Слухами и предвкушениями полнились мысли старых прожженных "одиночек-во-тьме". Как же! Сам Юбер Шардо, сценарист сериала Alone In The Dark, принимает непосредственное участие в разработке нового хита. А что будущий Devil Inside будет именно хитом - никто из "одиночек" не сомневался. Обещался мрачный, ветхий, наполненный стонами, порывами ветра, приглушенным рычанием и медленной водяной капелью дом, обещались зомби и монстры в лучших традициях Alone In The Dark, обещался умеющий обращаться с оружием главный герой... И слюна тягуче падала на пол, выбивая из дощатых половиц жидкие противные шлепки... Народ мечтал и ждал релиза.
- This is it! - громогласно воскликнула Cryo и заправским профессиональным жестом Гарика Гудини вытащила из-за пазухи серенького и ушастого Devil Inside. Народ взревел в ликованиях и началось...
Полицейский по имени Дэйв - самый что ни на есть хладнокровный, смелый и непьющий (руки при стрельбе не дрожат почти). Работает Дэйв, естественно, полисменом, но в свободное от работы время подхалтуривает главным героем телевизионного шоу "Дьявол-шоу" (Devil Inside - в оригинале). "Дьявол шоу" - просто суперпопулярная развлекательная программа. Ее смотрят в тысячу раз больше народу, чем сериал "Нежный яд". Представляете себе? Ну вот, а Дэйв там, значит, самый главный. Ну, не считая шоумена, конечно. Смысл всего увеселения заключается в полном опасностей походе Дэйва по дому с привидениями, зомби и прочими неприятными гражданами. К Дэйву постоянно прикреплен (не в прямом смысле, конечно) оператор с большой профессиональной камерой. Он-то и осуществляет эдакий телемост "Студия - Дэйв", чтобы народ не скучал.
Ну а Дэйву, понятное дело, просто необходимо выглядеть позрелищнее: покататься по полу эффектными кувырками, выскочив из-за угла, снести монстру голову с первого выстрела и жестоко распилить бензопилой костлявое безногое зомбячье тело. Все эти обыватели-телезрители просто тащатся от таких выходок. Свои садистские наклонности Дэйву можно реализовывать с помощью пистолета с лазерным прицелом, дисковой бензопилы марки "BBQ" с ласковым прозвищем "Шашлычница", 12-калиберного шотгана и прочей прелести.
Но не все коту масленица, в смысле, не все игроку пульками по сторонам стрелять. Английское название игры обозначает внутреннего дэйвовского дьявола, точнее дьяволицу по фамилии Дива. Это высокая жгучая длинноногая брюнетка, затянутая в кожу так, что при ходьбе начинает скрипеть (это действительно слышно!). С убийственной техникой у Дивы тяжко, однако ее специализация тоже частенько бывает очень полезной. Специализация сия базируется на различных заклинаниях. Есть среди них такие, что с одного "выстрела" образуют в грудине какого-нибудь толстого зомби дыру величиной с арбуз, а есть, например, заклинание, позволяющее реализовать рядом с собой волшебный глаз (кто сказал "орла"!) и, управляя им, разведать обстановку в округе.
Таким образом, игрок, единый в двух лицах, сопровождаемый оператором, должен трясти поджилками и лихорадочно пересчитывать патроны исключительно для увеселения телепублики. Помните, был такой фильм "Бегущий человек" со Шварценеггером? Вот она, жестокая в своей жажде зрелищ толпа. А все почему? Потому что сыты все. Ибо народ сначала всегда требует хлеба, а если хлеба становится достаточно... Эээ, прошу прощения, увлекся. Обратим внимание на геймплей и графику. Сейчас буду ругаться. Приготовились...
Нет, ну все круто! Мертвечина отвратная, еле-еле передвигающаяся. И хотя по движениям противники напоминают скорее зомби из Resident Evil, чем аналоги из Alone In The Dark - все равно круто. Дом - как положено, в лучших традициях Юбера Шардо. Но, читатель! Я задам тебе вопрос. Alone In The Dark входит в число твоих самых незабываемых игровых прохождений? Если "да", то что в геймплее "Одиночки во тьме" было главное? Правильно, СТРАХ! Ни от одной более игры ТАКИЕ мурашки не ползли по спине. Но это был страх за твоего героя, а не за себя, и поэтому оторваться от игры было невозможно, несмотря на липкий холодный пот, заливающий глаза. Когда мы вместе с моим другом проходили первую часть игры, то заканчивали играть с рассветом и С НЕТЕРПЕНИЕМ ждали, пока снова стемнеет. Зачем? Чтобы было страшнее, а, следовательно, интереснее.
В Devil Inside сценарий говорит игроку о том, что это все понарошку. Это по телеку шоу идет в прямом эфире, вот и все! Убитые зомби тупо сгорают через пару секунд после падения в очередной раз мертвого тела на землю. Появляется противник также из сполоха огня. Такое ощущение, что это все специально целый месяц перед съемкой строилось, создавались хитроумные ловушки, устраивались полуволшебные засады, реставрировался дом, чтобы выглядеть как можно более похожим на стереотипный дом ужасов. А потом нас туда запустили. У любой компьютерной игры один уровень искусственности, если так можно выразиться. Достаточно человеку, играющему даже в самую жуткую игру, оторвать взгляд от монитора и посмотреть, скажем, в окошко, и все его напряжение проходит. Он либо вспомнил, что игра - это не реальность, либо никогда и не забывал об этом. В Devil Inside - целых два уровня искусственности: собственно стекло монитора и восторженные вопли телезрителей шоу после эффектно сделанного выстрела. Я не верю! И мне уже не страшно за Дэйва. А если не страшно, то геймплея уровня Alone In The Dark уже не будет. Я не буду разминать затекшие на клавиатуре пальцы, чтобы побыстрее продолжить игру, я просто запишусь и выключу машину до завтра.
Графически игра выглядит очень неплохо. Сложные реалистичные интерьеры дома компенсируют довольно угловатые фигурки героев и противников, анимация персонажей заслуживает похвалы, а если лучик лазерного прицела направить в зеркало, то получится 4 лучика - два по эту и два по ту сторону Зазеркалья. Не понравились маленькие "подбирабельные" предметы. И именно вследствие своей малости. Мелкий ключик величиной в пяток пикселей, лежащий в траве, можно не заметить с чистой совестью, даже несмотря на периодическое его поблескивание. Пока я нашел ключик, чтобы открыть входную дверь дома, я побывал в месте, где он лежал целых 3 раза.
Проблем с движком игры, к сожалению, еще больше. Сердобольные люди, объясните мне, дураку, как настраивать управление с клавиатуры? У кого-нибудь получилось? Или результат попытки перераспределить клавиши лечится только переустановкой игры? Ну, про выпадение полигонов неба и непрозрачный черный квадрат Малевича, который должен был стать пропеллером самолета, даже упоминать не будем - это мелочи. На лицензионном диске с игрой нет ни одного текстового файла, способного разъяснить положение вещей. В частности: почему-то имеющийся в кармане ДэйваДивы ключ иногда вставляется в открываемую дверь автоматически, а иногда его приходится использовать вручную, выбирая из инвентаря. Дело в том, что инвентарь активируется клавишей F4, но об этом нет ни одного упоминания. Эта кнопка отсутствуют также в таблице перераспределения клавиш. Издевательство получается, господа разработчики! Форменное издевательство над игроком! Я крутился на одном и том же месте, переубивав всех раз по двадцать, пока не начал в ярости давить на все клавиши подряд. Нажатие на F4 прояснило ситуацию: надо было, подойдя к воротам, выбрать уже имеющийся в инвентаре ключ и... вуаля! - ворота открывались. Да, чуть не забыл. Дэйва иногда крепко зацикливает на движении в какую-либо сторону. Настолько крепко, что в игре повисает клавиатура. Приходится перегружаться reset'ом, загружать недоигранное и продолжать отстрел агрессивно настроенных.
Озвучка, да и вообще звуковые эффекты, конечно, выше всяких похвал. Стук лопастей вертолета, скрипучая дверь, залихватско-фамильярные восклицания шоумена Николая Фоменко - придраться не к чему. Но это не вытягивает игру. "Дьявол-шоу" - не провал, но и не хит. Соскучившимся по атмосфере страха "резидентовым ивилникам" или "элоновым даркам" будет тепло и радостно в этом дружественном окружении гниющих трупов. Еще чуть-чуть, и пивком угостят. Ну а для молодых неокрепших душ начинающих ужасть-геймеров "Дьявол шоу" может стать первой вехой на пути к вершинам.
P.S. Если увидите в поле ничейный телевизор, знайте, что это не телевизор, а устройство для saving'а. Одноразовое!..