Вышедший пару лет назад Thief оказался настолько интересен в плане играбельности (хотя его графика и оставляла желать лучшего), что многие конторы сразу же ухватились за его идею. Практически, это был первый FPS, где игрок должен был не тупо расстреливать все, что движется, а соображать, где разумнее прошмыгнуть, как обмануть охрану или направить ее по ложному следу, как замести следы и так далее.
Первой успела подсуетиться IonStorm и выпустила на рынок фэнтезийную RPG - Deus Ex. Вообще-то, IonStorm удачной командой назвать трудно: их первая слабенькая стратегия Dominion была более чем прохладно воспринята игровыми массами, да и к "Даикатане" отношение весьма неоднозначное, что мешает ей подняться на пьедестал почета в жанре FPS. Но уж на этот раз я уверен, что мимо Deus Ex'а вряд ли смогут пройти поклонники глубоких и вдумчивых игрушек. Потому что она на самом деле сделана очень интересно и практически сразу же и надолго захватывает вас в свои цепкие сети. Еще раз уточню, если вы намереваетесь, как обычно, с молодецким задором валить всех направо и налево, то вы глубоко заблуждаетесь. Здесь этот номер не проходит.
Эту игру можно отнести скорее к нарождающемуся жанру First Person Sneaker, где суть игры - в незаметном проникновении в логово врага. Здесь требуется прятаться за каждым углом, шарахаться от любого шороха, тщательно высматривать все углы и закоулки, прежде чем решиться на какие-то реальные действия, избегать всех контактов с противником и мочить только в том случае, если его, неприятеля, ну, пренепременно нужно убрать. Таковы законы этих игр.
Конечно, такой игровой процесс гораздо сложнее, чем бездумный "Shoot'em up", но ход игровой истории показывает, что жанр чистых shooter'ов постепенно сходит на нет, и реанимировать его могут только оригинальные и очень нестандартные проекты. А нас сегодня ждет далекое будущее, где вы должны быть прекрасно натренированы во владении всевозможными видами оружия (в основном, конечно же, бесшумными), прекрасно разбираться в компьютерных устройствах, чтобы взламывать коды и пароли и добывать необходимую информацию, уметь быстро и без привлечения к себе внимания вскрывать двери и сейфы, проникать в особо охраняемые объекты, умело пользоваться снайперской винтовкой и много чего другого.
Сразу пометим, что здесь весьма занятная и продуманная сюжетная линия, которая будет постепенно раскрываться, вовлекая вас в свои дебри. Правда, ролики на движке игры, раскрывающие сюжетную линию, могли быть и получше, изюминки им явно не хватает...
Ох, уж мне это мрачное и насквозь прогнившее будущее...
Сюжет отправляет нас в недалекое будущее, в 2052 год, в котором, как обычно, весь мир катится в тартарары и все такое прочее... Наркотики, болезни, загрязнение окружающей среды, увеличение смертности в несколько раз - привели к тому, что численность населения неуклонно снижается. В экономике тоже все черт знает как - до полного экономического краха рукой подать. И в это самое время сложной ситуацией сумели воспользоваться многочисленные террористические организации (их очень много, но самые известные - это NSF в Америке и Триады в Гонконге), которые поставили на колени всю планету, и только несколько антитеррористических центров продолжают оказывать им активное сопротивление. Вы, агент Denton, являетесь специальным сотрудником одного из таких центров - UNATCO. Как специальный агент высокого класса вы будете привлечены для участия в самых разнообразных спецоперациях по всему миру, и в ваши задачи будет входить: ликвидация лидеров террористов, спасение заложников, добывание сверхсекретной информации, предотвращение взрывов общественных мест, например, станции метро, и так далее. В общем, вам предстоит объехать весь шарик, совместно с дружественными вам силами повсеместно искореняя террористическую заразу, заодно повышая свои навыки и наращивая мастерство. Короче, скучать здесь вам явно не придется.
Перед тем как начать саму игру, вы можете пройти тренировочную миссию, в которой вас научат пользоваться всеми основными, так необходимыми здесь, средствами. В принципе, тренировка похожа на то, что было в Half-Life или Soldier of Fortune, только, помимо обычных упражнений на точность стрельбы и прыжковую технику, будут еще задания по обезвреживанию мин-ловушек, упражнения на незаметное проскальзывание мимо охраны, использование различных отмычек (в том числе и электронных).
После тренировки вам предстоит распределить очки опыта по различным способностям вашего персонажа. Дело в том, что у вас есть много специальных способностей (компьютер, электроника, отмычки, медицина, адаптация к окружающей среде; умения обращаться с различными типами оружия: пистолет, снайперская винтовка, тяжелое (типа дробовика) или холодное (нож)), и вы должны заранее определиться, в каком именно направлении вы будете их развивать, потому что от этого очень сильно зависит дальнейшее прохождение. Например, если вы сумеете стать большим специалистом по компьютерам, то сможете запросто взламывать любые коды и обходить пароли, если же вы будете продвигать умения в обращении с оружием, то вы сможете повысить точность попаданий. Не менее важны и другие показатели. Так, если вы разовьете способности по адаптации к окружающей среде, то сможете почти безболезненно проходить в задымленные или отравленные помещения, плавать в кислотной среде. Кстати говоря, если у вас очень низкий уровень определенной способности, то вы не только будете плохо обращаться с некоторыми инструментами, но порой и вообще не сможете ими пользоваться. В общем, навыки и умения персонажа в Deus Ex - это одно из основных направлений, в которых вам необходимо будет преуспеть, ибо в противном случае вам здесь придется очень даже несладко.
Терминаторы - тоже люди, только наполовину.
Помимо этих навыков у вас есть и другие способности, непосредственно связанные со строением вашего тела. Дело в том, что вы не обычный человечишка из плоти и крови, а киборг (кибернетический организм), в котором живые ткани непосредственно связаны со всевозможными механическими штуковинами. Кстати, многие из тех, кого вы будете встречать на своем пути, тоже наполовину роботы, причем иногда даже на очень большую половину. Здесь эти умения называются так -"augmentations". Правда, чтобы вы смогли ими пользоваться, нужно будет обзавестись специальным техническим приспособлением. После такого, весьма своеобразного апгрейда самого себя (улучшать можно различные части тела по отдельности) вы сможете быстрее бегать, выше прыгать, научитесь пользоваться инфракрасным видением, падать с больших высот без причинения ущерба здоровью и так далее.
Кстати о здоровье. Здесь есть специальный экран (помимо него еще много экранов: с вашими способностями; параметрами задания с фотоснимками местности, людей; записи всех разговоров, Inventory и т.д.), на котором показаны повреждения различных частей тела. И если вас, скажем, расстреляли практически в упор, то это вовсе не значит, что вы теперь "почти покойник". Просто у вас может отказать рука или нога. Самое забавное - одновременный отказ обеих ног. Правда, и без обеих ног вы можете спокойно ползать, плавать или лазить по лестницам, конечно, все это будет происходить гораздо медленнее, но тем не менее.
Да, был у меня здесь забавный случай - я обнаружил, что одна нога у меня полностью не работает (ее здоровье упало до "0"), но я почему-то все продолжал бегать, как ни в чем не бывало, хотя, про идее, должен был хромать и активно. Видимо, эту свою систему повреждений разработчики еще не до конца усовершенствовали.
Теперь о лечении - лечиться здесь следует тоже особенным образом, то есть вы не просто "кушаете" аптечку и "все в порядке", а вы предварительно должны выбирать, что именно вы хотите лечить (например, правую руку или торс) и уже потом использовать аптечку.
Конечно, лучше всего лечиться при помощи специальных медицинских роботов, которые лечат все и сразу, но, к сожалению, такие мне встречались только на своей базе в центре "UNATCO". А в основном лечиться, как вы понимаете, приходится во время вылазок на территорию противника.
О вылазках. В каждой миссии вы будете получать основное задание, по ходу выполнения которого вы набредете на массу второстепенных. За их выполнение в главном офисе вам выдадут честно заработанные деньги. К тому же, на своем пути вы встретите массу законспирированных агентов, перебежчиков с другой стороны или просто напуганных горожан. Таких человек за миссию вы можете встретить с добрый десяток. Некоторые из них согласятся продать вам оружие или боеприпасы, открыть пароль или месторасположение секретных туннелей за просто так, другие же потребуют денег или какой-нибудь определенный предмет (иногда им вполне может стать и еда - шоколадка, банка пива). Только здесь следует помнить одно главное правило - "не доверяй никому", потому что вас могут очень даже запросто подставить, кинуть или будут вам нагло врать прямо в глаза. Конечно, такое поведение у NPC встречается крайне редко, но все же лучше перестраховаться, чем полностью доверять кому ни попадя.
Что лучше: пшикнуть в нос из газового баллончика или снести башку из дробовика?
Здесь ответ далеко не так однозначен, как может показаться на первый взгляд. Да, в подавляющем большинстве случаев вам предстоит убирать противников как можно бесшумнее, но будут и такие ситуации, когда без тяжелых пушек просто не обойтись. В общем, каждый, конечно, будет для себя решать, каким оружием ему пользоваться, но, по-моему, разумнее в первую очередь использовать такие предметы, как газовый баллончик (сначала пшикаем в лицо и, когда противник закашляется, чикаем его ножичком или ломиком), электрошокер, арбалет с отравленными стрелами, винтовка с оптическим прицелом, газовые гранаты-ловушки, бесшумный пистолет. Потому как главное - не привлекать к себе внимание. Если вас заметят, то тут же поднимут тревогу, прибегут и завалят, пользуясь своим многократным превосходством. Так что лежите себе тихо, схоронясь где-нибудь в дымоходе, прикройтесь ветошью и не отсвечивайте.
Кстати, я тут один раз наотсвечивал - проверил одного охранника на вшивость: находясь вне зоны его видимости, просто посветил в его направлении фонариком. Так чтобы вы думали? Всполошился гад, затараторил, созвал своих товарищей и побежали они меня валить. Так что уясните с самого начала: с террористами шутки плохи. AI здесь в целом неплохой, по крайней мере, в большинстве случаев противники ведут себя вполне разумно. Например, если его ранят, то сразу же бросает оружие и бежит за помощью, причем может убежать на другой этаж и потом возвратиться с подмогой. Если вас заметили, то поднимают вселенский шум и включают сигнализацию.
Ох, и намучился я с одной такой сигнализацией... Меня заметила парочка охранников и вприпрыжку побежала к красной кнопке, чтобы врубить сирену, услышав которую, меня бы прибежали мочить и все остальные. Само собой, я никак не мог им этого позволить и побежал на перехват. В этот самый момент у меня кончились патроны и пришлось, ловко орудуя ножичком, валить бандитов прямо в паре метров от заветной кнопочки. Но и это еще не все - на шум в комнату вбежал третий охранник и направился, было, давить свою разнесчастную красную кнопку, но, завидев меня, быстро развернулся и умчался прочь. Вскоре прибежала подмога, и на этот раз меня уже ничего не спасло.
Можно попытаться обмануть охранников, кинув какой-нибудь предмет в сторону, подальше от себя. Они пойдут посмотреть, что там приключилось, а вы в этот момент сможете спокойно проскользнуть за их спинами.
Кроме вышеперечисленных видов вооружения в вашем арсенале будет несколько видов гранат, в том числе и такая, которая на некоторое время способна отключить все электронные устройства на расстоянии двадцати метров, пара видов отмычек, включая многофункциональный электронный взломщик, различные типы пистолетов, обрез, огнемет и еще по мелочи. Также вы постоянно будете натыкаться на многочисленные предметы (бутылки, ящики, электронные устройства...), которые просто разбросаны по всей округе. Боеприпасы же вы можете заполучить, просто обыскивая трупы поверженных врагов или разбивая деревянные ящики. Еще, в некоторых местах вы можете обнаружить специальные маленькие "калькуляторы" с большим синим табло, на которых будет записан код или пароль к каким-нибудь дверям неподалеку. Правда, они редко располагаются на виду, а все больше под столом, да за дверцей, на полке и т.д.
Все предметы, которые вы носите с собой, помещаются в Inventory, в котором каждый из них занимает определенное место: вещи побольше сразу отхватят чуть ли не третью часть всего места, а попроще - типа гранат, отмычек - потянут всего на одну клеточку.
По мере исследования территории противника вы то и дело будете натыкаться на всевозможные охранные системы, которые очень легко не заметить, поэтому мой вам совет - получше присматривайтесь к стенам, выискивая малозаметные лазерные лучи и повнимательнее относитесь к всевозможным подозрительным звукам. Как правило, при приближении к какому-нибудь электронному устройству его шум многократно усиливается.
Помимо всевозможных замаскированных сигнальных устройств, здесь еще повсюду понатыканы камеры слежения, которые не только моментально сообщают всем (включают сирены) о вашем появлении, но и активируют тяжелые многоствольные пулеметы, которые способны нашинковать ваше бренное тельце всего за пару секунд.
А мы пойдем на север, а мы пойдем на север...
Теперь немного поговорим о таком важном моменте, как ваша сообразительность. Да, и нечего здесь так удивляться. Эта игра, между прочим, и рассчитана на то, чтобы вы смогли здесь как следует раскинуть мозгами, прежде чем что-то делать. Да и в нужные вам области вы можете пробираться абсолютно различными путями, что я на своей шкуре и проверил. Конечно, в целом ряде случаев решения будут лежать, как говорится, на поверхности, но далеко не всегда это будет столь очевидно. И хотя сюжет в принципе линеен, то есть в каждой миссии вы должны будете сделать то-то и то-то, а вот как вы это будете делать - решать уже вам.
В общем, для того чтобы вы более наглядно могли себе представить, что из себя представляет "сложная система использования предметов, взаимодействия с окружающим миром и персонажами" в Deus Ex я приведу один небольшой примерчик (с решением):
Задача ставится такая - проникнуть в особо охраняемую базу неонацистов и взорвать их главный компьютер, содержащий данные по созданию особо опасного вируса. База находится за толстенными металлическими стенами и охраняется не только кучей охранников, но и массой датчиков, камерами и т.д. и т.п.
Варианты решения:
1. Просто побежать к центральному входу и разнести всех к ядрене фене. Правда, шансов, что вам удастся это предприятие, я бы не дал вообще никаких.
2. Прокрасться через вентиляционную систему в компьютерную комнату и отключить охранные системы.
3. Используя прибор по модуляции голоса, попытаться выдать себя за одного из офицеров этой базы и таким образом попасть внутрь.
4. Взрывать различные части базы, наводя тем самым панику и создавая жуткий переполох - во время этой всеобщей паники есть шансы, что вам удастся проскочить внутрь незамеченным.
5. Попытаться обольстить женщину охранника своими чарами и выведать у нее пароль доступа.
6. Включить подачу отравляющего газа и умертвить всех в округе.
7. Замочить одного из офицеров в ванной, вырезать у него глазное яблоко и использовать его на специальном сканере.
8. Вызвать по рации спутник, который при помощи сверхмощного лазерного луча прожжет дыру в металле, и потом пробраться внутрь. Вообще-то, в большинстве моментов у вас будет от силы варианты 3-4, но здесь я подобрал неординарный случай, чтобы дать вам более полную картину.
Как видите, действовать можно самыми разнообразными путями и первый пришедший на ум план далеко не всегда будет правильным и безболезненным. Так что сперва пошатайтесь по округе, и, быть может, вы наткнетесь на того, кто согласится вам выложить какую-нибудь полезную информацию, найдете потайной вход, лестницу или подслушаете важный разговор. Между прочим, если подкрадываться незаметно, то можно подслушать и узнать многое не только из того, что происходит в стане противника, но и в своей собственной организации (помните - "никому нельзя доверять").
Действовать в одиночку вам здесь придется тоже далеко не всегда. Так, вам иногда могут прийти на помощь члены вашей организации и тогда тихая, "семейная" перестрелка превратится в настоящее кровавое побоище. Иногда для выполнения задания вам будет выделяться напарник, только вы не будете с ним ходить постоянно, а встретитесь в каком-нибудь определенном месте.
Темно, мрачно, скверно... - или куда подевался дизайнер.
Вот, вот - именно об этом мне и хотелось бы узнать. Дело в том, что хотя разработчики и заявляют о том, что здесь якобы "на всю катушку" используется "продвинутый графический движок Unreal'a", только я этому почему-то не верю. Нет, движок и в самом деле похож, только так бездарно его использовать может далеко не всякий. Вокруг вас будут только простенькие строения, которые попытаются изобразить из себя современный город, да несколько куцых деревьев. Помещения тоже особой отделкой не балуют: банальные склады, заваленные всяческими ящиками, секретные бункеры с более чем убогой обстановкой, энергостанции и так далее. Иногда, правда, появляется нечто оригинальное, например, статуи или памятники, но они не способны существенно освежить окружающий пейзаж. К тому же, все то, о чем говорили разработчики (про детальное и достоверное отображение местности), на практике выглядит все так же уныло и однобоко. Хотя вы и посетите Остров свободы (тот, который со статуей), Нью-Йорк, Гонконг, Париж... только тех "диких красот", на которые на самом деле способен Unreal'овский движок, все равно здесь не обнаружите.
И я нисколько не умаляю отличной играбельности этой игры, но все же посредственная графика, которую я здесь обнаружил, меня повергла в уныние. Мало того, что все действо постоянно происходит ночью и вам то и дело придется пользоваться фонариком, так еще и все текстуры такие слабенькие... Только в тренировочной миссии да еще на базе UNATCO я увидел кое-что, немного приближающееся к возможностям того же Unreal'a (зеркальный пол, прозрачные компьютерные табло), но во всем остальном ничего примечательного я так и не нашел. В итоге, игра смотрится ничуть не лучше Half-Life или Soldier of Fortune. Последний, кстати, и по своим миссиям чем-то похож. Например, здесь вам тоже предстоит очистить подземную станцию метро от террористов.
В заключение хочу сказать, что Deus Ex - игра необычная и оригинальная, с множеством интересных новшеств. Теперь вы должны не только мастерски уметь уклоняться от встреч с противником или при необходимости вырубать свои врагов всеми подручными средствами "без шума и пыли", но и еще постоянно выискивать наиболее разумные пути к намеченной цели, потому как самый очевидный вариант в подавляющем большинстве случаев - наиболее трудный и самый небезопасный.
В общем, даже учитывая все минусы и недочеты, которые здесь есть, я могу сказать, что игра мне очень понравилась, и я думаю, что ее ждет довольно радужное будущее. Так что если вы в свое время не могли оторваться от Thief'a, облазили вдоль и поперек обе части System Shock'a, неравнодушны к симуляторам спецподразделений типа Rainbow Six - вам наверняка понравится и Deus Ex, который вобрал в себя ото всех них понемножку. Да еще и своего изрядно добавил.