Привет, любители Формулы-1! У меня для вас две новости - хорошая и плохая. Хорошая состоит в том, что вышла игра, с которой вы запросто почувствуете себя круче любого из пилотов Формулы-1. А плохая - в том, что игра эта все-таки оказалась не такой хорошей, как мы от нее ожидали...
Сознание собственной крутизны, захлестывающее игрока при запуске F1-2000 фирмы Electronic Arts, имеет следующую природу. Скажите мне на милость, кто из нынешних гонщиков Формулы-1 ездил на новой трассе в Индианаполисе? Вот... То-то и оно, что никто. И не сможет поездить вплоть до проведения Гран-При США, возвратившегося в календарь в этом году. А вы этот Гран-При США сможете провести хоть завтра, хоть сегодня, нужно только установить игру и запустить ее!
Да, Electronic Arts всегда демонстрирует нам чудеса оперативности. Она воплощает мечту поклонника любого вида спорта - чемпионат только начался, а у тебя есть игра, в которой возможно его быстренько начать, продолжить и закончить - причем с нынешними реалиями, командами, действующими лицами, практически в режиме реального времени - и то, если не хочешь опередить его, это самое реальное время!
Увы, в Формуле-1 подобных оперативно выходящих симуляторов не было. Лучшее, на что могли рассчитывать формульные фанаты - увидеть игрушку где-нибудь к концу чемпионата, да и то такое бывало редко. Часто выходивший симулятор содержал в себе реалии прошлого, а то и позапрошлого сезона. Естественно, устаревшие раскраски машин и составы команд-соперников здорово сказывались на интересе к происходящему - все время казалось, что ты отстаешь от жизни!
Но вот за дело взялась Electronic Arts - и, пожалуйста, двухтысячный год на дворе, двухтысячный и на мониторе. Все нужные лицензии куплены, все права на использование торговых марок и атрибутов Формулы-1 делегированы, и в игре нас ожидает идущий в данный момент чемпионат Формулы-1, воспроизведенный, что называется, тютелька в тютельку. Два небольших примера, свидетельствующие об оперативности разработчиков игры. В межсезонье Эдди Ирвайн появлялся на тестах в белом шлеме без рисунков, пообещав представить новый дизайн своего шлема на первом Гран-При. Однако ирландец не вытерпел и обнародовал рисунок на шлеме (изображение оскалившего пасть ягуара - в честь команды Jaguar, в которой теперь выступает Эдди) незадолго до Гран-При Австралии. И что же? В игре он есть! Правда, угадать изображение ягуара в довольно смутном рисунке на шлеме Ирвайна достаточно сложно, но это, во всяком случае, не его прежняя раскраска с двумя оранжевыми полосками.
Другой пример. Перед стартом сезона команда Arrows представила своего нового спонсора - и на презентации болид команды был целиком окрашен в оранжевый цвет. Фактически лишь за несколько дней до первой гонки команда обнародовала ту расцветку, в которой болиды Arrows ездят сейчас - черно-оранжевую. Однако в игре машины Arrows окрашены правильно.
Ну, и самый завлекательный на сегодня момент, связанный с оперативностью выхода игры - это возможность, о которой я уже сказал, возможность испытать, какова же она, трасса в Индианаполисе. Скажу сразу: трасса внутри знаменитого автодрома "Старая кирпичница" очень интересна, и ради одного этого стоит купить новую игрушку.
Однако есть и обязательная (поскольку совершенство недостижимо) ложка дегтя. Это - графика. Прежде всего, не ужасайтесь, увидев картинку на экране при первом запуске игры. Дела, конечно, плохи, но не настолько. Просто при первом запуске игра тестирует ваше "железо", делает выводы (как правило, оценивая ваш компьютер не слишком высоко) и подбирает такой графический режим, при котором машина заведомо не будет "тормозить". Но игрушка перестраховывается, делая картинку слишком уж "куцой". Поэтому не удивляйтесь, если даже на достаточно мощных компьютерах с хорошей видеокартой вы увидите пустоту в отражениях зеркал заднего вида и за окружающими трассу отбойниками.
Не поленитесь слазить в меню графических настроек и поставить более серьезный уровень воплощения графических подробностей, проследив за тем, чтобы это не сказывалось пагубным образом на быстродействии ваших компьютеров. Здесь же можно выбрать основной вид в игре - взгляд на свою машину со стороны (сверху-сзади), сидение "в кокпите" или... как это назвать-то? В игре это называется cockpit #2, но, по-моему, напоминает поездку на переднем антикрыле гоночного болида - когда перед тобой ничего нет, и ты несешься в пространстве над асфальтом с "агромадной" скоростью, умудряясь при этом как-то управлять.
С точки зрения обзорности и удобства управления лучше, конечно, выбирать внешний обзор. Но для полного "эффекта присутствия" надо сесть в кокпит, осмотреться, повернув голову налево-направо (такая возможность есть) и стартовать. Первый приятный сюрприз: болид в игре - отнюдь не статичная картинка, вокруг которой вращается окружающий мир. Машина "дышит" - поворачиваются колеса, они же ходят на неровностях трассы вверх-вниз, демонстрируя работу подвески. "Жидкокристаллический дисплей" приборной панели, как и положено на современной Формуле, расположен в центре рулевого колеса. Он вращается вместе с ним, что считыванию информации, конечно, мешает, но зато реализма добавляет. Впрочем, эту опцию вполне можно отключить.
А теперь о том, что огорчает - о графике. Как же надоели попытки авторов игр скрыть свое неумение или нежелание создать и отрендерить сложный трехмерный объект с четкими очертаниями (к примеру, болид Формулы-1), попытки замаскировать это под 3Dfx-размытостью. Но одно дело, когда дымка скрывает очертания объектов на горизонте, и совсем другое - когда этот самый объект оказывается у тебя перед носом, при этом ничуть не прибавляя в четкости! Именно такая ситуация в F1-2000. Да, раскраска болидов тут современная, но очертания рекламных надписей на них так неопределенны, что кайф от присутствия на этапе нынешнего чемпионата мира и участия в нем отнюдь не полный. Правда, выйди эта игра на другом лейбле, моего ворчания она бы могла и не удостоиться. Но Electronic Arts так приучила всех к высочайшему уровню графики своих творений на спортивную тематику, что и в новой игре от них ждали чего-то этакого. Увы, все оказалось не так здорово. Собственный уровень фирма на этот раз не выдержала.
Про поведение автомобилей можно сказать одно - авторы игры хотели, чтобы было интересно. Поэтому, хотя со стороны въедливого ценителя гоночного реализма к F1-2000 могут возникнуть кое-какие претензии (особенно, если управление осуществляется с клавиатуры, без использования джойстика-руля), в целом можно сказать: играть в игру можно и нужно.
Учтены в игре и многие мелочи, дающие возможность почувствовать аромат подлинности происходящего. К примеру, в авариях впереди вашей машины автомобиль соперника, войдя с кем-то в контакт, вдруг может подлететь в воздух, встать на два колеса или попасть в иное неординарное гоночное происшествие. Охотно отлетают при всяких коллизиях от болидов соперников (и от вашего) различные части, вплоть до антикрыльев. Они остаются лежать на "поле боя", однако, проехав по ним, нельзя заработать каких-нибудь повреждений, а жаль (ау, реализм!).
В целом, подводя итог, хочется оценить новую игрушку Electronic Arts положительно - она того стоит. Не шедевр, но шедевры не каждый год рождаются...