Вьетнам, как много в этом звуке... Не знаю, какие ассоциации возникают у вас при слове "Вьетнам", я сразу вижу вечер, джунгли, моросящий дождь и цепочку американских солдат, пробирающихся к себе на базу. При этом я прекрасно понимаю, что такое видение, даже можно сказать, виденье, бесконечно далеко от действительности, и порождено, в первую очередь, американским кинематографом. Не отстают от киношников и производители компьютерных игр. И это вполне понятно - тема вьетнамской войны дает простор для создания боевиков и first-person shooter'ов. С одной такой игрой я хочу вас познакомить.
Vietnam: Black Ops посвящена судьбе военнопленных. Дело происходит в 1969 году. Вы являетесь бойцом спецподразделения Black Ops, перед которым поставлена задача: найти и уничтожить генерала Фама, который скрывается в заброшенном храме глубоко в джунглях. К сожалению, на пути к месту высадки ваш вертолет сбили, и вы попали в плен. Возможно, на этом история и закончилось бы, но очень кстати случился авиационный налет, в результате которого стенка вашей камеры оказалась разрушенной...
Вполне естественно, что изначально оружие у вас отсутствует, и вы снимаете его с первого же попавшего трупа. Как вы думаете, что именно оказалось первым попавшимся оружием? Напомню, что действие происходит в 1969 году во вьетнамском лагере для военнопленных, а убитый является одним из охранников. Первое, что приходит в голову - автомат, но создатели игры решили по-другому. Первое оружие, которое попадает вам в руки - это нож. Но не огорчайтесь, через два шага (или две упавших бомбы, кому как удобно) вы раздобудете несколько АК-47. Да, да этот странный продолговатый предмет не что иное, как прославленный АК-47. С сожалением должен констатировать, что прорисовка оружия оставляет желать много лучшего. Конечно, АК-47, М-16, М-60, L.A.W., М-79 и М-14 визуально отличаются друг от друга, но не более того. Процесс перезарядки реализован чисто номинально - оружие на секунду пропадает из вида, потом появляется вновь.
Оптический прицел на М-14 напоминает часы производства старика Хоттабыча - цельный кусок металла, но, несмотря на это, очень удобен в использовании. Поясню почему. В отличие от большинства "стрелялок", во Vietnam огневые стычки происходят на таких дистанциях, когда противник угадывается по вспышкам выстрелов, и его силуэт полностью закрывается прицелом. В такой ситуации очень выручает использование оптики, жаль, что патронов мало. Кстати о патронах, как только заканчиваются патроны к какому-либо оружию, его нельзя даже выбрать, а так было бы удобно использовать оптический прицел в качестве бинокля для ознакомления с местностью.
В такой ситуации, когда не всегда видно врагов, очень легко попасть под обстрел. Несколько удачных попаданий, и вы мертвы, так и не поняв, кто и откуда в вас стрелял. В одной из перестрелок случился курьезный случай - застрелив последнего вьетнамца, я с удивлением обнаружил ноль на индикаторе здоровья. Насколько я понимаю, это означает коматозное состояние.
Другой курьез случился после убийства врага, находящегося на деревянном настиле. Бездыханное тело отбрасывало тень, видимую снизу сквозь настил. Создавалось впечатление, будто настил изготовлен либо из стекла, либо из бумаги. Но пули настил не пробивали. Кстати, упущение со стороны разработчиков "стрелялок" - почему нельзя прострелить тонкие стены из мощного оружия? В данном случае я не имею в виду разрушение объектов игры, но, как было бы удобно - подкравшись, расстрелять врага сквозь деревянную стену или пол.
Пройдя сквозь воду, огонь и медные трубы, причем не все из вышеперечисленного пришлось пройти в переносном смысле, герой выполняет свою миссию - убивает генерала Фама. За ним (естественно, за героем) прилетает вертолет. Но вьетнамцы устраивают засаду в месте эвакуации. Затрудняюсь назвать точное число врагов, но то, что их больше трех десятков, это точно. Так вот, ни один из этих тридцати не обращает ни малейшего внимания на висящий у них над головой вертолет. Каждый из них жаждет застрелить именно убийцу их дорогого генерала. Согласен, уничтожение вертолета фатально сказалось бы на финале игры, но полное игнорирование оного еще более пагубно влияет на восприятие самой игры. К тому же, это активизировало бы игрока на более активные действия по прорыву к вертолету.
Подводя итоги, хочу сказать, что Vietnam: Black Ops игра более чем заурядная. И по графике, и по дизайну уровней, и по играбельности. У нее есть и положительные качества, в первую очередь, это хорошо переданная атмосфера войны в джунглях (если не брать в расчет сами джунгли), когда враг может скрываться за любым деревом, и о его присутствии чаще всего узнаешь лишь после смерти. Так что совет разработчиков - "сохраняйтесь чаще" - будет очень кстати.