"Машина времени" - это новое компьютерное приключение от небезызвестной компании Cryo Interactive. Как всегда, вас здесь ждут новые, неизведанные миры, на этот раз со своей собственной философией и системой мироздания, новые загадки и головоломки и, конечно же, новые сражения и победы. Пожалуй, ни одна из последних игр этой компании не оказалась обойденной вниманием игровой общественности. "Атлантида 2", "Фауст", "Ацтеки"... И список примеров можно еще продолжать...
Итак, на этот раз вам придется бороться со временем, вернее, с временными парадоксами, причиной которых... вы сами и явились. А начиналось все это так. Вы, Джордж Уэлс, ученый и изобретатель, который живет в Англии (вернее, когда-то жил). В тот злополучный день, 1 января 1893 года, Джордж решился, наконец-то, испытать машину времени собственного производства. И вот, перед самым запуском, так сказать, из ниоткуда появилась раковина наутилуса (это, между прочим, не только корабль капитана Немо, но и водоплавающий моллюск, если кто не в курсе). Вместе с ним пришло и какое-то странное послание типа того, что "этот наутилус поможет путешественнику во времени...". Недолго думая, Джордж прихватил раковину с собой и запустил свою адскую машину. Эх, если бы он только знал, чем все это обернется... Короче говоря, как обычно все пошло наперекосяк (почему-то именно всегда так и происходит, к чему бы это...), машину заклинило, и она взорвалась. Но сначала все-таки успела перебросить ученого аж на 800 000 лет вперед.
Огляделся путешественник во времени и понял, что он попал совершенно в иной мир. Земля (если это, конечно, была она) настолько изменилась, что все, с чем он имел дело до этого, теперь уже не имело никакого значения. Ему захотелось срочно вернуться назад, но оказалось, что сделать это куда сложнее, чем просто захотеть...
В том времени, куда забросило горе-путешественника, всем правил великий Хронос. Это было божество, которому все подчинялись и поклонялись. Даже детей - здесь их звали Эффрахидами - создавал тоже он. В общем, мастер на все руки. В результате у шныряющих по городу подростков не было ни матери, ни отца, ни прочих родственников. Кстати, со временем здесь тоже постоянно происходило что-то странное. Время от времени по этому миру прокатывались разрушительные волны (дыхание Хроноса), которые вносили дисгармонию в жизнь обитателей этого мира. Песок (из которого, согласно местной религии, и состоят теперь все люди) перестает вибрировать в такт с ритмом времени, и человек исчезает. Правда, исчезает он не навсегда (люди здесь вообще бессмертны), а лишь на время, до прихода новой волны. Порой случались и другие странные превращения - например, после очередной волны человек мог превратиться в мальчика (эффрахида) или седовласого старика (виссахида), и при этом потерять все свои воспоминания.
Для удержания мир хоть в каком-то подобии порядка и обеспечения надлежащего управления существуют жрецы (хрономанты) и стражники. У них память не отнимается, да и волны на них практически не действуют. Первые живут в монастыре в пустыне, а вторые охраняют различные помещения и здания в городе. Кстати, здесь всего-то и есть - так это только эти два обитаемых места: Шекандарский монастырь (шекандарами называются верховные жрецы, которые служат Хроносу) и Город Песочных Часов.
Первым делом я отправился именно в этот монастырь, после некоторого исследования города, и узнал много интересного про сам мир. Его строение, как ни странно, очень напоминает древние представления о нашем мире (помните китов, черепаху, слонов?), правда, здесь все намного проще. В этом мире есть всего одна пустыня, которую со всех сторон окружает вселенский океан. Помимо Города Песочных Часов и Шекандарского монастыря в этой пустыне есть море - море вечности, посреди которого и находится святилище Хроноса, дорогу к которому преграждают неприступные скалы. Ходят слухи, что существует некий Перевал Падающих Камней, пройдя через который можно добраться до Хроноса, вот только никто оттуда пока не вернулся, следовательно, слухи непроверенные.
Поговорив в монастыре с главным Шекандаром (тетрадон Логор-шаром) я понял, что именно во мне есть что-то зловещее и темное, что может угрожать самому существованию этого мира. Поэтому-то и пришлось быстренько уносить оттуда ноги, иначе бы меня там дегармонизировали в два счета. Возможно, на мои вопросы теперь сможет ответить Вел-Субек, который проводит какие-то эксперименты со временем, что само по себе является настоящим богохульством. Только ему все это сходит с рук, потому что он руководит хранилищем памяти времени. Короче говоря, до встречи с самим Хроносом (почему-то мне думается, что это именно я и есть) предстоит еще разрешить множество загадок и раскрыть массу всевозможных секретов.
Как вы, наверное, уже поняли - сюжет в этой игре довольно навороченный и основательный. И именно он является тем стержнем, на который создатели постепенно нанизывают свои повествования, словно бусинки, постепенно увлекая вас все дальше и дальше вглубь созданного ими мира. Надо сказать, что мир этот действительно весьма и весьма оригинален. Он, я бы даже сказал, обладает какой-то собственной харизмой, своей особой привлекательностью. Чем-то происходящее напомнило Outcast: жители ходят по своим делам, со стражниками приходится то и дело ввязываться в драку, повсюду суетятся торговцы и представители духовной власти. В общем, чувствуется, что этот мир живет и дышит своей, самостоятельной жизнью. С каждым персонажем вы можете поговорить, правда, общаться с вами долго и обстоятельно будут лишь единицы, остальные же отделаются оговорками про свою страшную спешку и постоянную занятость.
Волны времени сначала превратят вас из нормального человека в ребенка и все окружающие тоже начнут с вами разговаривать, как с ребенком. После второй волны я превратился уже в дремучего старца, и на этот раз все держались гораздо учтивее (старцев здесь уважают). Даже не знаю, что меня ожидает после прихода третьей волны...
Как вы уже, наверное, догадались, не только с помощью разговоров вы сможете получать ответы на свои вопросы и выходить из разных ситуаций. Иной раз (даже чаще, чем вы думаете) вам придется воевать и физически уничтожать противников. В качестве оружия у вас есть местный "пистолет" (только получите вы его далеко не сразу) и разнообразные магические заклинания.
Систему заклинаний придется осваивать основательно. Начнем с того, что по этому миру разбросаны хрономантические сферы, в которых обитают лемуры (к тому, что мы понимаем под этим словом, они отношения не имеют). Выглядят эти сферы снаружи, как большие металлические котлы, а изнутри, как огромные скалистые пещеры (лемуры любят баловаться с пространством). Да, один лемур мне сказал, что они в этих хроносферах находятся не по своей воле и что "с ними не посоветовались", когда их туда запихивали. А посему они очень хотят вырваться и отомстить обидчикам. Кстати, один раз именно это мне и помогло спастись - я выпустил лемура на свободу и, пока он разбирался с внезапно разошедшимися Шекандарами, дал деру.
Так вот, лемуры обычно живут в пустынях и могут быть очень агрессивными и опасными. Правда, если вы встретите их в хроносфере, то опасаться не стоит. По крайней мере, там они меня еще не доставали. Оказавшись в этой сфере, вы можете научиться новым заклинаниям - дотронувшись до магических кристаллов, можно попытаться и выменять заклинания у лемура на песочные часы, которые, кстати говоря, можно использовать для пополнения Джад-гарела и песка. Здесь же можно и попрактиковаться и проверить на практике вновь полученные знания, лемуры вам будут в этом только помогать. Причем расходоваться ваш песок (или проще - жизненная энергия) и Джад-гарел не будут. Ах, да... вы же еще не знаете, что такое Джад-гарел.
В общем, Джад-гарел - это такая местная энергия (или воля, если хотите), которую используют жрецы, чтобы кастить свои заклинания. Чтобы всем было уж совсем просто - назовем это дело "маной", и дело с концом. Да, еще один момент - когда вы будете сохраняться, то каждый раз будете тратить часть этой "маны". Поэтому если вы совсем уж не хотите остаться без заклинаний и возможности сохраниться в удобный для себя момент - не разбазаривайте сей вид энергии понапрасну.
Всего заклинаний здесь порядка двух десятков, разумеется, те, что помощнее, "съедают" ее побольше, другие наоборот. Большинство из заклинаний здесь могут сослужить вам хорошую службу. С помощью них можно уничтожать противников; пробираться незамеченными в новые области, включив невидимость; останавливать персонажей, используя заклинание "стоп-время"; нейтрализовать действие магии противника и много чего еще. Причем зачастую именно использование конкретного заклинания и поможет вам решить очередную головоломку или воспользоваться квестовым предметом.
Кстати о головоломках. Сюжет в этой игре линейный, правда, в некоторых местах можно действовать различными путями: в одном случае можно, например, убить стражника, в другом оставить в живых. Если же он при этом успеет поднять тревогу, то за вами все начнут бегать, доставая в самых укромных уголках, если же не успеет - значит повезло.
Как в любом добропорядочном квесте, вам здесь придется разыскивать множество предметов (склянки, пескоскребов, гаечные ключи, овощи, песочные часы, артефакты...), относить их нужным людям, получать что-то взамен и так далее. К тому же, здесь присутствует и немалое количество всевозможных систем и механизмов (с вентилями, рычагами, платформами...), большинство из которых еще только предстоит починить. С ловушками и лабиринтами тоже все в порядке - иной раз передвигать ящики вы будете ничуть не хуже, чем Лара Крофт свои блоки.
А вот об одной нехорошей головоломке я хочу рассказать немного поподробнее - речь идет о "паутине" из подвесных мостков, которая ведет в Шекандарский монастырь. Дело-то все в том, что там просто огромное число телепортеров, которые переносят вас все время в разные места, поэтому подогнать все это дело под какую-либо системность или попытаться вычислить закономерность - дохлый номер. Я, например, битый час пытался понять, как же эта хреновина устроена и уже начинал понемногу терять терпение, потому что понять их принцип работы так и не смог. К счастью, в один прекрасный момент я перебрался к входу в храм, но так и не понял, как же это произошло. Потом, сколько я не пытался, но повторить этот путь так и не смог. И я так подозреваю, что это далеко не самое серьезное из того, с чем вам придется впоследствии здесь столкнуться.
Графически же "Машина времени" выглядит весьма живописно. Вы управляете полигональным персонажем (все прочие жители - тоже полигональные), и перемещаетесь от локации к локации. При этом создается ощущение трехмерности, поскольку локации здесь некоторым образом перемещаются (постепенно меняется их вид) во время вашего передвижения. Конечно, созданному миру далеко до истинной трехмерности, но и это выглядит занятнее, чем во второй "Атлантиде" (там можно было, стоя на месте, головой вертеть по сторонам). Я даже смею думать, что это новое слово в жанре Adventure, поскольку те графические движки, которые были в "Амерзоне", "Вратах предателей" и той "Атлантиде" не могут полностью передать порой так необходимые ощущения трехмерности. А здесь же все это получилось довольно неплохо. Поэтому плутать между локациями и вспоминать, где же именно и, что важнее, куда вы повернули на последнем перекрестке - уже не придется.
Чтобы окружающая вас обстановка не казалось скучной и безжизненной, авторы населили этот мир множеством суетящихся людей, животными, плюс добавили активные зоны в виде фонтанчиков, паровых труб... Особо эффектно смотрятся, конечно же, заклинания: светящиеся сферы переливаются всеми цветами радуги, оружие стреляет зеленоватыми лучами, которые вдобавок еще и способны сами за вами гоняться (по типу самонаводящихся ракет). Ну, а когда вы кого-то дегармонизируете - происходит очень яркая, даже где-то ослепительная вспышка. В общем, если вы хотите узнать, на что здесь похожи всевозможные эффекты, то просто попытайтесь найти стражника, жреца или какого-нибудь боевого робота и затеять с ними свару - сразу же ощутите все прелести этих "разноцветных сияний" на собственной шкуре.
Музыкальные зарисовки выполнены французской группой ONB. Ничего конкретного сказать про эту группу не могу, так как абсолютно не знаком с ее творчеством, но музыка к этой игре сделана действительно очень и очень даже неплохо.
Пару слов о переводе - официальной локализацией этой игры занимались 1C/Nival. Персонажи озвучены по голосам, тексты переведены литературно - в общем, претензий практически нет.
Ну, и в заключение хочу еще раз отметить, что если вы действительно являетесь поклонником странных и запутанных приключений с уникальным сюжетом, оригинальной графикой и интересным геймплеем, то "Машина времени" вам просто обязана понравиться. Более того, она вас может увлечь и погрузить в себя, да так, что вы еще очень нескоро оттуда выплывите. Конечно, некоторым она может показаться чересчур запутанной, но только не настоящим любителям залихватских приключений, которые в этом жанре уже собаку съели, котом закусили и мышью подкрепились.