ссориться и воевать друг с другом.
В результате на боевой арене возникает два первых противоборствующих лагеря, носящих названия White Sharks и Black Octopi. Возможно, за счет того, что изначальные корни этих сторон имеют одинаковую природу, обе людские группировки обладают почти одинаковым набором строений и лишь немного различаются деревом военных технологий (одни предпочитают торпедное оружие, в то время как другие делают упор на лазерном).
Зачем авторы заставляют нас воевать за каждую из этих сторон, предлагая полноценные кампании, остается для меня загадкой. По-моему, вполне можно было бы объединить их усилия (да и технологии) и все силы бросить только на борьбу с инопланетными захватчиками. Тем более что они-то действительно отличаются от землян.
Третья сторона носит название Silicons и представляет собой расу иноземного происхождения, отличную не только по технологиям, но и по добываемым и потребляемым ресурсам. Например, из металла эти чудаки добывают энергию, совершенно не используя его в чистом виде, а основой их строительства является минеральный Silicon, добываемый из донных отложений. В связи с энергетической основой большинства технологий можно считать эту расу аналогом (а может и родственником) Protoss'ов. Например, только ее войска обладают силовыми щитами, способными самостоятельно восстанавливаться со временем.
Будем считать, что с действующими лицами и основным либретто мы с Вами вкратце познакомились. Пора переходить непосредственно к процессу игры. И, увы, тут я вынужден констатировать весьма печальный для опытных игроков факт, что ничего нового в этом плане Submarine Titans нам не принесут.
Несмотря на оригинальные формулировки многих миссионных задач, все сводится к строительству лагеря, добыче максимально возможного количества всевозможных ресурсов, а затем к тривиальной войне "стенка на стенку". Противник не проявляет чудес изобретательности и предпочитает лобовые атаки, которые при должном умении почти всегда с успехом отражаются 5-10 стационарными оборонительными установками.
Единственно, от чего нас однозначно избавили в этой игре, так это от проблем с Pathfinding'ом, т.к. практически любое препятствие лодки могут преодолеть, меняя глубину (в результате все пути могли бы стать прямолинейными, если бы противник не мешал). Кстати, именно фактор использования глубины можно считать весьма приятной новацией. За счет него Ваши войска имеют дополнительную, третью степень свободы и способны совершать специфические маневры, например, уворачиваясь от вражеского огня. Не могу сказать, что это очень полезно для тотальных сражений, но, по крайней мере, вносит в игру некий элемент неожиданности.
К сожалению, даже богатое и ветвистое дерево технологий для каждой стороны не может вывести Submarine Titans на другой качественный уровень, а лишь помогает ей полностью воплотить в жизнь канонические правила.
И, наверное, можно было бы не акцентировать Ваше внимание на этом продукте, если бы не его качественное исполнение. Например, сразу обращает на себя внимание графика. Все, начиная с анимированных начальных "менюшек" и заканчивая морским дном, сооружениями и "корабликами", выполнено с любовью и очень качественно.
И хотя изометрическая перспектива 3/4 в последнее время уже не в моде, выглядит все весьма приятно. К тому же авторы позволяют нам изменять направление взгляда на игровое поле с дискретностью в 90 градусов и наезжать камерой, что придает процессу игры необходимые удобства. Да и разрешения экрана поддерживаются игрой весьма не детские (до 1280х1024 включительно), создавая еще более качественную картинку.
Единственным графическим просчетом, пожалуй, можно считать лишь несколько мелковатый и перегруженный интерфейс управления, вынесенный на нижнюю экранную панель. Но к нему, в принципе, можно привыкнуть, тем более что в процессе боя им почти не пользуешься, а при развитии лагеря вполне можно не спеша прицелиться и попасть в нужную кнопку.
Кроме графики в игре хорош и звуковой ряд. Причем, если выстрелы и взрывы не звучат как-то особенно необычно, то музыкальные треки прекрасно подобраны и напомнили мне мелодии из фильма "Бездна", создавая неповторимое ощущение морских глубин.
Вывод попробую тоже разбить на две составляющих. Если смотреть с вершины жанра и считать себя прожженным стратегом, то игра Submarine Titans вряд ли стоит того, чтобы тратить на нее свое драгоценное время. Но ведь есть еще целый пласт игроков, которые еще только знакомятся со стратегическим жанром... В результате, этот очень добротный продукт может быть смело рекомендован всем начинающим для ознакомления с канонами жанра и как стартовая площадка для дальнейших великих побед.