Некоторым, не особенно засветившимся на игровом небосклоне компаниям, никак не дают спокойно жить лавры разработчиков экономических стратегий из серии SimCity или Tycoon. Видимо, они резонно полагают, что способны сделать что-то более выдающееся или хотя бы вполне соответствующее тому, что уже давным-давно выпущено, но, тем не менее, популярно и востребовано до сих пор.
Так, на этот раз разработчики из JoWood Productions предлагают нам экономический симулятор по развитию транспортной сети города. На удивление, он оказался не настолько сложным и запутанным, каким показался на первый взгляд. Я бы даже сказал, что он на порядок проще, чем, например, тот же "Железнодорожный магнат". Вам не придется здесь делать ничего, кроме строительства транспортных линий, поэтому мыслями о постройке жилых или индустриальных зданий можете себе голову не забивать. Но все же нельзя не признать, что этот симулятор выполнен на достаточно качественном уровне и наверняка понравится всем поклонникам вдумчивых экономических игрушек в целом и любителям строительства собственной городской транспортной инфраструктуры в частности.
Итак, вы можете выбрать один из двух вариантов игры (плюс мультиплеер). В первом случае, в кампании, вам предстоит проходить миссии в определенном порядке, потому что последующие не будут открываться, пока вы не завершите предыдущие. Во втором же, так называемой "бесконечной игре" (endless game, которая на самом деле конечная, просто раз в 5-6 протяженнее по времени, чем миссии в кампании), вы уже можете не только выбрать понравившийся город из целой дюжины, но и поставить себе от одного до трех оппонентов в противники. Они тоже вместе с вами начнут осваивать транспортные артерии города, и тогда вы убедитесь, что некоторые методы ведения хозяйства у ваших конкурентов будут более разумны и эффективны.
Но вернемся все же к кампании. Поначалу вы располагаете определенной суммой и вам нужно быстренько разворачиваться, потому что к концу определенного срока вы уже должны будете не только увеличить активы компании, но и покрыть определенную потребность города в транспортных услугах (40-60 и более процентов). Самым первым делом здесь нужно строить остановки. Причем выбор остановок довольно большой: от обыкновенного знака до полностью закрытого павильона. Естественно, что и разброс цен тоже существенный, правда, вы не забывайте, что вид и комфортабельность той или иной остановки влияет как на пассажиропоток, так и на общий имидж всей вашей компании в целом. Вторым делом надо будет проложить маршруты между уже построенными остановками. Причем здесь придется учитывать, через какие именно развлекательные центры, заводы или супермаркеты он будет проходить. Потом не надо забывать и о таком простом моменте, как многорядность движения - как только вы начнете прокладывать собственный маршрут вы, к своему удивлению, обнаружите, что разворачиваться и пересекать своим маршрутом улицы вы сможете далеко не везде и совсем не так, как хочется. Поэтому вы лучше предварительно просмотрите весь предполагаемый маршрут на предмет его выполнимости, а уже потом занимайтесь его непосредственной прокладкой.
Да, нужно еще учитывать, какие дома стоят вдоль вашей транспортной ветки. Для этого вы всегда можете, ткнув на любое здание, узнать, сколько людей там проживает, куда они обычно ездят и так далее.
После этого самое время затариться транспортными средствами. Здесь поначалу вам будет доступен только один вид автобуса, но спустя некоторое время вы сможете выбирать из новых и более респектабельных машин с современным дизайном, повышенной комфортностью и внешней привлекательностью. Приобретя нужное количество автобусов, самое время отправить их на уже готовую линию и начать заниматься экономическими расчетами.
А их здесь, в общем-то, вполне хватает. Например, вы можете менять цены на билеты, зарплату водителей автобусов, количество и стоимость переезда в различные транспортные зоны. Также заниматься изменением срока, при котором полагается ремонтировать подвижной состав, следить за эффективностью работы любого транспортного средства (сколько в нем сейчас человек сидит, сколько он уже перевез, как их состояние, нужен ли еще транспорт на данной линии...).
Немаловажную роль играет здесь и реклама, ей даже отведен специальный раздел, где можно включать и отключать опции таких видов рекламы, как: рекламная кампания, реклама на радио, на телевидении, бесплатный провоз всех граждан, бесплатный провоз граждан к общественно важным объектам. И если первые три непосредственно способствуют повышению количества ваших клиентов, то вторые увеличивают имидж компании, что тоже влияет на общий пассажиропоток, правда, не так непосредственно.
Для более наглядного отслеживания реакции граждан на изменение тарифов, количества линий, качество транспорта можно подолгу копаться в различного рода экономических таблицах и многочисленных графиках, наблюдая за кучей всевозможных показателей, затрагивающих все основные аспекты вашего транспортного бизнеса.
Конечно, безоблачной вашу жизнь после строительства и налаживания всех систем тоже назвать нельзя, поскольку время от времени происходят некоторые накладки, которые заметно сказываются и на общем положении вашей транспортной компании. Например, иногда (ни с того, ни с сего) может произойти авария, в которой пострадает ваш транспорт. После такого "вопиющего случая" имидж вашей компании немного пострадает, правда, не очень значительно]. Возможно, после этого вы будете более терпеливо следить за ремонтом подвижного состава или повысите верхнюю планку минимального износа, после которого необходим ремонт.
Основное отличие второго режима (endless game) в том, что здесь вы соревнуетесь не столько с самим собой и временем, сколько со своими противниками. При желании вы можете соревноваться сразу с тремя оппонентами, правда, учтите, что разворачивать свою деятельность в таком случае они будут намного быстрее, чем вы. Еще в этом режиме, в отличие от первого, вам сразу же предоставляется гораздо больше возможностей. Так, здесь вы сразу же можете строить трамвайные линии и приобретать трамваи, да отправлять на автобусные маршруты еще 3-4 вида более современных автобусов (остальные модели транспортных средств будут вам доступны постепенно, с течением времени). Помимо этих средств передвижения в игре еще предусмотрено метро и сверхсовременный транспорт на магнитной подушке.
Соревноваться с конкурентами довольно интересно, поскольку рано или поздно все "неосвоенные" улицы и дома кончатся, и вам придется строить свои остановки, железнодорожные станции и пути непосредственно в зоне действия транспортных линий противника. Причем здесь придется несколько усилить рекламную атаку на граждан, чтобы они более активно пользовались вашим транспортом и постепенно отвыкали от привычки тусоваться на "чужих" остановках. Когда и с этим будет покончено, придется "изыскивать резервы", то есть смотреть, какой дом еще не подключен к общей системе и немного менять существующие маршруты, при необходимости добавлять на линии побольше новых автобусов или трамваев.
Графически "Транспортный Гигант" выглядит вполне благопристойно, хотя и не очень современно. Изометрический вид сверху на город вызовет у вас то, что зовется заморским словом "дежа вю" и в очередной раз напомнит вам, что все это вы "уже где-то видели". А причина проста - эта игра по графике очень похожа на SimCity (процентов так на 90), то есть те же нарисованные здания, прогуливающиеся по улицам люди и снующие туда-сюда по своим делам автомобильчики. Да и масштаб вы можете уменьшать или увеличивать примерно в тех же пределах. С одной стороны, такая графика всем давно знакома и вряд ли вызовет негативные эмоции, но с другой - полное отсутствие трехмерности и каких-то новых приемов все же несколько разочаровывает.
Мультиплеер, как я уже говорил, здесь тоже поддерживается, так что вы вполне можете соревноваться не только с запрограммированными компьютерными "гениями", но и с реальными противниками, которые могут допускать вполне человеческие ошибки и вообще действуют более сообразно собственной логике, а не скучному, прямолинейному и идеально запрограммированному компьютерному бизнес-плану.
В заключение хочу сказать, что "Транспортный гигант" вполне способен заинтересовать всех поклонников различного рода экономических симуляторов. Причем вся работа здесь сконцентрирована именно и исключительно на создании транспортной инфраструктуры, так что вам не придется заниматься еще целой кучей других, часто сопутствующих общему экономическому развитию занятий. Правда, вполне возможно, что кому-то такой подход может показаться слишком простым и незатейливым, но я все же вынужден развеять эти ваши иллюзии. Как только вы столкнетесь с настоящими противниками, то поймете, что "транспортные" войны (т.е. битва за клиентов и процент от общего рынка) могут быть не менее интересны и увлекательны, чем обыкновенное строительство и планомерное развитие.