Одиночество на троих Человечество давно занимает вопрос одиночества. Что такое одиночество и зачем оно нужно, что чувствует человек, оставаясь совсем один в экстремальных ситуациях? Произведения искусства всех жанров пытаются всесторонне рассмотреть эту тему. Было бы странно, если компьютерные игры прошли мимо такой плодородной темы. К счастью, этого не произошло. Вспомним хотя бы знаменитую трилогию Alone in the Dark, само название которой громогласно заявляет о теме игры. Пока четвертая часть Alone in the Dark еще не появилась в продаже, Talonsoft решила порадовать истосковавшихся по ночным кошмарам любителей компьютерных игр своим вариантом под названием Martian Gothic: Unification.
Сюжет игры достаточно традиционен для фантастических ужастиков (будь то книги, фильмы или компьютерные игры). Горстка людей на далекой планете (в данном случае, на Марсе) занимается поисками внеземной жизни. После обнаружения оной связь с базой прерывается. Получив загадочное сообщение "Stay alone, stay alive" ("оставайтесь в одиночестве, чтобы выжить"), организаторы экспедиции посылают на Марс спасателей, а если быть точнее, аналитиков для выяснения причин случившегося. Спасательная экспедиция добирается до Марса и совершает аварийную посадку неподалеку от базы... Для меня здесь заключается первая загадка. Неужели состав экспедиции ограничивается всего тремя людьми? Или все остальные погибли при посадке? К сожалению, об этом история умалчивает.
Главное и возможно, единственное, достоинство игры - завораживающая атмосфера страха. Интерьеры, ракурсы камеры, фоновая музыка, звуковые эффекты и поведение персонажей - все это нагнетает тревогу и вызывает ощущение присутствия на марсианской базе Vita. Еще долго я буду вспоминать встречу с левитирующим зомби. Когда он набросился на Кензо, я чуть не упал со стула, хотя всего несколько секунд назад Кензо развеселил меня своим комментарием по поводу этого самого зомби.
К моему величайшему огорчению, создатели игры сделали несколько ошибок, в результате которых игра никогда не станет шедевром. Конечно, практически все, о чем ниже пойдет речь, по замыслу авторов должно было добавить игре увлекательности, но на деле это лишь все испортило.
Первое, с чем сталкивается играющий - это отсутствие оружия у персонажей. Никто, даже офицер безопасности Мартин Кэрн, не взял с собой оружие, отправляясь на поиски причины происходящего на базе Vita. Такое безрассудство граничит с глупостью. Экипированы спасатели так, будто они пришли в гости к соседу - кроме часов и нескольких, не относящихся к делу личных предметов вроде серебряной пули-талисмана или фотографии любимого двора, у них ничего нет. Даже радиопередатчики и те пришлось выковыривать из скафандров.
Ну что ж, отсутствие оружия должно добавить адреналина в кровь и заставить действовать более осмотрительно, полагаясь лишь на собственные руки и ноги. Не тут-то было! Желая добавить остроты действию, авторы бухнули в свое варево пару килограммов перца, другими словами, ни Мартин Кэрн, ни Юджи Кензо, ни Диана Мэтлок не обучены навыкам рукопашного боя. То ли у них есть инструкция ни в коем случае не прикасаться к обитателям базы (но как в таком случае обыскивать тела?), то ли это дело принципа ("бить человека по лицу я с детства не могу", как поет Владимир Высоцкий). Так или иначе, но единственный боевой прием, которым с одинаковым совершенством владеют все трое, это легкий удар ногой по лежащему на полу предмету. Поэтому стычки с зомби на первом этапе игры (без оружия) выглядят однообразно - либо вы успеете убежать, либо нет. Если вам не повезло, зомби начинает пить вашу кровь, время от времени отрываясь от вашего горла, чтобы сделать глоток воздуха. В эти моменты управляемый вами персонаж гордо отталкивает зомби, явно желая сказать "уйди противный, не время сейчас", после чего у вас есть около секунды, чтобы попытаться сбежать.
Но сбежать не так-то просто. Из-за стационарного положения камер не всегда понятно взаимное расположение персонажа и предметов, так что очень часто персонаж пробуксовывает, уткнувшись в какой-нибудь столик или дверной косяк, хотя со стороны кажется, что между предметом и персонажем есть необходимый для прохода минимум пространства. Особенно это раздражает при проходе дверной проем. Если к этому добавить необходимость открывать дверь и то, что через некоторое время дверь сама собой закрывается, то, попав в лапы зомби, очень часто приходится начинать заново.
Это не было бы такой проблемой, если бы не совершенно оригинальная система сохранения состояния игры, придуманная создателями Martian Gothic. Суть ее проста до абсурда - сохраниться можно, лишь используя компьютерные терминалы в самой игре. Вы находите компьютер, входите в раздел Martian Mayhem и выбираете Save. Вот и все. Не правда ли, интересная идея? Но и тут авторы игры не остановились на достигнутом - сохраниться можно лишь три раза. Так что иногда приходится начинать все с самого начала, чтобы более аккуратно использовать предоставленные три раза. К счастью, есть возможность не перепроходить все с самого начала. Для этого нужно самостоятельно удалить ненужные вам файлы состояния игры в каталоге SAVES. Не самый изящный ход, но действенный.
Оружие значительно облегчает жизнь разлученной троице, все общение которой сводится к радиопереговорам и передачи посылок пневмопочтой. С оружием в руках уже не так часто думаешь, с какого места нужно будет перепроходить, если вдруг убьют. Но использование оружия имеет и оборотную сторону. Если в момент нахождения на границе переключения камер войти в боевой режим, персонажа выбросит на другую камеру, что чревато его гибелью, если рядом находится зомби. Так что будьте осторожны.
Обстановка станции подходит скорее играм серии Alone in The Dark, чем космической станции. Слишком уж все стилизовано под старину, красиво, конечно, но, на мой взгляд, не соответствует тематике - все-таки станция Vita представляет собой научно-исследовательскую лабораторию, а не пятизвездочный отель. Возраст станции явно не соответствует реальному возрасту - базе всего несколько десятков лет, а обстановка выглядит так, будто со смерти последнего человека прошло минимум полвека - трубы изъедены ржавчиной, ковры протерлись до дыр...
Завершая обзор Martian Gothic, скажу, что если бы не вышеперечисленные недостатки, игра вполне могла бы заинтересовать широкие массы. Но, как говорится, "если" может быть много. А на данный момент после долгих часов, проведенных за игрой, у меня возникло только одно стойкое желание - выйти из нее.