С выходом каждой новой игры все отчетливее можно различить нарастающую тенденцию по проникновению RPG элементов буквально во все жанры. Иногда такой симбиоз дает положительные результаты, наполняя старый жанр новыми возможностями и тенденциями. Но, увы, так происходит далеко не всегда.
Самым на сегодняшний момент спорным сочетанием, на мой взгляд, является пара RTS-RPG. Многие фирмы предпринимали уже попытки создать что-то на стыке этих двух жанров. Но, пока, однозначных удач явно не наблюдается (возможно, все изменит Warcraft 3, но это дело будущего).
По-моему, проблема тут кроется в достаточно простой вещи. В совершенно разной направленности этих жанров. Жанр RPG настраивает нас на тщательное развитие, можно сказать, пестование своего героя (или небольшой группы персонажей). Здесь все внимание уделяется деталям и параметрам личности, без которых победы не одержать.
Жанр же RTS диктует игроку совершенно другие реалии. Здесь все решает тактика, в высшем смысле этого слова, а люди (или техника) играют лишь роль "пушечного мяса", служащего для достижения глобальных целей полководцем. Даже если в игре солдаты и наделяются способностью накапливать опыт, все равно потеря одного или другого не является критичной. На войне без смертей нельзя.
В результате получается, что простой "микс" этих жанров практически не жизнеспособен из-за очевидных внутренних противоречий. Попытаюсь подтвердить эту теорию вполне свежим примером. А конкретно новой игрой под названием Warlords: Battlecry. К тому же и сами авторы позиционируют свое детище не иначе как Hero-Based Gameplay.
Сразу вынужден охладить пыл всех поклонников прекрасной тактической пошаговой игры Warlords (I, II и III) - это детище, хоть и принадлежит перу тех же авторов, кроме проработанной вселенной Warlords, практически ничего общего по игровой атмосфере с предками не имеет. Более того, сами разработчики честно заявляют, что это их эксперимент, выпадающий из общей линии, и ни в коем случае нельзя считать его Warlords IV, который находится еще в стадии разработки.
Итак, к делу. Мы с Вами попадаем в одно сказочное королевство, населенное не менее волшебными, чем сам мир, народами (Люди, Эльфы, Орки, Гномы, Минотавры и т.п.). Здесь, естественно, идет непримиримая и затяжная война добра со злом, в которой нам и предлагается принять самое активное участие.
К сожалению, в режиме Campaign у Вас не будет возможности выбрать расу, и по сценарию мы сражаемся только на стороне людей, хотя в союзниках и противниках мы найдем все многообразие мира.
Единственное, что нам разрешено - это назначить специализацию главного героя (Warrior, Rogue или Wizard), которая в лучших RPG традициях будет влиять на будущее развитие параметров персонажа. А также решить самостоятельно (о чудо!) на чьей стороне мы хотим закончить эту войну, на стороне света или тьмы (дело в том, что после третьей главы история разветвляется, давая Вам свободу выбора).
После небольшого вступительного диалога сразу же начинаются боевые действия. И здесь все в лучших RTS традициях. Мы строим лагерь, занимаемся Upgrade'ом зданий и вооружений, формируем армию и, после небольшой разведки, бросаем ее на разгром неприятеля.
В этом процессе нет почти ничего революционного для жанра. Да, войска могут грамотно соблюдать боевые формации при перемещении и атаке. Да, Вы можете назначить им определенный тип поведения при столкновении с неприятелем. Да, можно задать маршруты движения и патрулирования. Но в целом все, как всегда, на войне как на войне.
Правда, непривычно легко достаются все ресурсы. Здесь для их добычи нам не нужно ничего строить. Достаточно просто захватить шахту или рудник, уже кем-то построенные на всех картах, и поток минералов сам хлынет к Вам в закрома. А если Вас не устраивает скорость добычи, то можно отправить туда парочку "крестьян", для интенсификации работ. Авторы утверждают, что такой подход позволит Вам сконцентрироваться только на военных действиях, но на деле Вам все равно придется следить за развитием и обороной собственного лагеря, поэтому чистой тактики не получается.
Но посмотрите. Вот он, наш герой, стоит в гордом одиночестве посреди свежеотстроенного лагеря. И какими только способностями он не обладает... Предметы может находить и надевать на себя, для улучшения показателей. Вблизи войск придает им дополнительные моральные бонусы. Древние развалины исследует в поисках артефактов и Quest'ов. Да и магией владеет (правда, не с самого начала), весьма неслабой.
Здорово, а? И да, и нет. К сожалению, самым большим желанием, особенно в первых миссиях, является - загнать этого "героя" подальше в тыл, чтоб не путался под ногами. Ведь, если не дай-то бог, его ненароком убьют в бою, все наши достижения сразу же пойдут прахом.
В результате перед нами стоит весьма сложная задача: постараться воспользоваться всеми способностями, заложенными в героя, при этом тщательно оберегая его от элементарных стычек стенка на стенку, которые здесь не редки. А если учесть, что кроме нашего персонажа в миссии Вам могут встретиться еще несколько сюжетных ключевых фигур, смерть которых тоже сразу же ведет к провалу всей "операции", то задача становится даже чересчур сложной.
Спрашивается, какой из жанров выигрывает от подобного соседства? По-моему, никакой. С одной стороны нельзя полностью отдаться стратегии, т.к. многие действия способен выполнить только герой (захватить шахту или исследовать развалины, например), а с другой и на RPG элементах толком не сосредоточишься, т.к. без серьезных войск наш персонаж погибнет в первом же бою.
В предшественниках эти элементы легко уживались только по одной причине - они были пошаговые. Здесь же все происходит настолько стремительно, что нет никакой возможности уследить за всем, и игра превращается из удовольствия в муку. Не стану кривить душой, авторы предусмотрели режим "интеллектуальной паузы", но либо Вам придется его использовать все время, и игра затянется на годы, либо пользы от него будет не много.
Если попробовать найти ближайшие аналоги этой игры, то сразу же вспоминается недавний релиз наших болгарских братьев - Tzar. Но там, при наличии сценарных героев и сюжета, все-таки акцент был сильно смещен в сторону стратегии, и поэтому игралось хорошо. В Battlecry же эти жанры оказались смешаны примерно в пропорции 1:1, и это, по-моему, совершенно не играбельная концентрация.
Что же еще добавить? Пожалуй, есть еще только две причины, способные поддержать Ваш интерес к этой игре.
Во-первых, это ее приятная графика. Хоть все здесь сделано в ныне несовременном 2D, использование высоких разрешений и отличная прорисовка всех Unit'ов, позволяет говорить об очень качественной "картинке".
И, во-вторых, это, конечно же, сам мир Warlords, погружающий Вас во вселенную, наполненную необыкновенными тварями и колдовством. И если Вам с детства близки произведения Толкиена, то даже столь неоднозначные боевые действия в этом волшебном мире могут оказаться любопытными.