Вот и вышла наконец столь ожидаемая многими фанатами Baldur's Gate и Planescape: Torment игра - Icewind Dale. Для тех, кто не в курсе, напомню, что эта игра делалась на том же самом движке (Infinity Engine), что и две вышеупомянутых и, кстати говоря, разработчиками последней. Понятное дело, что и ожидал я от этой игры, если не столь же эпохальное, как PS:T, то уж, по крайней мере, эффектное и запоминающееся. К сожалению, разработчики не пожелали ломать голову глубинными изысканиями и всего лишь создали BG-клон в чистом виде. Я бы даже назвал ее скорее очередным add-on'ом к BG, чем самостоятельной игрой. Да, конечно, изменения здесь есть, но их перечень весьма незначителен и человеку, который не излазил BG вдоль и поперек, вообще может показаться, что это он самый и есть. Сразу же вкратце об изменениях: добавилось несколько новых видов монстров, заклинаний, подредактировали показатели ущерба от применения тех или иных видов оружия - в общем, все больше по мелочи. Ключевой, пожалуй, плюс - изменения движка, позволившие создавать противников гораздо больших размеров или, например, добавлять некоторые эффекты, оживляющие бэкграунды - водоемы с колышущейся водой мне здесь очень понравились.
Ну а во всем остальном Icewind Dale - старая песня на новый лад. Planescape: Torment показал, как нужно делать подобные игры на старом движке. И пусть он остается непонятым многими игроками до сих пор, но все же у него есть главное и неоспоримое преимущество - он был другой, совсем другой: по духу, атмосфере, прохождению, диалогам и т.д. К сожалению, об Icewind Dale этого я сказать не могу.
С другой стороны, многих могут вдохновить очевидные изменения в концепции игры. Теперь уже не нужно долго исследовать обширный мир в поисках новых людей, квестовых предметов и новых локаций - теперь все проще и предсказуемее. Наблюдается даже некоторое сходство с Diablo. То есть вы идете по линейному и прямому, как бревно, сюжету, в котором вам говорят, куда нужно идти на этот раз, и просят либо очистить от нечисти очередные подземелья, либо принести оттуда какой-нибудь "магический камень". Таким образом, основной вашей задачей здесь будет постоянная зачистка всевозможных подземелий, причем карта теперь гораздо меньше и переходы занимают меньшее время. Кстати, и занимает в итоге Icewind Dale всего лишь два диска, а не 5, как BG. Сражения на поверхности тоже будут, только они теперь занимают десятую (если не меньше) часть от всех баталий.
Так, теперь вовсе не надо долго и упорно бродить по лесам и полям, а вы просто направляетесь прямиком в новую локацию с очередной пещерой и спускаетесь в самый низ, разнося в пух и прах всю встречающуюся на вашем пути нежить. Где и завершаете свой очередной поход нахождением требуемого квестового предмета, разговором с "нужным" человеком или просто осмотром общего положения дел.
Все прохождение рассчитано примерно на 60-80 часов, полсотни уровней в подземельях да полтора десятка открытых мест. Кстати, такой перекос в сторону подземелий произошел именно из-за смещения геймплея в сторону боев и ухода от квестовой и исследовательской составляющей. Не знаю, не знаю - попытка сделать из BG - Diablo, на мой взгляд, неразумна, поскольку второй Diablo уже есть. Что ж, зато будет теперь свой "Diablo" и во вселенной Forgotten Realms - и звать его теперь Icewind Dale.
Что же касается графики, то, как я уже упоминал, она поменялась незначительно и процентов так на 98 осталась той же самой - тот же изометрический ландшафт 640x480 в 16-, 24- или 32-битном цвете. Так что, хотя разработчики и поговаривали о более плавных движениях персонажей и о крутых световых эффектах от заклинаний, ничего этого я так и не обнаружил. Видимо, плохо искал, или их здесь очень тщательно скрывают. Монстры - да, эти стали гораздо крупнее, причем некоторые теперь в несколько раз больше самых гигантских созданий из BG. Еще я здесь обнаружил, что многие монстры поднатаскались в магии, в результате отдельные сражения становятся весьма затяжными и непредсказуемыми. Увеличилось и общее количество противников на единицу территории. Так, если в том же BG одновременно вы могли напороться на пару десятков бродящих по своим делам монстрюков, то здесь же мне приходилось то и дело натыкаться на кучки зомби или огромных человекоподобных ящериц по 30-40 особей в "стаде".
"Шесть меня против их гораздо круче, чем шесть их вместе с я..."
Также могу сказать и о том, что теперь прохождение стало несколько сложнее. Например, поначалу меня мог насмерть закусать какой-нибудь обыкновенный серенький волчок (или завалить малюсенький гоблин) всего лишь со второго-третьего укуса, хотя на мне и были дорогие и навороченные доспехи. Ну, а про то, что вас будет ждать в подземельях, я вообще умолчу. Видимо, это сделано потому, что вы здесь с самого начала можете создать себе команду из шести человек, а не ходить-бродить одним-единственным героем.
Процесс создания своего персонажа здесь практически такой же, как и в BG, вплоть до выбора пола, профессии, цвета волос и т.д. ... только теперь вы должны будете генерить сразу шестерых вояк (классы, расы, способности, скиллы... - все осталось по-старому и без изменений). Конечно, если вам этого не захочется, то никто и не заставляет - обходитесь всего одним (здесь это запросто), правда, с таким подходом долго вы все равно не протянете.
Причем, что странно и одновременно забавно: вы можете удалять любого героя (да хоть сразу всех) и создавать новых абсолютно в любой момент игры. То есть поиграли вы так, к примеру, шестью персонажами и вам это не понравилось - не беда. Идем в экран генерации персонажей и создаем себе шесть новых, скажем, магов или рейнджеров.
В отличие от BG теперь к вам не будут присоединяться другие NPC. Иногда, по заверениям разработчиков, вас должны будут сопровождать и другие персонажи, только управлять вы ими все равно не сможете. Возможно, это и так, только до сих пор мне никаких новых "попутчиков" так и не встретилось. Очень жаль, потому что раньше они не только помогали в сражениях, но и скрашивали время своими постоянными склоками и перепалками друг с другом, к тому же, порой они могли и просто оставить ваше гостеприимное общество, если им чего-нибудь не нравилось. Теперь, к сожалению, ничего этого нет - вы полностью контролируете всех своих подопечных, и никаких "выкрутасов" от них ожидать не приходится.
"Зима, зима... и горы, круче которых могут быть только маги и монстры..."
Как и в BG, вся игра разделена на главы (их здесь 6 плюс пролог), которые и заполняют весь журнал необходимой информацией по мере прохождения. Причем, если раньше вы могли только догадываться, где именно закончится очередная глава, то теперь вам даже не надо об этом задумываться - просто делайте то, что просят, и все дела. А просят не так уж и много: всего лишь очищать очередные подземелья и попутно искать первопричину нарушения некоего баланса, являющегося путеводной нитью, которую вы здесь распутываете.
Кстати говоря, игра делалась по мотивам известной трилогии писателя Роберта Сальваторе, так что, кто читал все это дело, тот может найти схожести или, наоборот, расхождения с оригинальным сюжетом. А начиналось же все это здесь так...
Далеко-далеко на севере, в мире Forgotten Realms, жили племена диких варваров. Жили себе, жили, и в ус не дули, то ли дуть не умели, то ли просто уса подходящего не было. Но однажды, как это обычно и бывает, "случилось страшное", а именно: невесть откуда прибыл на эти земли могущественный маг Аркан. Причем ему здесь так понравилось, что он решил не только обосноваться надолго и притащить с собой своих подопечных - армию темных созданий. Для этого он открыл портал, и из него посыпались полчища всякой мрази и нечисти без счета. Конечно, такое положение дел никак не устраивало варваров, и тогда один местный шаман, видимо, самый храбрый из них, Джарод, объединил все кланы вокруг себя и повел бойцов на битву, но победы почему-то сразу не случилось. Пригорюнился тогда доблестный герой и не на шутку закручинился. И в этот самый момент снизошло ему некое видение от местного же божества, из которого он узнал, что именно ему теперь делать. В общем, прыгнул детина прямо в портал, потом был нехилый взрыв, много света и все такое... В общем, в результате его кровь превратилась в камень и замуровала его в этом самом портале навечно. Проход, конечно же, был закрыт, но одним героев в племени варваров стало меньше.
После этого светопреставления собрались все местные друиды и порешили промеж себя, что, дабы чего нового и мерзопакостного не произошло, нужно поддерживать баланс. То есть некое равенство между силами природы, при которых темные и черные стороны не могли одержать верх и выползти наружу. Как порешили, так и сделали. Продолжалось такое положение вещей довольно долго, но, к сожалению, всему хорошему когда-нибудь приходит конец. Так случилось и на этот раз - баланс оказался нарушен и все окрестные земли опять заполнились упырями и вурдалаками, зомбями и бешеными медведями, ядовитыми пауками и волосатыми йети. И в этот самый момент на сцене появились вы, вернее вся ваша команда. Нарисовались же вы в деревушке с именем Easthaven. Но сначала вам необходимо будет добраться до архиважного друида по имени Арундал, что живет в городке Кулдахар, который и будет давать вам все основные задания. Так что придется теперь вам расчищать от нечисти все "зараженные" окрестные земли, снимая порчу и восстанавливая так внезапно порушенный баланс.
Мультиплеер здесь также имеется, причем присутствует поддержка всех типов соединений. Я даже думаю, что выносить монстров в мультиплеере будет гораздо сподручнее, нежели в "одиночке". Потому как в одиночной игре с ними воевать все же довольно напряжно, особенно пока ваши товарищи не "наберут вес". Да, максимальный уровень, до которого вы здесь сможете дорасти, это 14-18 (в зависимости от класса, расы) и максимальное количество exp равняется 1 801 000. Правда, как правило, играя шестью персонажами, вы сможете закончить игру "всего лишь" где-то с 1 000 000 exp.
"Новое - это еще не успевшее как следует забыться старое"
В заключение хочу сказать, что хотя игра и получилась весьма неплохой, все же она не совсем оправдывает возлагавшиеся ожидания (говорю это исключительно от себя, вполне возможно, кто-то от нее без ума и считает на порядок лучше, чем тот же BG). Она стала однозначно проще в плане исследований, диалогов, зато значительно усложнилась во всем, что касается сражений и мордобитий. Так что сделать очевидный вывод практически невозможно. Перед нами - упрощенная версия BG, которая, вероятнее всего, понравится всем тем, кто посчитал Planescape: Torment чересчур заумным, а сам BG излишне длинным и запутанным. Новым словом Icewind Dale не стал (да, похоже, и не рвался), но в тоже время это качественный продукт, который наверняка по достоинству оценят многочисленные фанаты RPG по всему миру.