Некоторое время назад мы уже рассказывали вам о симуляторе самого современного российского боевого вертолета Ка-52 от компании Simis; что ж, теперь любители отечественной боевой техники могут испытать ту же машину уже в другой игре, от компании Razorworks - причем, что особенно приятно, в паре с американским "оппонентом", нашим старым знакомым - RAH-66 Comanche. Братьями-близнецами эти вертолеты никак не назовешь - даже внешне они различаются очень заметно, у Ка-52 - 2 соосных несущих винта, у Comanche'а - один несущий винт и компенсирующий хвостовой ротор (в "фирменном" защитном кожухе, по которому Comanche трудно спутать с другими вертолетами), на Ка-52 второй пилот (он же стрелок) сидит справа от командира, на Comanche'e - сзади и выше, имеются отличия в авионике, вооружении и т.п. - но, тем не менее, по характеристикам эти машины относятся к одному классу, и даже боевая судьба у них пока что общая, т.е. никакой - в реальных боевых действиях они еще не участвовали. Что ж, поучаствуем в виртуальных...
Такая схема - российский вертолет против американского - вам, конечно же, напомнила Apache/Havoc, и напомнила не зря: перед нами просто-напросто add-on к этой весьма неплохо сделанной игре. Так что, если у вас имеется установленный Apache/Havoc, то можете вдохнуть в него новую жизнь посредством патча и снова полетать на старых машинах. А можете сразу переходить к новым вертолетам и новым кампаниям.
Кампаний на сей раз три, действие их всех происходит в ближайшем будущем. Одна посвящена попытке Китая захватить Тайвань, другая - вторжению армии США в Ливан с целью усмирения совсем распоясавшихся исламских террористов, чуть было не устроивших ядерный взрыв прямо в Америке, и третья - разборкам между Саудовской Аравией и Йеменом. В политических тонкостях, впрочем, разработчики явно запутались: с одной стороны, России вроде как не особо есть что делать во всех этих конфликтах, с другой - противостоящая американской стороне техника (и пехотинцы) несет российскую (точнее, советскую) символику, ордена (когда вы летаете на Ка-52) - тоже почти исключительно советские, причем среди них фигурирует высший полководческий орден "Победа", получить который простому пилоту столь же реально, как нам с вами - получить реальную боевую награду за участие в виртуальных боях. Короче, развесистая клюква, которой американская индустрия развлечений потчевала потребителей еще во времена железного занавеса, по-прежнему цветет и колосится. Ну да ладно, нам ведь не это главное.
Кампании динамические, задания появляются и исчезают в соответствии с меняющейся обстановкой, так что, выбирая понравившуюся миссию, особо тормозить не следует. Вам предоставляется широкая свобода выбора вертолета и миссии из числа имеющихся на данный момент. Кампания считается выигранной, если уничтожено или захвачено определенное количество ключевых объектов (при каждом запуске новой кампании этот набор различается); каким именно образом подбираться к этим объектам, какие цели выбирать, как промежуточные - это во многом зависит от вас; помните, что, с одной стороны, одним отчаянным рейдом войну не выиграть, а с другой - ресурсы не бесконечны, и тратить их надо так, чтобы потом не было мучительно больно... Помимо кампаний, имеется также режим отдельных миссий и режим свободного полета (который, на самом деле, не совсем свободный - враги там встречаются, да и некий маршрут есть).
Настроек в игре не очень много (в частности, клавиши переопределять по-прежнему нельзя), но и не сказать, чтобы совсем мало, так что различные параметры реализма приходится выставлять аж из нескольких подразделов. Физическая модель весьма недурная, загубить машину ненормативными режимами можно только так, повороты серьезно зависят от скорости, существует срыв потока на лопастях, учитывается ветер. Авионика по детальности моделирования приближается к "Су-27 Flanker", хотя все же попроще (а кое-где авторы и намеренно грешили против истины, дабы уравнять характеристики российского и более оснащенного электроникой американского вертолета). В частности, вы можете изменять не только дальность, но и направление, и сектор радарного сканирования, проводить однократное зондирование радаром, изменять уровни помех и количество ракет в залпе и т.п.
Движок, в общем, не изменился со времен Apache/Havoc, но он и тогда был классным, и сейчас устаревшим отнюдь не выглядит. Детально, хочется сказать - любовно прорисованная техника, вплоть до каждой антенны, решетки, доски на ящиках в кузове и рубчиков на шинах (но не ищите их на крутящихся колесах - они действительно крутятся, и пыль летит из-под колес); прозрачные кабины с людьми внутри (и откидывающиеся колпаки, само собой); возможность заглянуть внутрь транспортного вертолета через открытый люк; шикарные пехотинцы, и по внешнему виду, и по реалистичности движения достойные 3D-стрелялок; плюс ко всему этому - крупные города, состоящие далеко не из одних однотипных зданий и прорисованные, опять-таки, до каждого кирпича (это, впрочем, заметно лишь вблизи - на большом расстоянии текстуры отсутствуют), мачты и провода ЛЭП и прочие наземные объекты; недурной (хотя все же не идеальный по части плавности) рельеф, реки с прозрачной водой (а вот морская вода так себе, в первую очередь, видимо, потому, что статическая), динамическое изменение времени суток, красивые огненные закаты, дожди (довольно-таки неплохие, хотя, пожалуй, все же уступающие Flight Unlimited, кстати, можно включать дворники); ну и такие приятные мелочи, как возможность покрутить головой в качественной виртуальной кабине, увидеть при этом собственную руку, двигающую штурвал в такт вашему движению джойстиком, и крупным планом - своего второго пилота, который поворачивает голову, наклоняется, работает с приборами...
Кстати, вы можете вставить в игру и собственную физиономию - если, конечно, имеете подходящую картинку; ну или на худой конец подкорректировать имеющиеся - татуировку там на лбу изобразить или еще что... Игра, правда, темновата (почему-то это беда многих современных симуляторов), и гамма-коррекция не предусмотрена, так что придется яркость у монитора выкручивать. Никуда не делся и прежний глюк с аэродромными текстурами, которые на старых видеокартах отображаются клочками. Ну и облака посредственно-угловатые - вот, пожалуй, и все придирки. Звуковое сопровождение тоже вполне - каждая машина, воздушная ли, наземная, имеет свой голос (зависящий от того, на каких оборотах работает мотор), звук, само собой, объемный, так что даже на моих двух колонках слышно, с какой стороны пролетает ведомый...
Кстати, о ведомых - взаимодействие со своими достаточно богатое, своему звену вы можете отдавать порядка десятка команд, плюс еще связь с базой, возможность запросить подкрепление и т.п. Ваш второй пилот тоже не для красоты посажен, а может заниматься отслеживанием целей. Впрочем, вы можете делать это и самостоятельно - как переместившись на его место, так и непосредственно со своей командирской позиции. Переместившись на место второго пилота, вы, однако, продолжаете управлять вертолетом, так что, если хотите отвлечься от пилотирования - включите автопилот.
Теперь о грустном. Игра довольно-таки нестабильна и у меня вешалась несколько раз. Кроме того, если у вас 4-меговая видеокарта, не ставьте разрешение 800*600, хотя опции это и позволяют. Я после этого не смог снова запустить игру - вылезало сообщение о нехватке памяти под Z-буффер, и, поскольку конфиг не текстовый и поправить опции, не заходя в игру, я не мог, пришлось просто заново переставить ее с диска.
Впрочем, я не уверен, что вину за эти крайне неприятные глюки следует возлагать на Razorworks (тем паче что в Apache/Havoc я такого не припомню). Дело в том, что мне попала не английская версия, а русский релиз от 1С (замечу - официальная и легальная копия). Увы, как и в случае с предыдущей русской версией, о которой я писал ("Су-27" от "Буки"), качество наших официальных локализаций продолжает оставлять желать лучшего, не только не превосходя, но даже уступая хорошим пиратским. В частности, мне трудно понять, с какого бодуна можно было снабдить игру абсолютно нечитабельным шрифтом. Те надписи, что вы видите на скриншотах - это не результат сжатия графики с потерями, это и в игре смотрится так же. К озвучке, впрочем, особых претензий нет - разве что некоторые реплики могли бы звучать менее формально и более естественно. Ну и strategy guide неплохо было бы перевести, а то перевели только описание клавиш.
В общем же и целом - весьма достойный, красивый и играбельный симулятор. Хотя я на вашем месте все же поискал бы оригинальную английскую версию.