На мой взгляд, популярность сериала "Star Wars" гораздо выше, нежели "Star Trek", однако компьютерных игрушек по мотивам последнего выходит несравненно больше, особенно зачастили они в последнее время. Не знаю, с чем это связано, но такая тенденция, надо думать, будет сохраняться и впредь.
Итак, новая игра от компании Interplay называется Star Trek: Klingon Academy и является своеобразным приквелом, то есть предысторией тех событий, которые разворачивались в шестой части фильма (Star Trek VI: The Undiscovered Country). На этот раз вам предстоит выступить в роли кадета, выполняя всевозможные тренировочные миссии, а уже потом вступить в самую настоящую межзвездную войну, которая должна, наконец, привести Клингонов к так давно желаемому господству в галактике. Помимо вас, то бишь Клингонов, в игре присутствуют: Федерация, Ромулане, Горны, Шакуриане, Толиане. На протяжении всех 25-и одиночных миссий вы будете втянуты в сложную и хитроумную политическую игру, которую ведут генерал Чанг и канцлер Горкон. Поначалу, конечно, задания будут не особенно сложные, потому что вам предстоит лишь делать небольшие вылазки с разведывательной или мелко-террористической целью в приграничном секторе клингоновской империи и потихоньку обучаться всем премудростям космических маневров и сражений, которые здесь, надо сказать, довольно сложны. Позже вы уже сможете вызывать эскорт и вести настоящие бои с участием нескольких десятков боевых кораблей с обеих сторон.
Помимо кампании вы также можете выбрать и вариант быстрой битвы, в котором вы определяете, в какой именно системе будет идти битва, отбираете необходимые для сражений корабли и вперед. Таким способом вы сможете эффективно попрактиковаться перед тем, как соваться в настоящие сражения.
Кстати, разработчиками этой игры выступила та же самая команда, которая занималась созданием Star Trek: Starfleet Command - 14 Degrees East. Так что эту игру можно смело назвать и своеобразным продолжением. Сразу скажу, игра с тех пор заметно улучшилась, так что можете особенно не волноваться. Так, помимо улучшения графического движка добавилось еще и четыре десятка новых кораблей (причем некоторые вообще раньше нигде не появлялись) да с десяток новых систем вооружения.
Правда, я все равно бы не спешил причислять Klingon Academy к лидерам в жанре космических симуляторов, потому что ему до того же Freespace 2 очень еще далеко. Хотя игра и выглядит симпатично, но явно перегруженная система управления вряд ли сможет сильно понравиться поклонникам быстротекущих космических схваток. А вот если вы больше склоняетесь к затяжным баталиям, когда прямо в космосе вы можете, улетев подальше от атакующих, подлечиться и начать атаковать неприятеля заново, да еще очень неравнодушны к всевозможным опциям и настройкам собственного корабля, то тогда совсем другое дело. Уж чего-чего, а этих опций и девайсов - здесь просто завались, но об этом чуть позже.
К тому же здесь имеет место весьма зрелищная система повреждения кораблей. То есть от них теперь не только отваливаются целые куски, но также появляются и рваные пробоины, через которые можно заглянуть внутрь. Только, к сожалению, большинство кораблей все же выглядят мало привлекательно, представляя собой средне скроенные полигональные модельки. А вот эффекты от применения оружия смотрятся уже куда зрелищнее, так же неплохо выглядят и яркие звездные туманности, планеты с кольцами из пояса астероидов. В общем, хотя Klingon Academy и не является самой красивой космической леталкой на сегодняшний день, но посмотреть все же здесь есть на что.
Теперь поговорим немного об управлении, как я уже говорил, на мой взгляд, излишне загроможденной. Хотя может статься, что именно такой вариант гораздо ближе к "подлинному" управлению космическим кораблем из сериала "Star Trek".
Итак, вы можете, во-первых, просто переключиться на нужный экран управления одной из систем корабля и собственноручно изменять показания сенсоров, датчиков, двигателей: включая тумблеры и передвигая рисочки, ну и так далее. Конечно же, все это можно делать в спокойной обстановке, а вот как быть, скажем, если вы находитесь в самой гуще боя? Для этого была придумана голосовая отдача команд, точнее, голосовой она только называется, поскольку вы по-прежнему должны будете нажимать кнопочки (вернее их комбинации). Поначалу все это, конечно, не особенно прикалывает, но постепенно привыкаешь, и это уже не является какой-то существенной проблемой.
Для наглядности я приведу, например, последовательность команд, которую вы должны будете нажать при выполнении маневра межпространственного прыжка:
Она будет следующей - сначала (1-3-8), а потом (2-1-2-8). А теперь я переведу этот язык сухих цифр на русский язык. Первая комбинация - это отдача команд инженерам о переводе всей энергии на прыжок, а вторая комбинация - это команда тем, кто управляет кораблем: "выполняем прыжок выхода из такой систему в такую-то, при том энергии для этого использовать столько".
Или вот пример того, как необходимо действовать в том случае, если вы решитесь кого-либо атаковать: (1-3-2) - то есть вы даете команду инженерам перевести корабль в состояние "битва-нападение". После этой процедуры уже можно открывать огонь и вручную стрелять по мишеням.
Конечно, подобная система отдачи команд не тривиальна, и именно ее осваиванию посвящен тренировочный курс, где подробно объясняется, как работает вся эта "механизма".
Всего же служб управления кораблем здесь 8 (и еще одна, 9-я - для самоличного надзора за показаниями счетчиков, датчиков положения в пространстве, повреждениях, выполненных заданиях и т.д). Это инженерное подразделение, управление движением, служба радиосвязи, охранная служба, медицинский отдел, научное подразделение, управление вооружением и, наконец, манипуляции с мишенью (захват, переключение на следующую, на ближайшую...). Да, учтите, что в каждой из этих систем может быть до восьми своих подсистем, а в тех еще по... короче, пока вы все это как следует изучите, пройдет, я так думаю, довольно продолжительное время.
Таким образом, грамотно пользуясь всем богатым набором местных команд, вы можете не только управлять кораблем (рулите вы, как обычно, кнопочками, при этом все в полном 3D, просто, если нужно, например, резко развернуться на 90 градусов или круто затормозить - придется отдавать соответствующую команду), но и вызывать подкрепление, отдавая им команды по атаке определенной цели или защите какого-то объекта, чинить все системы корабля, исследовать и сканировать окружающее пространство, захватывать корабли противника и так далее.
В общем, перед нами типичный симулятор большого межгалактического корабля с кучей разнообразных подсистем, разительно отличающийся по идеологии от простеньких симуляторам аркадного типа, где вам приходится быстро летать, особо ни о чем не задумываясь, на какой-нибудь очень верткой и маневренной посудине и разносить всех из своих "фотонных отражателей" почем зря.
Да, пару слов насчет маневренности. Здесь управление кораблем плавное и размеренное, причем слушается эта махина гораздо медленнее, чем того хотелось бы - законы инерции в космосе никто не отменял. Поэтому-то и ловить в прицел вражеский корабль будет гораздо сложнее (у него, кстати, с маневренностью вообще никаких проблем не наблюдается). Но это еще не все - мало того, что ваш корабль сам по себе медлительный и неповоротливый, так вы еще будете испытывать кучу дополнительных трудностей, когда вам придется выполнять задания не в открытом космосе, а в других условиях.
Так, по сюжету вам придется сражаться в астероидном поле, кольце из космической пыли вокруг планеты, рядом с черными дырами или газовыми гигантами. Причем, все эти разнообразные условия созданы совсем не только для того, чтоб радовать глаз, вовсе нет. Просто они очень сильно будут влиять и на состояние вашего корабля и на поведение противников. Например, находясь в "пылевой" зоне с выключенными двигателями, вы будете практически незаметны для кораблей противника, правда, и вам "на орехи" достанется. Дело в том, что придется потратить львиную долю энергии вашего корабля на сенсоры, чтобы определять местонахождение противников, союзников, положение в пространстве, так что при внезапном военном столкновении вы не сможете эффективно пользоваться оружием и дать атакующей стороне адекватный отпор. Ну, а если вы находитесь на орбите газового гиганта, или, скажем, рядом с черной дырой, то тогда окружающая обстановка будет очень сильно влиять на поведение двигателей и многократно снизит общую маневренность.
Конечно, все это "заморочки" с влиянием различных условий на поведение корабля довольно интересны, только сами сражения от этого становятся в несколько раз сложнее и будут требовать от вас повышенной бдительности и внимания.
Не забыли разработчики и про мультиплеер, так что вы вполне сможете сразиться не только компьютерными, но и с реальными противниками. Да, и еще стоит отметить качественный звук, который прекрасно передает общую атмосферу игры.
В заключение же могу сказать, что игрушка получилась занятной и весьма увлекательной. Конечно, поначалу понравиться она сможет не всем, потому что своеобразное и замутненное управление потребует от вас больших усилий, чем обычно. Зато потом вы уже не сможете себе и представить, как бы вы обходились без этой многоуровневой системы управления. Ну, а довольно детально проработанный сюжет вкупе с симпатичной графиков помогут вам еще глубже погрузиться в эту, в общем-то, очень даже недурственную игру.