Истории о вампирах и прочих потусторонних тварях с детства будоражат всем кровь, а тема борьбы с ними является одной из самых популярных для создания различных боевиков и фильмов ужасов. Увы, почти всегда нам навязывают заведомо очерненный образ этих созданий, как отрицательных героев: ужасных злобных тварей, пьющих людскую кровь и ставящих перед собой только одну цель - уничтожение всего человечества.
Если задаться целью и изучить этот вопрос основательней, то выясняется, что все отнюдь не так примитивно, и род вампиров почти такой же древний, как и человеческий. По многим легендам, вампиры происходят от небезызвестного библейского персонажа Каина, убившего своего брата Авеля. Будучи проклят Богом за свое преступление, он и стал первым вампиром, породив все последующие поколения.
Жизни вампиров вряд ли можно позавидовать - вынужденные существовать практически вечно, они обречены все время скитаться в ночи и никогда не видеть солнечного света. А уж Жажда, которая вынуждает их подпитывать свои силы кровью смертных, тоже вряд ли может считаться большим преимуществом.
Кроме вышеперечисленных сложностей в среде вампиров издревле существует множество кланов, между которыми идет непрекращающаяся вражда. Причин ей великое множество, это и различные взгляды на свою роль в мире, и борьба за власть, и просто мелкие ссоры и дрязги (на деле, они ничем не лучше нас, от одного корня происходим все-таки). Вдобавок верховные правители строго следят за "поголовьем", не давая возможности посторонним просачиваться в круг избранных.
Одним словом, если Вам когда-нибудь хотелось на самом деле стать вампиром, то я бы советовал предварительно крепко подумать. Помочь в этих раздумьях Вам вполне сможет просмотр фильма "Интервью с Вампиром" или знакомство с новой игрой от студии Activision - Vampire the Masquerade: Redemption.
К сожалению для себя, главный герой игры Кристофф (Cristoff), становится вампиром не по своей воле. Но для нас с Вами такой поворот событий даже хорош. Его жизнь и опыт могут стать весьма интересным экскурсом в историю о Вампирах, и послужить еще одним напоминанием, что в мире есть еще множество тайн, истинное лицо которых открывается только избранным. Вот как это все начиналось...
Ведя праведные "крестовые войны" в окрестностях Праги, наш герой оказывается сраженным вражеской стрелой. Но смерть по счастливой случайности на этот раз проходит мимо него. Правда, очнувшись от забытья в местном монастыре, он с ужасом обнаруживает, что товарищи оставили его в тылу для выздоровления. А ведь он - Герой, причем с большой буквы, и такому молодцу отнюдь не пристало искать тихой жизни.
Раз так, слегка подлечив раны, Кристофф отправляется истреблять местную нечисть, терроризирующую улицы Праги в ночной период. "Штаб-квартиру" злобных тварей он без труда находит в близлежащем заброшенном серебряном руднике. И начинается тотальное истребление...
Что ж, в этом месте я ненадолго прерву свое повествование о судьбе героя и скажу пару слов о том, что представляет собой игровой процесс и сама игра.
Во многих изданиях игра Vampire носит гордое название RPG. Но на самом деле это не совсем так. По сути, это чистый Action, правда, с достаточно большим количеством ролевых элементов (самый близкий родственник, приходящий на ум, это Diablo).
Обладая изумительно проработанным сюжетом, доставшимся авторам в наследство от купленной лицензии на серию настольных игр Vampire the Masquerade, игра в то же время совершенно линейна. Герой получает очередной Quest из рук одного из сюжетных персонажей и тут же отправляется его исполнять, и никогда у Вас не бывает выбора между несколькими задачами. Более того, даже доступ в определенные районы города открывается не сразу, а по мере получения этих самых Quest'ов.
Сами задания тоже редко выходят за рамки "пойди туда и найди этот предмет" или "пойди туда и сокруши такого-то супостата", Причем и тот, и другой вид, как правило, вырождается в "убей их всех". Таким образом, от Вас опять потребуется искусство "быстрого клика", без которого пройти многие этапы просто невозможно.
В промежутках между многоуровневым истреблением врагов, Вы вынуждены возвращаться в город и обменивать добытые в боях деньги на оружие и т.п., а также получать очередную порцию сюжета. Кстати, местами у меня возникало ощущение, что сюжетная линия в Vampire даже чересчур сложная для Action игры. Мало того, что в начале авторы используют староанглийский язык, ко многим оборотам которого еще надо привыкать, так еще на нас вываливают огромную массу деталей, многие из которых простому герою "магии и меча" для выполнения своих задач, по-моему, вообще знать не обязательно.
Ну да ладно, хороший сюжет, как масло в каше, испортить игру не в силах. А поэтому наберитесь терпения и постарайтесь проникнуться исторической атмосферой, которую авторы несут нам в диалогах своих персонажей. А уж потом, оттянетесь, когда дело дойдет до драки.
Двигаемся дальше. Видимо, в начале авторы планировали сделать гораздо больший акцент на RPG. Свидетельством тому огромная палитра параметров Вашего персонажа. Не могу сказать, что это плохо. Наверное, каждый, кто достаточно хорошо искушен в RPG играх, без труда объяснит Вам, для чего используются такие характеристики как Perception или Wits. Но для меня бы вполне хватило таких параметров, как Strength, Dexterity и Stamina, ну и еще какого-нибудь одного, отвечающего за магию. Как правило, прокачивая планомерно вышеперечисленные параметры, на остальные я обращал внимание, только когда для какого-нибудь оружия или заклинания требовалось определенное их количество.
Такой подход оправдывался еще и самой системой "совершенствования персонажа". В Vampire у персонажа нет явных уровней, после достижения которых Вам дают изменять его параметры. Здесь есть только суммарное количество опыта. И, оказавшись в своем убежище, Вы можете потратить эти очки на совершенствование любых своих характеристик. Увеличение каждой из них "стоит" определенного количества очков. Таким образом, имея достаточный "запас опыта", можно буквально за считанные секунды увеличить значения любого параметра в несколько раз (например, нарастить герою силу с 15 до 50). Такие вольности явно противоречат самой идее плавного развития персонажа в RPG, зато очень практичны для Action. Так спрашивается, зачем нужно было делать столько параметров, если с ними можно творить такие вольности?
И последнее, к вопросу о параметрах. Не пренебрегайте таким казалось бы бесполезным в контексте данной игры параметром как Appearance (внешний вид, по-нашему). Его безболезненно повышают различные кольца с "брюликами" и золотые цепочки "с гимнастами". Так вот, здесь этот параметр позволит Вам, будучи уже вампиром, очаровывать жертву и более эффективно пить ее кровь (что порой очень нужно в бою). Так что не торопитесь сдавать все эти побрякушки в утиль, они еще сослужат Вашему герою отличную службу.
На закуску нашего практического отступления я оставил самую приятную вещь в игре Vampire, а именно ее графику. Вот тут мне просто хочется снять шляпу и застыть в почтительном поклоне. Да, господа, пожалуй, такого удачного 3D-исполнения подобных игр я еще не встречал.
Попав впервые на улицы древней Праги, хочется просто походить и посмотреть на архитектуру, до того все красиво и реалистично. А какие модели персонажей! Они сделаны настолько хорошо, что порой забываешь, что это всего лишь набор полигонов и смотришь на все происходящее как на отлично нарисованный мультфильм. Взять хотя бы такую деталь как отдельно реализованные элементы одежды. Когда наш герой бежит, его плащ натуралистично развивается за спиной, а когда Вам в помощницы дают вампиршу, то ее одеяния смотрятся еще круче.
К тому же, авторы сумели не зациклиться на темных и мрачных подземельях, и все игровые уровни выглядят на редкость разнообразно и очень красиво.
Еще надо отдать должное разработчикам за то, что динамическая камера, являющаяся часто камнем преткновения в играх с видом от третьего лица, здесь реализована очень удачно. Она не только может свободно вращаться вокруг "активного" (управляемого Вами) персонажа, но и меняет угол наклона с почти горизонтального полета до вида сверху. Таким образом, в бою можно постоянно держать ситуацию под контролем.
Пожалуй, я заметил только две странности в визуальном ряду игры. Во-первых, все наши персонажи, вопреки устоявшимся суевериям, прекрасно отражаются в зеркалах (видимо, авторы не смогли пожертвовать таким замечательным эффектом).
А во-вторых, как-то странно показывается одежда, которую Вы одеваете на героя. Сначала никаких изменений во внешнем виде вообще не происходит (т.е. оружие всегда адекватное, а в остальном ничего). Но где-то в середине игры я нашел какую-то кольчужку, надел ее и весь персонаж сразу преобразился в рыцаря в доспехах и шлеме (причем независимо от того, надет шлем или нет). Видимо, такой скачок должен знаменовать собой переход моего героя в следующую "весовую категорию" по части Armor, но, согласитесь, выглядит странно.
Одним словом, не считая мелких недочетов, графика просто отличная, так что смотрите на screenshot'ы и представляйте себе, что в динамике это выглядит гораздо лучше...
Но пора вернуться к сюжетной линии.
Итак, доблестный крестоносец Кристофф благополучно разорил гнездо нечисти, во главе со злобнейшего вида некроманткой. И, вернувшись в Прагу, поступил в распоряжение настоятеля монастыря, который тут же отправил его в ночное патрулирование. Выходя на ночные улицы, он даже не подозревал, что именно этой ночью его судьба коренным образом изменится.
Предводительница местного клана вампиров (Brujah) Екатерина, мягко говоря, "положила на него глаз". Наверное, не трудно догадаться, чем это закончилось для бедного парня. Удар по голове... Укус... И вот в мире стало на одного вампира больше.
Объясняя Кристоффу все происходящее, мадам Екатерина сослалась на трудные времена в жизни ее клана, на благородные цели, стоящие перед ним, и на огромную нехватку таких отличных бойцов, как он. Если Вы думаете, что это убедило нашего "крестоносца" сменить мировоззрение, то Вы сильно ошибаетесь. Но, увы, никакого выбора у него не было. Найдя для себя оправдание в том, что он по-прежнему продолжает сражаться со злом (хоть и под другими знаменами) Кристофф начинает выполнять поручения Екатерины...
Роль вампира во многом расширила его возможности как бойца. Во-первых, у него появляется весьма солидный арсенал магических заклинаний. А во-вторых, начиная с самой первой "вампирской" миссии, наш герой сражается не один. Но, давайте обо всем по порядку.
Вся магия в игре Vampire, как и положено, замешана на крови. Эта пурпурная жидкость выступает здесь в роли маны и позволяет герою творить различные "чудеса". Причем пополняется она не только стандартным путем, выпиванием соответствующих пузырьков, но и непосредственным "сосанием" (вампиризмом). Полнить запасы можно из артерий врагов или мирных жителей городов, а если стало совсем тяжко, можно "укусить" и друга, перераспределив, таким образом, запасы крови.
В игре Вам будет предложено обилие магических дисциплин, распределенных по группам и имеющих классы владения. Здесь есть, как привычные веши, типа Fire Ball, так и огромное количество потусторонней магии, начиная от превращения в волка и заканчивая способностью закапываться в землю для восстановления сил.
К сожалению, в процессе игры нет "интеллектуальной паузы", во время которой можно спокойно отдать команды своим героям, какие заклинания творить, а посему большинство из них очень проблематично применить в бою. В результате основная ставка делается только на оружие, да на заклинания лечения и пития крови.
Теперь о "братьях по оружию". Сначала плечом к плечу с Кристоффом бьется его коллега по клану, в последствии к ним присоединятся симпатичная вампирша, а на финальном витке древних приключений еще и спасенный из плена вампир-варвар.
Управление таким небольшим отрядом могло бы внести в игру серьезную тактическую составляющую, если бы не извечные проблемы с AI. Здесь их можно легко разделить на две группы.
Первая касается непосредственно "коллег". Для начала, они обладают отвратительным Pathfinding'ом и способны теряться и застревать в самых неожиданных местах.
Дальше, у каждого из персонажей есть три типа поведения Defense, Normal и Offense. Но на деле пользоваться можно только типом Normal, т.к. в Offense все бойцы слишком рьяно "лезут на рожон" и почти моментально погибают, а в Defense, наоборот, полностью бездействуют до тех пор, пока противник не убьет Вашего героя и не соизволит заняться ими.
Последняя проблема касается самостоятельного расходования Вашими соратниками крови на заклинания. Они делают это, как правило, не своевременно и очень расточительно. Представьте себе, четыре тяжело вооруженных человека входят в помещение с двумя несчастными стражниками и одной большой крысой, и тут начинается светопреставление. Ваши напарники начинают "колдовать", напуская на себя "силу" и "скорость", вызывая различных потусторонних тварей и т.п. - в общем, нормальный процесс "кидания пальцев". Причем, как правило, к тому моменту как они это проделают, все враги уже давно будут мертвы, а до следующей стычки все заклинания уже утратят свою силу. В результате расход крови колоссальный, а толку практически никакого. Поэтому часто имеет смысл залезть в настройки игры и запретить своим "коллегам" самостоятельно использовать почти весь свой арсенал заклинаний.
Вторая проблема касается AI противников. Тут Вас поджидает извечная проблема "триггеров". Пока наши герои не пересекут некую невидимую нить, ни один из врагов не сдвинется с места. Стражник будет тупо стоять к Вам лицом в соседней комнате до тех пор, пока Вы не пройдете в двери, даже если на его глазах наши герои нарезают кусочками нескольких его коллег с диким лязгом оружия и предсмертными криками. Такая, мягко говоря, тупость позволяет применять тактику выманивания поодиночке и достаточно сильно снижает общий азарт игры.
И снова возвращаемся к сюжету.
Есть в игре еще одна сюжетная ветка, отличная от борьбы вампирских кланов. Это буквально любовная история, повествующая о светлом чувстве рыцаря Кристоффа к спасшей его от ран монашке Анечке (Anezka). Как Вы понимаете, с самого начала эта история любви была почти обречена на провал, т.к. в древности монахини весьма ревностно относились к принятым на себя обетам. Но с превращением нашего героя в вампира все усложнилось еще больше. Но герои - народ упорный, и Кристофф не был в этом плане исключением. Он продолжил тайно встречаться со своей возлюбленной, пока однажды ночью она не была похищена неизвестными.
Тут, как водится, все глобальные задачи клана перестали для него существовать, затмившись единственной целью - найти и спасти возлюбленную. Правда, умная и хитрая Екатерина смогла еще некоторое время использовать своего доблестного воина, направляя его поиски в нужное для себя русло. Но, увы, как правило, такая любовь до добра не доводит. Так случилось и здесь.
Найдя в результате огромного количества странствий свою Анечку в древнем полуразрушенном замке, наш герой с ужасом обнаруживает, что она тоже уже стала вампиршей. Горе и смятение его души не поддаются никакому описанию. И в этот момент боги, казалось бы, сжалились над ним, замок начинает рушиться, погребая нашего доблестного рыцаря под руинами...
Но история на этом отнюдь не заканчивается, а только достигает своей середины. Очнувшись от забытья, Кристофф с ужасом обнаруживает себя в совершенно незнакомом мире. Еще бы, ведь он проспал всего-то каких-то 8 веков!
Да, на дворе настал XX век, мир изменился, но вот проблемы остались почти те же, а значит, для настоящего героя опять найдется работенка. И хоть кругом правит мир науки и техники, древняя магия и верный меч в руке по-прежнему остаются отличным средством доказать свою правоту...
Не буду рассказывать Вам, чем закончится эта история, тем более что вариантов финала в игре несколько. Отмечу лишь, что вторая часть хоть и выставляет противников с огнестрельным оружием и даже с огнеметами и гранатометами, сильно отличается от первой только интерьерами, а в остальном, по игре практически такая же. Современное оружие, конечно можно использовать, но в 8 случаях из 10 оно менее эффективно, чем простое рукопашное столкновение.
А посему современная часть игры больше напоминает фильм "Горец", где персонажи выясняют свои отношения только на мечах, весьма наплевательски относясь к любому другому оружию.
На закуску вывалю на Вас дорогой читатель большую ложку дегтя, позволив себе рассказать о замеченных недостатках игры.
Для начала, сильно расстраивает система Save Game. Привычного сохранения в любом месте Вы здесь не найдете. Игра автоматически записывает текущее состояние в момент загрузки очередной карты, а по-настоящему сохраняться можно только в заранее определенных местах (а точнее в собственном Убежище, которое есть в каждом городе). Как правило, в это место Вы попадаете после выполнения очередного Quest'а полностью.
Есть правда магическое заклинание Walk to Abyss, которое сразу переносит Вас в Убежище, но оно доступно к использованию далеко не всегда, а на ранних этапах игры вообще существует только в виде Scroll'ов в очень ограниченном количестве. В результате, если Вы хотите наверняка сохранить игру, то бегите в начало текущего этапа, там будет Autosave.
Идем дальше. Часто неадекватно работает механизм скриптованных сцен. Например, в жарком бою Вашего напарника убивают (точнее, он впадает в транс), а дальше следует скрипт, где Вы спокойненько ведете с ним беседу, после чего в игре напарник вновь мертв... Не скажу, что это очень большой недочет, но поначалу такое "временное воскрешение" даже несколько шокирует.
Еще весьма неудобно то, что нельзя перестроить клавиатуру под себя. Я не ратую за полную переопределяемость клавиш, но хотя бы что-то могли бы дать настраивать. Не подумайте, что это придирки, просто в стандартной раскладке управление камерой висит на NumPad части, а управление персонажем на мыши, таким образом, до горячих клавиш, расположенных с левой стороны клавиатуры, уже никак не достать. А в момент боя ни камеру, ни персонаж лучше не бросать на произвол судьбы.
Есть и еще некоторые недочеты, но они уже не столь заметны. Кстати в скором времени разработчики обещают выпустить Patch, в котором появится Save в любом месте и "интеллектуальная пауза" во время боя с возможностью отдавать команды. С учетом этих новшеств, некоторые слова сказанные мной в этой статье утратят свою актуальность, но до этого времени нам с Вами еще надо дожить.
К сожалению, я не затронул здесь еще один большой аспект игры Vampire, а именно ее многопользовательские возможности. Сам я не смог испробовать сетевое воплощение мира вампиров, но авторы обещают, что эта сторона их детища станет не менее привлекательной для поклонников, чем Single play.
В завершении обзора стоит сказать только одно: независимо от Вашего впечатления от моей статьи, игру Vampire стоит посмотреть. Такие игры даже при всем наборе недостатков обладают весьма внушительным списком достоинств и преимуществ, который убедительно перевешивает чашу весов в их пользу. Надеюсь, Вы не упустите своего шанса не только побыть в шкуре настоящего вампира, но и очень увлекательно и азартно провести свой досуг.