Полеты во сне и наяву... Причем наяву явно красивее... Полтора года назад широко известная компания Microsoft выпустила игру с названием Motocross Madness. Надо сказать, что от всех прочих мотоциклетных симуляторов ее отличало отличное качество графики, прекрасно проработанная физическая модель, возможности совершать головокружительные фигуры и многочисленные трюки в воздухе, ну и вообще все остальное - так, по мелочи. Короче говоря, игра была неординарной и сильно выделялась (в лучшую сторону) на фоне всех прочих спортивных симуляторов, так что своих поклонников по всему миру нашла очень и очень быстро. И я в свое время с особым энтузиазмом переболел этим пристрастием. Что ж, настало время для новых свершений...
Мои первые впечатления от увиденного были только восторженными и в высшей степени положительными. К счастью, разработчики из Rainbow Studios в игрушке ничего не испортили (к сожалению, зачастую и такое случается), а только добавили массу всего нового и интересного. Так, они "всего лишь" в несколько раз умощнили графический движок (теперь каждая карта - это несколько квадратных миль с деревьями, кустами, массой построек и транспортом), да придумали несколько новых фигур "высшего пилотажа" в воздухе.
В общем, игрушка абсолютно заслуженно может носить свою двойку в названии, потому как здесь произошли действительно глобальные изменения, о коих я даже и не предполагал. Думал, как обычно, добавят новые трассы, может даже парочку режимов заездов, отшлифуют старый графический движок, уберут баги и все... Но на самом деле разработчики так оживили (в буквальном смысле - позже поймете почему) свою игру, что из обычного мотокросса игра превратилась во что-то, что можно охарактеризовать таким странным словосочетанием, как "мотокросс-adventure".
Для любителей же поколдовать над своим железным другом здесь предусмотрена масса всевозможных вариантов регулировки. Так, например, в гараже вы сможете самостоятельно отрегулировать жесткость подвесок по своему усмотрению. Помимо того, многочисленные настройки позволяют выбирать: количество соперников и их уровень, класс мотоцикла (с возможностью предварительного просмотра трехмерных моделей - здесь особенно мелочиться не стали и включили в игру только лицензированные мотоциклы от самых известных фирм-производителей: Vector, Honda, KTM, Kazuyuki... причем у некоторых можно выбирать даже модель двигателя - от 125 до 600 кубиков), модель игрока, да и, собственно, саму трассу. Здесь надо отметить, что создатели не стали создавать огромное количество трасс, а просто на каждой карте, отрисованной заранее, проложили несколько различных маршрутов. И в результате получилось то, что нужно. То есть, вы с каждым новым разом будете осваивать практически абсолютно новую трассу на уже знакомой территории.
Варианты заездов здесь, впрочем, как и практически во всех прочих режимах, следующие: практика, одиночный заезд и турнир. Особенным здесь является гонка с призраком (ghost race). Сначала вы проезжаете первый круг в одиночку, а потом преследуете собственное отражение, наблюдая за тем, как вы проходили эту трассу в прошлый раз, и где совершили ошибки. Призрак будет ездить по вашему наилучшему текущему времени, а посему раз от раза ваше мастерство должно расти.
На трассе сразу же бросается в глаза новшество - огромное количество деревьев и кустов по всему ландшафту. В зависимости от того, где проходит трасса, и деревья будут соответствующих пород: на юге - пальмы, папоротники, на севере - ели, сосны. Но, к сожалению, от этого основная суть всех этих "елок-палок" не меняется - они являются отличными барьерами и преградами, которые очень даже сложно объезжать, несясь по трассе на предельной скорости. Зато где еще вам удастся с ветерком прокатиться по настоящему лесу?
С прискорбием отметил одну особенность - напрочь исчезли удобные, переключаемые виды с камер, которые и составляли приличную долю прелести первого "Мотокросса". Ведь только с их помощью и можно было любоваться высоченными прыжками и полетами с разных ракурсов. Но дело оказалось не настолько печально. Просто разработчики перекинули все это дело на Numpad'овские циферки справа. При этом переключения камер не происходит, зато вы можете самостоятельно вращать единственную камеру вокруг гонщика, приближать и удалять, поднимаясь на высоту птичьего полета или опускаясь вниз. В общем, управлять мотоциклом в этом случае, конечно же, весьма неудобно, зато рассмотреть все с разных углов получается неплохо.
Но самое интересное было еще дальше. Как водится сейчас, вы можете записывать вашу гонку для последующего разбора и любования. Но главное, конечно, не в этом. Просматривая очередной заезд, вы можете просто нажать паузу, и уже затем вращать камеру куда захочется, при желании переключая ее на любого понравившегося гонщика. Надо сказать, что эти возможности впечатляют действительно сильно. Например, попробуйте остановить ролик в тот момент, когда все гонщики находятся в самой высшей точке своего прыжка, а потом на паузе (все они зависнут высоко в воздухе) по-разному крутить камеру вокруг них - зрелище, на мой взгляд, весьма достойное.
Катаясь, я обнаружил один весьма странноватый глюк. Так, после одного особенно эффектного кульбита мой гонщик свалился в сторону и отлетел черт знает куда. Я уже, было, ожидал увидеть его через пару секунд снова в седле, но, к моему неслабому удивлению, мотоцикл поехал дальше абсолютно самостоятельно. Причем он мог прыгать с горок, брать трамплины и все такое, но уже без гонщика!!! Впоследствии же, как я ни старался, повторить такой трюк мне уже больше не удавалось.
Добавилось два новых режима заездов: Enduro и Pro Circuit Racing. Но сначала пробежимся по тем, что уже знакомы поклонникам первой части (если вы себя к ним относите, то просто пропустите несколько последующих абзацев).
Итак, в Baja, как и раньше, вам следует проехать через определенное количество ворот, причем никакой четко очерченной трассы нет и в помине, так что наиболее удачный маршрут вам придется выбирать самостоятельно.
Второй режим заездов - трюковой (Stunts). Вот уж где действительно можно по-настоящему и от души полетать. Главное здесь - зарабатывать очки, которые даются за удачное исполнение трюков. Имейте в виду, если вы грамотно пролетели сотню метров кверху задом, хватаясь руками за заднее колесо, а потом грохнулись физиономией в пыль - ничего не получите. Увеличилось и количество самих трюков. Теперь их аж 18 (две специальные кнопочки в различных сочетаниях с клавишами управления мотоциклом). У меня даже фантазии не хватит обрисовать вам некоторые из них, поэтому лучше смотрите скриншоты, где я и нащелкал наиболее, на мой взгляд, эффектные "композиции". Полетав так над вершинами деревьев некоторое время, я решил, что разработчики очень зря не позиционировали свою игру отчасти и как "Flight Simulator", потому как все это уж больно похоже. Прыжки настолько высоки и продолжительны (естественно, если как следует разогнаться, да выбрать горку для трамплина повыше), что "парение" сразу на несколько сотен метров заставляет невольно задуматься о "реализме" происходящего. Нет, с реализмом-то все здесь как раз в порядке: заносы и заваливания мотоцикла, скольжения на льду или в грязи, скатывания со склонов - все как полагается, но что касается самих полетов, то создатели их все же несколько "углубили и расширили" для придания игре еще большей красочности и зрелищности.
Enduro Racing - вот именно этот новый режим и потряс меня больше всего. Дело то все в том, что теперь это уже не просто "какие-то там" гоночные трассы, а самые настоящие живые, так сказать, реальные трассы. Вам придется ездить по настоящим дорогам с плотным потоком машин, причем самых различных. Автобусы сменяют грузовики, которых в свою очередь оттесняют джипы и бензовозы. Попадаются и спортивные машины, "Мерседесы", полицейские авто с мигалками. Причем маршрут движения автомобилей проложен таким образом, что вам непременно (теоретически, конечно же - если же вы хороший гонщик, то это уже не проблема) придется с ним столкнуться - они проезжают в те же самые ворота, через которые и пролегает ваш маршрут. Машины эти едут по закольцованным и все время повторяющимся траекториям (я даже проехал за одной такой весь маршрут), но от этого повышенного интереса к ним не убывает. Смысл этих соревнований тот же, что и в Baja - проехать несколько кругов через ворота, выбирая маршрут по своему усмотрению.
Между прочим, помимо машин посмотреть здесь есть на что: высокогорные обсерватории, канатные дороги, маленькие городки с аккуратными домиками, железные дороги с проносящимися поездами, аэродромы с взлетающими самолетами, которые еще потом довольно долго и красиво парят в вышине, автостоянки, убранные поля со скатанным в стога сеном, фермы со всеми полагающимися постройками, гигантские древние пирамиды... В общем, разработчики решили, насколько могли, оживить относительно скучные ландшафты первого "Мотокросса", и им это действительно удалось. Я даже в некоторые моменты забывал о самой гонке, и просто съезжал с трассы, чтобы полюбоваться открывающимися видами. Мда... Что уж тут говорить - Motocross Madness 2 по графике опять оказался впереди планеты всей (естественно, среди себе подобных).
Еще два режима - Nationals и Supercross - очень похожи друг на друга. Только в первом случае вам предстоит ездить по трекам, созданным на открытых пространствах, а во втором - в закрытых стадионах, где слышен шум восторженных трибун, много иллюминации, а сверху даже летают вертолеты. Особенности этих соревнований в том, что вы не можете просто так взять и сойти с трассы, потому что если через пять секунд вы не вернетесь на прежнее место, то вас автоматически переправят в ту точку, откуда вы поехали "налево". О всяческих сложных трюках здесь можно тоже забыть - главное это грамотно вписываться во все холмы и пригорки, поскольку их плотность здесь многократно превышает все разумные пределы.
Ну, и последний режим соревнований - Pro Circuit предложит вам возможности карьерного роста. Здесь вы должны будете проехать 5 различных трасс, зарабатывая деньги и получая гонорары. Определенную часть заработка вам придется тратить на механиков, которые будут чинить ваш мотоцикл, и на собственное лечение, потому как за время очередного заезда вы еще не раз навернетесь, и вам потребуется медицинская помощь. К сожалению, падать здесь можно сколько угодно, да и мотоцикл от того, что вы упали на нем со стометровой высоты, хуже ездить не станет. В общем, о том, сколько именно вам будет стоить починка и восстановление собственного здоровья, вы узнаете уже на финише.
Мультиплеер здесь также остался, что не может не радовать поклонников спортивных соревнований по сети. Кстати, почему по сети? - игра поддерживает все существующие типы соединений, так что никто не останется незаслуженно обойденным. Немного расширились его возможности, и теперь вы можете не только самолично участвовать в заездах, но и создавать лиги и команды, проводить различные турниры.
В заключение могу сказать, что вы не ошибетесь, если решите ознакомиться с этой игрушкой поближе. Первый "Мотокросс" был хорош, ну а этот - хорош вдвойне, поскольку полностью оправдал все возложенные на него ожидания и даже добавил еще массу чего сверху. Теперь "Мотокросс" в исполнении "Майкрософта" стал не просто обыкновенной гонкой, а уже даже где-то красивой иллюзией того, что в реальной жизни уже практически недостижимо. Хотя во вступительном видеоролике нарезана масса особо эффектных прыжков настоящих гонщиков, но куда им там тягаться с их же компьютерными двойниками...