В жанре космических леталок (лидером в котором, на мой взгляд, является Freespace от Volition Inc.) появилось очередное пополнение. Разработчиком выступила некая французская фирма RayLand Interactive; не припомню, чтобы слышал о ней раньше, и пока что не вижу достаточных оснований советовать вам непременно запомнить это название.
Хотя игры этого жанра и претендуют на громкое имя симуляторов, никакими симуляторами даже лучшие из них, конечно же, не являются - по причине сугубой аркадности физической модели. Но даже на этом фоне Bang! Gunship Elite выделяется своей примитивностью. Все управление укладывается в несколько кнопок (радует хотя бы то, что они переопределяются): вверх-вниз-влево-вправо-стрелять (все это можно, конечно, делать джойстиком и мышкой - причем или клавиатурой, или джойстиком, или мышкой, а не "и", что было бы весьма удобно), крутиться вокруг продольной оси влево-вправо (особого смысла в этом нет), ускоряться-тормозить, синхронизироваться с целью по скорости, выбирать цель следующую/предыдущую/на автомате, выбирать оружие, включать-выключать защитное поле, менять масштаб радара - вот, по сути, и все. Конечно, запоминать десятки кнопок и комбинаций в играх, ближе стоящих к симуляторам, не очень приятно, но, как говорится, тяжело в учении - легко в бою. А вот когда у вас отсутствуют даже такие элементарные вещи, как перераспределение защитного поля или нормальное целеуказание...
О последнем следует сказать особо. Во-первых, цель, по сути, толком не захватывается - стоит потерять ее из виду, как ваши системы тоже ее теряют. То есть, даже отключив автоматический выбор цели, нельзя последовательно прощелкать все корабли, выбрать нужный и на нем зафиксироваться. Правда, надо отдать авторам должное, указатели на ключевые объекты миссии (охраняемые или подлежащие уничтожению корабли и прочие болтающиеся в космосе штуковины) присутствуют постоянно. Но выбрать того, кто атакует вашего подзащитного, как вы уже убедились, нельзя.
Более того. Не существует понятия выбора подсистемы! Хотя сами подсистемы существуют. Так существуют, что мало не покажется. Вот и вообразите себе масштабный такой космический крейсер, который лупит по вам из всех турелей. Ваша задача - эти самые турели загасить. Но в качестве цели они не выбираются, ни в автомате, ни вручную - вообще никак! Здорово, да? По-моему, тоже нет.
Внимательный читатель, конечно, уже обратил внимание на отсутствие кнопок взаимодействия со своими. Совершенно верно. Нету как такового. Да и взаимодействовать практически не с кем, в большинстве миссий вы рубитесь в одиночку против немерянных толп. Большая часть которых, впрочем, достаточно легко гасится. В общем, типично аркадная схема, со всеми вытекающими, включая бонусы, остающиеся после некоторых убитых врагов.
Кстати, именно таким способом добывается оружие. Его достаточно много - 11 видов - и у всех, кроме первого, кончается боезапас, что отнюдь не радует (пополняется он все тем же бонусным способом). Причем ваше текущее состояние - имеющиеся разновидности оружия и боезапас по каждому - переходит с миссии на миссию. По части оружия разработчики неожиданно ударились в реализм не только в смысле его конечности, но и в том, что далеко не любой корабль можно загасить любой пушкой. Не кончающийся ионный бластер годится лишь для отстрела мелюзги, крупные объекты вражеского флота требуют специальных пушек (разные - разных).
Ах да, мы еще ничего не сказали про сюжет. Ну, в общем, все стандартно - есть некий Крутой Ресурс (здесь он называется "kha"), вокруг которого закручивается вся катавасия. Что интересно - земляне на сей раз вообще ни при чем, действие происходит в туманности Андромеды, и вы выступаете в роли молодого пилота по имени Xaha инопланетной расы Arikhan. Эта раса вместе с тремя другими сформировала альянс, ставший, по сути, монополистом по части добычи и переработки kha; затем одна из рас, отличавшаяся особой жадностью, начала исподтишка грабить корабли союзников. Когда это вскрылось, нарушители были исключены из альянса. Но это их не очень расстроило, поскольку они тут же заключили союз с другой воинственной расой, которой не терпелось дорваться до kha. Началась война, и оказалось, что численное превосходство отнюдь не у альянса - чем, собственно, разработчики и пытаются оправдать свою лень и неспособность сделать нормальное взаимодействие со своими...
Единственным режимом игры является кампания (ну а чего еще ждать от аркады?). Структура ее линейная, протяженность - 19 миссий. Если миссия не пройдена, дальше вас не пускают. Вы можете переиграть ее заново или вернуться к предыдущим миссиям (чтобы, допустим, накопить там боезапас побольше).
Графика в игре вполне приятная и, что немаловажно, весьма шустрая (на максимуме, т.е. в 32-битном цвете и разрешении 1280*1024, на моей машине с Celeron-525 64MB RAM и ТНТ2 16MB - все летает на ура). Оригинального, в общем, ничего (даже дизайн вражеских звездолетов явно слизан у Freespace - та же черно-красная цветовая гамма), но смотрится красиво. Тут и большие корабли, и астероиды, и роскошные взрывы, и шикарные бэкграунды с планетами и туманностями. При стрельбе вы видите, как крутятся стволы бластеров. Вообще-то такое поведение более характерно для пулеметов XIX века, но посмотреть все равно приятно. Единственное, что неприятно - глубина выбранного видеорежима не запоминается и при новом запуске игры подсовывается та, что выставлена в Windows.
В общем и целом - довольно симпатичная трехмерная аркадка и не более чем. Душу отвести можно, но проходить до конца без нормального целеуказания и союзников как-то не тянет.