Красивее, сложнее, смешнее! Позвольте начать сразу с выводов. Слишком уж поразительным для меня оказался тот факт, что вышло продолжение, которое вполне способно затмить суперхитовый оригинал. На мой взгляд, игра не только ничего не потеряла, но и приобрела массу новых и интересных черт. Слабых сторон у нее практически не наблюдается (сложность прохождения - скорее плюс, чем минус). Короче говоря, если именно сейчас присуждать приз за "лучший Action года", то MDK2 занял бы в этом списке... нет, не первое, а все-таки второе место. Первое я все же отдам потрясающей по задумке и исполнению Evolva, даже рискуя вызвать волну всенародного гнева, поднятую поклонниками MDK.
Пришельцы не унимаются.
Итак, опять над нашей родимой планетой нависла угроза полного уничтожения, и отважная тройка спасателей старается помешать этому катаклизму. Kurt Hectic и искусственная шестиногая собака Мах вступают в схватку с очередной напастью, и, в конце концов, побеждают. Большой босс повержен и, казалось бы, самое время праздновать, но на мониторе космического корабля "Jim Dandy" опять появляется сигнал тревоги. Праздновать некогда - пустые бутылки из-под прохладительных напитков летят в сторону, а отважный Kurt снова спешит на помощь. На этот раз на Землю опять высадились огромные машины - minecrawler'ы, которые поглощают все полезные вещества на своем пути, оставляя после себя безжизненную и опустошенную землю. И невдомек было нашим героям, что на далекой планете один местный царек задумал все это ради собственного развлечения. Да, да, не ради мифического господства или порабощения нового мира, а просто так, шутки ради. Ему, видите ли, было скучно. Что ж, каждый развлекается, как может.
Немного о самих персонажах. Kurt Hectic - мелкий и, в общем-то, даже где-то очень незначительный человек, который является обыкновенным помощником (или, проще говоря, разнорабочим) крупного ученого - доктора Hawkins'a. Этот немного двинутый доктор построил свой собственный космический корабль, на котором и проводит все свои эксперименты. Дни здесь постепенно складываются в месяцы, те в года... В общем, время летит быстро и незаметно.
Самым значительным событием стало для доктора создание искусственного интеллекта, который он и поместил в собственноручно сконструированную шестиногую собаку (ног у нее, правда, всего две, зато рук - целых четыре). Так и живет беззаботно эта троица вдали от людей, пока... пока не наступит время действовать, причем очень быстро и решительно.
Новое - это хорошо забытое старое?
Я так думаю, что никто из вас не успел позабыть первый MDK и до сих пор вспоминает его с особой теплотой и обожанием. По крайней мере, за себя я могу ручаться - однозначно. Но на всякий случай скажу для тех, кто волей случая был лишен такой радости, что вас ждет классический action c видом от третьего лица (вид из-за спины, сверху), умопомрачительные по красоте уровни, смертельные и в то же время забавные монстры; при этом вы в совершенстве должны владеть умением постоянно strafe'иться из стороны в сторону, при этом нещадно поливая противников огнем крупнокалиберной артиллерии, закидывая их гранатами и прочими спецсредствами.
Управление немного изменилось со времен классики, и теперь вы можете управлять, как в любом последнем Action'e, то есть бегать стрелочками, а вертеть головой по сторонам - мышкой. Кстати говоря, здесь есть куда вертеть и на что посмотреть. Некоторые пещеры, залы, комнаты - просто поражают, причем не только своей красотой и отделкой (водопады, стеклянные стены, хитроумные серпантины лестниц и подъемов, красочные колонны, высоченные потолки, мигающие электрические лифты, сложные работающие устройства и механизмы, просто оригинальные штуковины из разряда - "не-пойми-чего-такое"), но и размерами. Иногда вы даже не сможете разглядеть, что же там в самом верху находится. И не по причине того, что там все в тумане или движок кривой, а просто высота на самом деле очень большая. Я даже как-то подсчитал, и получилось, что у одной башни была высота где-то в 15 этажей. Да, Unreal'у такое даже в самом радужном сне не приснится. Причем, как и раньше, вы можете спокойно все это рассмотреть через прицел снайперской винтовки. Правда, для этого вы должны играть Kurt'ом - у других персонажей аналогов нет.
Можно еще добавить, что разрешение поддерживается самое разнообразное: от 320х200 до 1280х1024 с 32-битным цветом и это при вполне божеских системных требованиях. Еще одна добрая черта, унаследованная от предшественника - первый MDK весьма резво бегал даже на слабых машинах, при том, что ускорителей в то время и в помине еще не было, зато графика уже тогда была на порядок круче, чем у всех прочих игрушек вместе взятых.
Отважная троица на страже справедливости.
В игре вас ожидает целых 10 уровней. Именно так - не "всего лишь 10", а "целых 10". А на тех, кто сейчас скажет "мало", я бы хотел посмотреть, когда они доберутся до последнего летающего босса во дворце на 10-м уровне. Между прочим, в первом MDK, если мне не изменяет память, уровней было всего 6 - традиция, однако.
Теперь о персонажах. В этой игре вам дали возможность управлять всеми тремя нашими героями: Куртом, Доктором и Максом. Правда, я здесь сразу же оговорюсь - это не ваш выбор, а просто так положено по сценарию: уровни чередуются следующим образом - Курт, Макс, Доктор (повторить три раза), а вот финальный уровень уже можно проходить любым героем. От этого даже концовка меняется, правда, незначительно, зато уничтожать мерзкого ухохатывающегося монстра можно и нужно будет разными способами.
Начнем, пожалуй, с Курта - он, вроде как, роднее всех остальных будет. Итак, с ним у вас проблем возникнуть не должно, поскольку здесь все осталось по-старому. Да, придется (и порой довольно долго) искать многочисленные выключатели и замки, много прыгать по платформам, парить на своем парашюте над потоком от вентиляторов или паровых труб, выносить полчища не самых легких монстров и все такое прочее, но кого это пугает? Единственное, что несколько усложнилось (особенно под конец), так это необходимость стрелять в снайперском режиме по двигающимся мишеням: подчас очень быстро прыгающим или резво перекатывающимся шарам. И если раньше приходилось только подстреливать цели на больших дирижаблях или, к примеру, у монстров, то теперь появились и более труднодоступные мишени.
В остальном здесь все более-менее ясно, но парочка приятных нюансов вас ожидает... в свое время.
Шестиногая собака Макс - вот уж действительно убойный песик. В каждую "руку" (или лапу, если хотите) этому "терминатору" можно дать по пушке. Причем их можно менять по своему усмотрению. Оружия обычно на уровнях валяется немеренно, поэтому особенно экономить не советую - лучше сразу ставьте четыре автомата "узи" (или же четыре шестиствольных пулемета) на все четыре лапы и вперед. Кроме этого собачка может пользоваться пистолетом, дробовиком, лучевым пистолетом, ракетницей.
Кстати, если вы подумали, что прохождение за Макса самое легкое в этой игре, то вы правы лишь отчасти - поясню почему. Да, собака обладает самой убойной мощью, которая здесь только может быть, да и здоровья у нее больше всех - 200 (у Курта - 100, а у доктора вообще - 60), но разработчики решили немного усложнить задачу и добавили сюда реактивный ранец. Всего в игре будет два вида этих летательных аппаратов: первый надо подзаряжать от большой стеклянной колбы с шаром наверху, а второй заряжается самостоятельно. Так вот, все бы ничего, только с этими "полетами" здесь еще немного пофантазировали, отчего прохождение, на мой взгляд, усложнилось многократно. Например, вам придется лететь (постоянно жать на газ и постоянно его же отпускать) за плавающей колбой некоторое время по всему залу. Сразу скажу - техника полетов для выполнения подобных "трюков" должна быть очень приличной. Ну, а потом, на последующих уровнях, вообще подниматься на башню, перелетая с уступа на уступ, с платформы на платформу, при этом несколько минут находится в состоянии полета, лишь на долю секунды (я не преуменьшаю - это действительно так) касаясь их.
Так что - по части сложности второй MDK, по моим впечатлениям, многократно превзошел своего прародителя. Здесь вообще есть много таких мест, где все рассчитано буквально до метра, до секунды (есть и задания на время), да и некоторых специальных прибамбасов тоже дается в обрез. Например, я много раз пытался покончить с одним боссом, летающим мозгом, при помощи Плутония (использовав его, профессор на время превращается в "буйвола" с рогами и вырастает в размерах раза в три), и у меня почему-то очень долго ничего не получалось. Хорошо хоть сохраняться теперь можно в любом месте (это новшество, кстати говоря, я нашел очень даже нелишним), а не в конце очередного уровня, как это было раньше. Так вот - когда я, наконец-таки, на последних секундах действия препарата, разбил его защитный щит, то пришел к выводу, что двух емкостей с Плутонием (больше на этом уровне я так и не нашел) мне хватило едва-едва. В общем, что касается всяческих трудновыполнимых упражнений, трюков и прочих сногсшибательных выкрутасов, то вы их здесь насобираете цельный мешок, если, конечно, они вас не испугают.
Ну, что это я отвлекся собственно от самих персонажей. Третьим персонажем, которым вам доведется здесь порулить, будет профессор. Авторы преднамеренно "разгрузили" прохождение двух предыдущих персонажей, сделав там упор на стрельбу и акробатику, взвалив решение головоломок на хрупкие плечи нашего доктора. И головоломки здесь, надо сказать, душевные: вам придется пользоваться массой предметов и комбинировать их между собой, используя правую и левую руки (например, грязное полотенце + бутылка = "коктейль Молотова"), останавливать бомбы, решать задачки по использованию хитроумных механизмов, нажимать многочисленные кнопочки в нужном порядке.
Кстати о кнопочках и бомбах. Разработчикам и здесь решили усложнить вам жизнь, так что теперь некоторые бомбы нужно будет разминировать каждый раз по-разному. То есть, если вам не удалось сделать это в первый раз, то во второй нужно будет нажимать уже на совсем другие кнопочки. Есть и еще несколько похожих заморочек. Например, в одной вам на долю секунды покажут правильное расположение кнопок, а потом надо будет все это повторить. Во второй раз расположение переключателей будет уже совершенно иным. Нет, я, конечно же, понимаю, что все это делалось только для придания игре дополнительной напряженности, что ли - но не до такой же степени.
Использование предметов далеко не всегда выглядит логичным, хотя позже это уже выглядит весьма забавным. Если о том, что дыру можно заклеить лентой, догадаться проще простого, то привязать магниты лентой к ногам, чтобы вас не утащило в космос, или, скажем, надеть на голову аквариум, чтобы при этом еще не задохнуться в вакууме - уже гораздо сложнее. Еще могу добавить, что доктор умеет пользоваться приставной лестницей, которую надо будет ставить только в строго отведенных местах.
Может наш доктор пользоваться и оружием, правда, выглядит оно у него неубедительно: тостер, хлеб, батоны, булочки. Только вы не подумайте, что это всего лишь какие-то безобидные изделия из теста, ничего подобного. В руках нашего доктора они превращаются в реактивные снаряды, самонаводящиеся ракеты и даже небольшие бомбы - поэтому и не мечтайте о том, что на уровнях с доктором вам придется только решать головоломки и больше ничего. Да, они здесь являются ключевыми задачами, но борьбу с вездесущими монстрами никто не отменял. Кстати, одного из них мне однажды пришлось "мочить в сортире", так что мода на это дело распространилась и на игры.
Портить воздух тоже надо умеючи.
Помните, какими комичными были монстры из первого MDK, как они уморительно строили рожи и вертели перед вами своим задом? А как картинно падали? Как забавно носили здоровенные ракеты, в несколько раз больше себя, весело размахивали руками, словно смеясь над вашими ошибками. В общем, второй МДК по этой части стал еще смешнее и забавнее. Монстры и здесь ехидно ухмыляются и размахивают руками, как бы говоря - "эй, разиня, вот он я!", они так же вертят своим задом, и даже смеются и аплодируют. В одном месте мне пришлось перепрыгивать по летающим платформам, а рядом летал корабль с кучкой пришельцев. Так они радостно вскакивали со своих мест и восторженно гоготали после каждого моего удачного прыжка. А как вам группа монстров, которые задорно танцуют "Макарену" и грациозно подпрыгивают под всеобщее "А-ааах" при смене позиции? А вот, к примеру, вы когда-нибудь целующиеся овощи видели? А здесь они есть. Одна из рас пришельцев напоминает здоровенные такие початки с малюсенькими ручками и ножками. А как эти початки еще и регулярно воздух портят, вообще словами не передать. Причем делают они это по всякому поводу или вообще без такового.
Но это еще что... Чего стоят ролики, в которых персонажи общаются между собой или с пришельцами. Нет, это просто так словами не передать, это надо видеть. Но все же рискну: например, забавно смотрится Курт в майке и семейных трусах, медленно семенящий за колонну, дабы там переодеться. Или тот же Курт, который начинает закашливаться от сигары, которую он на время взял у Макса (тот вообще никогда свою сигару изо рта не вынимает), или как Доктор сюсюкается со своей собачкой, мгновенно становясь серьезным, поняв, что его и другие слушают.
Так что по части юмора MDK2, пожалуй, переплюнул своего предшественника, хотя это, конечно, уже на вкус и цвет.
Летающие мозги, толстые "викинги", шары-убийцы и прочая дребедень.
Монстрятник весьма сообразителен. Они постоянно перепрыгивают с места на место, уходя от ваших атак, и даже прячутся. У меня даже был один затяжной бой с кучкой местных космонавтов. Космонавтами я их назвал потому, что у них на голове большой зеленый шлем одет, и убить их, кстати, можно, только если в этот самый шлем попасть из снайперской винтовки. В общем, дело было так: я находился на возвышении, а они все прятались в нише подо мной, причем, как бы я ни старался их "достать" сверху, все время уходили в такое место, в которое я никак не мог попасть из своего ружья. А спуститься вниз и расстрелять их я тоже не мог - в то время пока бы я целился в одного (в снайперском режиме) остальные меня преспокойно и замочили бы. В общем, продолжалась эта игра в "кошки-мышки" довольно долго. Но мне это все равно понравилось - куда как интереснее, нежели мочить стада тупо несущихся на тебя дебильных монстров.
В общем, все, что касается поведения оппонентов, мне пришлось очень даже по душе. Причем видов монстров здесь не так уж много - штук 6 основных и несколько редко появляющихся, ну и, конечно же, боссы, битва с каждым из которых стоит целого полчища всех прочих и заставит вас как следует поволноваться.
***
Итог очевиден. Если вы еще не знакомы с этой игрой, то очень советую вам восполнить этот пробел, а заодно и весьма неплохо провести время. Игра проходится на одном дыхании. По крайней мере, я как начал играть, так и не вылез из-за монитора (пришлось, к сожалению, отвлекаться на еду и сон, но это уже мелочи), пока по экрану не поползли последние титры с разработчиками. В общем, несмотря на тенденцию к увеличению общего количества качественных игр, разработчики редко радуют шедеврами такого порядка.