О, Крым, Крым, Крым, что это такое?
Это полуостров такой,
голубая волна, голубая мечта,
полюбит тебя и погубит тебя
любого, и снова ты над домом,
над дымом, над Крымом подымешься вверх
и вверху облака обласкают тебя.
О, если бы так!
М. Щербаков
Машина очень послушная...
В. Путин Любители авиасимуляторов, конечно же, могут удивиться: с чего это вдруг мы решили только теперь написать о второй версии Su-27 Flanker, если она вышла еще в прошлом году? С тех пор на Су-27 у нас уже успели полетать все, кому не лень, включая президента Путина. Но дело в том, что теперь компания "Бука" выпустила официальный русский релиз игры - вот о нем-то и пойдет речь.
Сразу хочу отметить, что для официального релиза можно было постараться и получше. Качество перевода напоминает далеко не лучшую пиратскую копию. К голосовому сопровождению обучающих миссий и менюшкам, впрочем, особых претензий нет, а вот тексты полетных заданий переведены весьма коряво - такое впечатление, что это делалось какой-нибудь программой автоматического перевода. И более того - тексты миссий кампании (кроме первой), а также некоторые надписи на экранах внешних видов, не переведены вообще.
Ну а теперь для тех, кто не успел еще наиграться в английскую версию, поговорим о самой игре.
Сильной стороной предыдущей версии "Фланкера" (1.5) был высокий реализм физической модели и бортовых систем; для многочисленных поклонников этого было достаточно, чтобы закрыть глаза на слабые стороны. А слабые стороны, меж тем, тоже были, так сказать, неслабые - совершенно отстойная для современного (даже и двухгодичной давности) уровня графика, более напоминающая симуляторы EGAшных еще времен, и полное отсутствие межмиссионного интерфейса, когда играть предлагалось, запуская миссии прямо из редактора. Спешу обрадовать общественность - с темным наследием проклятого прошлого в общем и целом покончено. По обоим пунктам.
Правда, не то чтобы совсем без "но". Интерфейс теперь вполне пристойный и симпатичный, даже с короткими мультиками на кнопках обучающих миссий, но мышь в нем почему-то работает безобразно. То есть еле ползает. Причем чем выше разрешение - тем хуже. Пару раз у меня мышь вообще подвисала при загрузке игры. Ну и, кроме того, наблюдаются глюки со служебными окошками, которые открываются между миссиями (запросы подтверждений о переходе на следующую миссию, результаты и т.п.). Ненароком может открыться лишнее, и управление останется в нем - закрыть его не получится, придется перезапускать игру.
Графика теперь весьма достойная. Это касается и самолетов (особенно наших "сушек"), и наземной техники, и зданий (в игре имеются не только поселки, но и полноценные, а не нарисованные на плоскости, города!), и рельефа. Корабли, правда, производят неоднозначное впечатление - если наш авианосец прорисован в подробностях, то танкеры выглядят слишком уж игрушечными, вызывая в памяти прошлую версию. К рельефу только одна серьезная претензия - реки таки угловаты. Но в целом с высоты местность смотрится замечательно, практически неотличимо от реальных кадров. Облака превосходны. Разрушения, правда, достаточно убоги, реализованы по старому недоброму принципу двух стандартных фаз - целый и разрушенный (или даже без второй фазы, а просто на целом объекте рисуется огонь и дым). Тени отбрасываются с учетом положения солнца - но, как и прежде, не от всех объектов. Вода в море неподвижная (хотя и не гладкая), но корабли при движении оставляют динамический след.
Главную проблему с графикой составляет изрядная тормознутость и неоптимизированность движка. Хотя в минимальных требованиях указана 4-меговая видеокарта, без, как минимум, 8, а лучше 16 мегов видео за игру лучше не садиться, не спасет даже мощный процессор. Притом не то чтобы наблюдалось торможение по жизни - на низких высотах все вполне плавно, а вот на больших... Тут-то и вступает в дело неоптимизированность движка. Во всяком случае, ничем иным, кроме как попытками рисовать то, чего с такого расстояния все равно не видно, я такие тормоза объяснить не могу. Кроме того, однажды у меня игра повисла при заходе на посадку.
Сюжет игры прежний - война между Россией и Украиной за Крым. Теперь, наконец, появилась полноценная кампания - правда, всего из семи миссий, зато с закосом под нелинейность. Т.е. движок позволяет сделать именно что полностью нелинейную (хотя и с фиксированным набором миссий) кампанию, но в той реализации, что нам предлагается по умолчанию, ветви - тупиковые, т.е. провал любой миссии ведет к вашему проигрышу. Зато разновидностей проигрыша много, в зависимости от того, на каком этапе и как вы завалились; меня повеселила целая куча вариантов вашей гибели - от скромных похорон до чествования вас, как национального героя, с объявлением всероссийского траура и называнием города в вашу честь. Все это, однако, жестко фиксировано: начиная игру, вы не вводите собственного имени, не получаете "случайных", т.е. не прописанных в сценарии, наград и повышений.
В кампании все дружно - Россия, США и Турция - гасят бедную Украину, так что неудивительно, что та дольше семи миссий протянуть не может. Надо сказать, нынешняя политическая ситуация наводит на мысль, что в случае конфликта между Россией и Украиной симпатии НАТО скорее оказались бы на стороне последней (хотя в любом случае не такие они там на Западе идиоты, чтобы впутываться в полноценный военный конфликт здесь - тем паче что, по сценарию, они уже имеют таковой с Китаем). Но, как видно, в компании Eagle Dynamix решили, что в России рынок игры больше, чем в Украине. Впрочем, в режиме отдельных миссий расклад сил уже варьируется, здесь даже и союзники по НАТО - США и Турция - могут оказаться по разные стороны баррикад.
Естественно, наличествует и редактор миссий, в котором вы можете наклепать каких угодно раскладов, заданий, объектов, погодных условий, боекомплектов, уровней сложности и даже отказов бортовой техники. Условия миссий можно закрыть паролем от изменений, а можно оставить модифицируемыми.
Ну и на закуску о самом главном в симуляторах - о физической модели. В общем и целом, она, как и была, на высоте. Правда, обещанного усложнения я не заметил - напротив, мне показалось, что она стала несколько проще. Или это просто опыт сказывается? Да нет, опыт опытом, но самолет явно стал устойчивее и послушнее в воздухе - в версии 1.5 такие рискованные виражи кончались срывом потока. Практически не заметил я и вибрации. Совершенно незаметно происходит попадание ракеты в ваш самолет - если он при этом не гибнет. А ведь, по идее, тряхнуть должно серьезно. Но это так, мелкие придирки. Зато, благодаря наличию в игре не только Су-27, но и палубной модификации Су-33, к нашим услугам такое незабываемое удовольствие, как посадка на авианосец. Взлет с него, кстати, тоже не вполне тривиален - в отличие от западных авианосцев, наш "Адмирал Кузнецов" не оснащен стартовыми паровыми катапультами, их заменяет простой трамплин. На момент отрыва скорость самолета еще недостаточна, и он начинает падать. Однако прежде, чем успеет плюхнуться в воду, успевает разогнаться до нужной скорости (не забудьте сразу убрать шасси). Вообще говоря, садиться, в том числе и на авианосец, можно и на автопилоте (если он не выведен из строя). Но вы, конечно, не сможете себя уважать, если не освоите ручную посадку. По сравнению с F-18 от Jane's посадка, пожалуй, чуть посложнее в плане требовательности к аккуратности касания, но при этом - минус реализму - авианосец не покачивается на волнах. Еще один минус - не отображается зацепление крюка за тормозной трос (хотя выпускать крюк, конечно же, надо).
Режимы управления бортовым вооружением по-прежнему предельно реалистичны, что создает определенные трудности с поиском целей, но тут уж, что называется, почувствуй себя настоящим летчиком. Надо сказать, наличие грамотных обучающих миссий с голосовыми комментариями инструктора весьма помогает в этом плане. Зато уж если цель найдена, захват и пуск ракеты осуществляются без проблем - версия 1.5 заметно глючила в этом плане.
Что достаточно убого, так это взаимодействие со своими. Отдавать команды можно только одному ведомому, набор этих команд крайне скуден (типа "фас", "к ноге", "рядом", "домой" - ну вы меня поняли; единственная нетривиальная - "увеличить дистанцию"), при этом они еще и неудобно навешены на клавиши, а не вызываются из меню.
По-прежнему сохраняется уникальная для симуляторов возможность записываться в середине миссии. Однако будьте осторожны, записываясь в кампании - если вы погибнете и не переиграете миссию сразу, а захотите выйти в другой режим, игра без спроса запишет ваш прискорбный результат в вашу последнюю запись.
В общем и целом - игра безусловно заслуживает внимание любителей реалистичных симуляторов современной авиации, особенно если железо позволяет. И можно не сомневаться, что фанаты напишут немало собственных миссий и нелинейных кампаний.