Хорватию трудно отнести к странам, известным своими достижениями в области компьютерных технологий. Наверное, не все наши читатели даже знают, где эта страна находится (в восточной Европе, некогда входила в состав Югославии). И я практически уверен, что вам прежде не приходилось играть в хорватские компьютерные игры (мне так точно нет). Ну так вот - есть шанс в скором времени это исправить.
Итак, хорватская компания Croteam работает над игрой Serious Sam, представляющей собой классический action с видом от первого лица. Замечу сразу, что ничего специфически хорватского в этой игре нет, сюжет ее вполне классический для западной кино- и игровой индустрии. Если вы думаете, что это очередная история в жанре "злые инопланетяне по причине своей злобности обрекли Землю на уничтожение, вы - последняя надежда человечества", то... вы, таки да, правы, однако не спешите плеваться. Сюжет все же проработан намного более тщательно, чем в обычных играх такого рода, да и движок производит весьма сильное впечатление.
Сначала о сюжете. Ну, идея о том, что древние египтяне находились в контакте с инопланетной цивилизацией, конечно, изрядно уже заезжена в развлекательной фантастике - вспомнить хотя бы такие фильмы, как "Звездные врата" или "Пятый элемент". Последний фильм, на мой взгляд, является абсолютным лидером безвкусицы и сюжетного идиотизма, однако Serious Sam, хотя и перекликается с ним, все же обладает намного более пристойной фабулой. Начнем уже хотя бы с того, что сексапильная потаскушка не является здесь ключом к спасению мира. Правда, таковым является крутой спецназовец, что, в общем, хотя и умнее, но не намного...
Итак. Во второй половине XXI века земляне более-менее освоили полеты внутри Солнечной системы, но звезды им, разумеется, по-прежнему недоступны. И тут некая нефтяная компания, пытаясь найти где-то в Египте нефть, находит вместо этого некое подземное сооружение, где собраны различные артефакты и документы инопланетной цивилизации. Как выясняется, собраны они специально, именно с той целью, чтобы земляне со временем обнаружили их и получили инопланетное знание. Посему расшифровка записей идет быстро и успешно. Выясняется, что создателями этого хранилища были выходцы из системы Сириуса. Их мирная и цивилизованная раса открыла технологию межзвездных полетов, исследовала окрестные системы и оказывала определенную помощь местным слаборазвитым культурам. За все время исследований им не удалось встретить цивилизацию, более развитую, чем они сами - однако они обнаружили мертвую планету, хранившую останки такой цивилизации, исчезнувшей несколько сотен тысяч лет назад. Сириане, само собой, назвали эту культуру "Древние" (или Eillians, на своем языке).
Расшифровав записи Древних, они узнали (вы еще не начинаете путаться в этой рекурсии? не пугайтесь, скоро пойдем назад), что некогда в Галактике существовала достаточно стабильная система, именовавшаяся "колеблющимся порядком": одни космические империи росли и объединялись, другие дробились и распадались, но, в общем, на протяжении многих тысячелетий ничего не менялось принципиально. При этом во главе империй стояли некие могущественные бессмертные существа - надо полагать, представители самой наидревнейшей цивилизации, возможно, пришедшие из другой галактики или вселенной. Среди них были как созидатели, так и разрушители. И были они хоть и бессмертны, но в принципе убиваемы. И со временем, как вы можете догадаться, остался только один. Самый крутой разрушитель.
Конечно, здесь сюжет можно было продумать и получше - уж больно скучны эти типично фэнтезийные воплощения Абсолютного Зла, злобные исключительно в силу своей злобности, без всякого рационального обоснования. Но - что имеем, то имеем.
Короче, любимым развлечением этого субъекта, получившего за свои невероятные пси-способности наименование Великого Ментала, стало уничтожение всех форм разумной жизни. Сам он, впрочем, руки (или что там у него вместо) не пачкал, а поддерживал своей "техномагической" силой какую-нибудь особо агрессивную цивилизацию, чтобы та по его приказу выносила всех остальных. Ну а поскольку галактика большая (100 миллиардов звезд, как-никак), работы ему и его подручным хватало, и на места своей боевой славы он возвращался не чаще, чем раз в несколько сотен тысяч лет. В позапрошлое свое появление в нашем секторе Галактики он грохнул "Древних". А в прошлое, как раз вскоре после того, как сириане расшифровали записи "Древних" - пять тысяч лет назад - настал черед и самих сириан.
Перед гибелью материнской планеты они успели предупредить свою экспедицию, направленную на Землю, чтобы та не возвращалась и не пользовалась высокими технологиями, дабы Ментал не смог ее засечь. Таким образом, последние сириане остались на Земле, обреченные на жалкое существование среди местных варваров; неудивительно, что уделом их стала глубокая депрессия, психические патологии (в результате чего они создали у туземцев культ себя - отсюда, собственно, и пошли египетские боги) и, в итоге, полное вырождение и вымирание. Однако прежде они успели создать хранилище, которое земляне должны были найти, достигнув соответствующего уровня цивилизованности. Среди записей хранилища сообщалось также, что звездолет сириан находится на Титане, спутнике Сатурна - его увели туда на автопилоте, чтобы до него не добрались раньше времени дикари, да и самим чтоб не иметь искушения рвануть на родину, прямо в объятия Ментала.
И вот земляне, само собой, лихо осваивают сирианские технологии, добираются до звездолета, а потом строят и собственные звездные корабли. Лезть в космос они не боятся - Ментал грохнул сириан всего пять тысяч лет назад, а значит, в ближайшие несколько сотен тысяч лет в нашем районе галактики не появится. Как вы уже догадались, эта простая логика оказалась ошибочной. Когда земная экспедиция прибыла в систему Сириуса, то обнаружила там странную гигантскую сферу из астероидов, центром которой служила бывшая родная планета сириан. Ни о чем подобном в сирианских записях не говорилось. Капитан корабля Сэм Стоун принял логичное решение - подлететь поближе и выслать на один из астероидов исследовательскую группу. Группа обнаружила там пещеру, наполненную некой явно не сирианской техникой. Как выяснилось, астероидная сфера была ничем иным, как системой сигнализации, оставленной Менталом, который подозревал, что какие-то из сирианских колоний могли ускользнуть от его внимания. И вот теперь сигнал уже мчался через гиперпространство, чтобы порадовать хозяина.
Дальнейшее понятно. Армия Тьмы обрушивается на землян. Те героически сопротивляются, но силы слишком неравны. Сперва гибнут внешние колонии, потом дело доходит до Солнечной системы и вот, наконец, неизбежная гибель нависает уже над самой Землей. В этой ситуации четыре офицера собираются в помещении сирианского хранилища в Египте. Трое из них представляют командование, а один - бывший капитан Стоун.
Все это время он пытался хоть как-то искупить свою вину перед человечеством (удивительно, что его вообще не линчевали). Он был офицером на большом корабле, потом пилотом истребителя, потом перешел в космическую пехоту и, наконец, в спецназ. Все, что он хотел - это погибнуть с честью, унеся с собой как можно больше врагов. Он никогда не смеялся и не улыбался, благодаря чему заслужил прозвище "Серьезный Сэм". Однако, как говорится, смерть его не брала...
Как вы уже поняли, самое время для рояля в кустах. Таковым оказывается имеющаяся в хранилище установка, о которой, оказывается, не сообщали общественности. Это, ни много, ни мало... машина времени. Как эта штука работает, не знали даже сами сириане, нашедшие ее среди руин цивилизации "Древних". Но известно, что классической халявы "куда хочу, туда лечу" она не позволяет. Ее можно одноразово активизировать, после чего из любого момента будущего можно попасть во время активизации машины - и ни в какое иное. Ни "Древние", ни сириане в своем родном мире ни разу не пытались активизировать машину, понимая, насколько опасна и непредсказуема такая односторонняя дверь в будущее. Но сириане на Земле, когда им уже нечего было терять, сделали это. И теперь земляне могут попасть во времена Древнего Египта и попытаться застать Ментала врасплох, пока он добивает сириан, и грохнуть его самого...
Тут, конечно, сюжет теряет уже всякий намек на правдоподобие. Помните третий Star Control? Там была очень похожая ситуация - некая суперкрутая древнейшая раса, которая периодически наведывается в нашу Галактику и уничтожает всю разумную жизнь (кстати, не по злобности, а просто они питались энергией разума). И даже цивилизации, намного более крутые, чем земная, не смогли противостоять этим монстрам. Так вот там было найдено очень изящное сюжетное решение - земляне тоже оказались неспособны победить монстров силой, однако нашли способ их умиротворить, добывая энергию разума без уничтожения его носителя.
В Serious Sam же, увы, все по классической схеме - за миллионы лет никто во всей Галактике не мог справиться с Менталом (даже его собратья), а мы раз-раз и одолеем. Да еще силами одного-единственного человека. Как вы уже поняли, этот человек, Серьезный Сэм и вы - одно и то же лицо. Почему один? А мощность установки не позволяет пропихнуть в прошлое больше. Зато потом можно подбрасывать ему оружие и боеприпасы, которые, из-за неточности той же установки, окажутся разбросанными по всему Египту (ну наконец хоть в какой-то игре потрудились объяснить, откуда на вражеской территории берутся заботливо раскиданные повсюду бонусы; объясняются и другие подобные вещи - например, почему инопланетные надписи на стенах выглядят по-английски и т.п.: в нервную систему солдат будущего вживляют компьютер NETRICSA, который снабжает их всякой полезной информацией, подсовывая ее прямо в зрительные и слуховые центры).
На этом, впрочем, сюжетная логика заканчивается окончательно. В Египте Сэм должен собрать по разным храмам детали устройства дистанционного управления, дабы привести на Землю звездолет с Титана. Однако, поскольку перед нами не квест, а action, предполагается, что ему будут мешать крутые враги. Стало быть, Ментал должен почуять, что машина времени сработала на Земле, и выслать туда подручных разобраться. Стало быть, о внезапности операции уже можно забыть. Далее, Сэм должен лететь не прямо на Сириус, ибо его грохнут на подлете, а на Проксиму Центавра, где, оказывается, в кустах спрятана целая консерватория - ведущий на Сириус телепорт. И добро бы еще этот телепорт вел прямо Менталу за спину (или что там у него вместо). Так ведь нет, ведет он в сирианскую столицу, где в это время как раз заканчивается тотальная зачистка местного населения. Почему Сэма не зачистят за компанию - опять-таки непонятно...
Теперь о технических деталях. Как уже упоминалось, движок игры весьма крут. В частности, площадь этапов (их, кстати, 9) может достигать ста квадратных миль и тысячи кубических, при этом действие развивается как внутри помещений, так и снаружи (с незаметным переключением составляющих движка) - так что игрушка явно не на вечер-другой, чтобы только обойти подобные просторы, времени нужно немало... Плюс к этому - шикарный набор всевозможных красивостей, включая реалистичный динамический свет и туман, отражения, прозрачности и блики линз, различные динамические текстуры, позволяющие, вкупе с большим количеством полигонов на объект, разным монстрам выглядеть и двигаться вполне живо и правдоподобно, навороченные разлетающиеся частицы и т.д. и т.п. Интересное и оригинальное нововведение - разнонаправленная гравитация от различных источников. Вбегаете вы, например, в комнату и падаете на потолок... Это не просто забавно, это порождает новую тактику.
Разновидностей монстров будет более 50, разновидностей оружия - 14 (начинаете, как обычно, с некончающимся пистолетом, причем авторы и здесь придумали какое-то "техномагическое" устройство для объяснения того, что боезапас не кончается. Но для других видов оружия оно, как видно, не действует.)
Кроме того, предполагается включить в релиз игры редактор этапов, редактор монстров и С++ - подобный язык AI.
Многопользовательский режим, конечно, будет, причем играть можно будет не только по сети, но и в режиме разделения экрана на одном компьютере (что, впрочем, вряд ли имеет смысл в играх такого жанра - как же прятаться в засадах и подкрадываться, если противник видит твой экран?)
Короче говоря, можно с уверенностью сказать, что Serious Sam завоюет популярность не только в родной Хорватии.