Безопасность - дело профессионалов Любите ли Вы комиксы, так как люблю их я? Не знаю. Во времена моего детства эти яркие истории в картинках были большой редкостью, и воплощали собой что-то запретное, обладание чем вызывало особые чувства. Как правило, такие книжки или журналы привозились из заграничных поездок и с их страниц на неиспорченный детский разум обрушивались супергерои, побеждающие монстров, роботы, сражающиеся за мировое господство и еще много подобного Action'а, который на фоне сказочно-доброй советской мультипликации просто поражал.
Кроме того, на этих незамысловатых книжках было очень легко постичь азы рисования, потому что четкие контурные изображения, лежащие в их основе, были очень просты для копирования.
Одним словом, до бурного роста и развития современной "сериальной" мультипликации и компьютерных игр, комиксы были очень занимательным и, даже полезным времяпрепровождением. Но, увы, их время постепенно уходит. Теперь в моде 3D и рисованными сценками уже никого не удивишь. А мне все-таки очень жаль, что на смену рукотворным чудесам идут более технологичные, и в то же время более бездушные и безликие, современные 3D игры и мультики.
И, видимо, такие чувства присущи не только мне одному. Потому что буквально на днях компания Red Storm Entertainment, известная своими тактическими симуляторами серии Rainbow Six, выпустила свою новую игру, полностью стилизованную под комикс.
Называется она Shadow Watch, и именно ее достоинства (т.к. недостатков в ней почти не обнаруживается) я попытаюсь донести до Вас в этой статье.
Итак, компания Red Storm, не изменяя себе, опять сделала игру о специальном подразделении войск, которое Вам и предстоит возглавить. Но на сей раз дело обстоит несколько по-другому, чем в последних выпусках R6.
Во-первых, в Shadow Watch, все события развиваются, я бы сказал, в стиле X-COM, т.е. в пошаговом режиме и в изометрической проекции. А во-вторых, возглавляемая Вами организация не ставит перед собой никаких глобальных целей (типа уничтожения мирового терроризма или наведения порядка в отдельно взятой стране), а всего лишь стремится обеспечить безопасность и успешное продвижение одного проекта, правда, далеко не второстепенного.
Таким образом, нашему взору предстает стилизованная под комикс Turn-Based, Squad Oriented Strategy (жанр, горячо любимый миллионами игроков), наполненная не только большим количеством боевых операций в городских условиях (почти Urban Operations), но и отлично запутанной линией развития сюжета.
А предыстория событий вкратце такова. Для эффективного освоения дальнего космоса встала острая необходимость в постройке глобальной исследовательской станции на околоземной орбите. Для реализации этого проекта была выбрана интернациональная организация, в дальнейшем именуемая просто Корпорацией (Corporation).
Естественно, что такой крупный проект связан всегда не только с большой ответственностью, но и с огромными деньгами. Но, там где фигурируют большие деньги, никак не обойтись без закулисной борьбы, политических интриг и даже открытых диверсий. А в таких условиях вся полнота ответственности за успешное развитие проекта, конечно же, ложится, прежде всего, на плечи службы безопасности. Которую, как Вы понимаете, и предстоит Вам возглавлять.
Весь процесс игры разбивается как бы на две части. В первой Вам предстоит, ознакомившись со сложившейся ситуацией и проанализировав доступные досье и документы, провести расследование. А во второй непосредственно заняться силовым устранением причин, приведших Корпорацию к этим проблемам.
Но на деле, все обстоит не совсем так. Эти две части плотно переплетены одна с другой, и порой, для того чтобы получить нужную информацию, недостаточно одних разговоров, потребуется и применение силы. Вот так, мягко лавируя между беседами со свидетелями, кражей документов, шантажом и прямыми атаками, Вы будете продвигаться к вожделенной цели.
Такая далеко не линейная структура игры, дает огромный потенциал повторяемости (replay ability). В зависимости от того, как Вы будете вести диалоги, и какие действия будете предпринимать потом, у Вас может радикально измениться состав и последовательность миссий, а Ваши герои получат различный боевой опыт. Да к тому же авторы и сами несколько изменяют сюжет, делая главными подозреваемыми различных персонажей игры, при каждом прохождении кампании.
Таким образом, на заявленных в игре 18 локациях, расположенных в трех регионах планеты: Гонконге, Рио-де-Жанейро и Байконуре - могут разворачиваться совершенно разные события. Например, в одном случае Вам придется штурмовать занятое террористами здание лабораторий, а в другом, наоборот, оборонять его изнутри от вторжения правительственных войск.
Всего в игре существует 8 различных вариантов боевых операций. Есть наступательные (Assault) миссии, в которых требуется уничтожить всех противников на заданной площади. Есть оборонительные (Defend), где нападают уже на Вас. А есть и диверсионные, когда требуется поставить в здании подслушивающие устройства (Surveillance) или же наоборот заложить взрывчатку (Raze).
Дальше следуют миссии, связанные с добыванием конкретных предметов или сведений. В зависимости от степени секретности они делятся на воровские (Theft), где ни в коем случае нельзя поднимать тревогу и нагло-бандитские (Raid), когда все средства хороши. И завершают общую картину миссии по захвату (Kidnap) или спасению (Rescue) конкретных персон, в них нужно не только не потерять своих бойцов, но и вывести живым конкретного индивидуума из стана противника.
Думаю, что Вам уже стала понятна общая игровая концепция, а поэтому, настало самое время познакомится с деталями. Начнем, пожалуй, с представления команды, с которой Вам придется "работать".
Каждый из шести бойцов, приданных в Ваше распоряжение, обладает яркой индивидуальностью и к тому же является узким специалистом своего профиля. Отсюда правило номер один: "Нельзя потерять никого". Смерть в бою любого подопечного является провалом всей Вашей операции. Поэтому в любой битве от Вас потребуется, прежде всего, тактика и осторожность, а уж только потом немного наглости и нахрапа. Итак, познакомьтесь с досье на свой персонал.
Ian Archer, англичанин по происхождению. Практически прирожденный лидер, отлично ориентируется в сложной боевой обстановке. Его участие в любой боевой операции может дать всей команде дополнительные моральные и тактические преимущества (например, высадка оперативников сразу с нескольких точек). А его отличное владение автоматическим оружием делает его еще и серьезной опасностью для врагов.
Bartholomew Berinsky, канадец. Мужик огромного роста, недаром прозванный за свои габариты Медведем ("Bear"). Специализируется на ближних видах боя, посему всем видам вооружения предпочитает помповое ружье. Незаменим при внезапных рейдах, т.к. способен плечом выбить практически любую дверь, посеяв панику и ужас в рядах противников. Кроме того, является экспертом по броне, и при должном развитии этой способности может значительно повысить боевые качества не только своего бронежилета, но и сделать это для всех "коллег".
Gennady Roschinko, наш с Вами соотечественник. Специалист по электронике, практически "хакер". Вместо вооружения берет с собой в миссии специальное сканирующее устройство, позволяющее "пеленговать" врагов даже в наглухо задраенных помещениях через стены. Может запросто снизить эффективность любой системы безопасности, сведя вероятность сигнализации до минимума. Кроме того, незаменим для миссий по установке подслушивающей аппаратуры.
Lily Yu, уроженка Гонконга. Специалистка восточных единоборств и тайных операций. Конечно, еще не совсем ниндзя, но уже где-то рядом. Способна не только прекрасно маскироваться, но и эффективно и, главное, бесшумно устранять охрану противника. С развитием своих способностей сможет производить предварительную разведку местности перед высадкой основных сил, что даст дополнительные преимущества в планировании операций.
Maya Knight, американка. Снайпер высочайшей квалификации, и этим все сказано. В начале несколько скованно чувствует себя в стесненных городских условиях, но быстро адаптируется. Ее меткость и дистанция поражения могут сыграть решающую роль в устранении ключевых фигур противника.
Rafael Ariano, бразилец, родом из Рио-де-Жанейро. Подрывник. Отлично справляется с взрывчаткой в любых ее проявлениях. Его гранатные удары могут послужить прекрасной артподдержкой любой атаки на укрепленного противника. Кроме того, только он способен выполнить миссии Raze по взрыву вражеских зданий.
Вот такая подобралась интернациональная команда. Пожалуй, я даже не возьмусь назвать Вам своего любимчика, уж больно хорошо выписаны все персонажи (хотя, конечно, Lily с ее кошачьей пластикой движений я чуть больше симпатизирую).
Исходя из всего вышеописанного Вы, наверняка, уже поняли, что оружие у каждого члена команды только одно. В процессе же игры Ваши бойцы набираются только опыта, который можно будет реализовать, развивая их личные способности.
Вначале у каждого бойца развит только один основной Skill, в то время как всего их может быть до 10 у каждого. Естественно, каждый "прокачивает" свое специфическое направление (Lily - единоборства и Stealth, Rafael - обращение с различными видами взрывчатки и т.п.). Единственный Skill, который есть в списке почти у всех это Accuracy (т.е. точность стрельбы).
Что ж, о людях поговорили, пора перейти и к самому процессу боя. Не подумайте, что я буду Вам описывать все подробности организации Turn-Based игры, Вы их и сами знаете. Просто есть в Shadow Watch свои находки и особенности.
Начнем с тривиальной казалось бы вещи - Action Point'ов (AP). У каждого бойца их поначалу 3. Но вот дальше начинается интересное. Количество AP варьируется на протяжении прохождения всей миссии. Оно возрастает при первом контакте с противником, при поражении врага или, наоборот, при ранении персонажа, как будто символизируя выброс адреналина в кровь. Но если Ваш герой несколько ходов бездействует, то его AP опять плавно понижаются к начальной отметке (трем, например). Таким образом, в разгар боя все бойцы становятся гораздо более дееспособными, чем в предшествующем процессе.
Дальше - больше. Кроме AP у каждого персонажа есть еще и Morale Points (MP), число которых колеблется в районе 6 и тоже может изменяться в зависимости от ситуации. Ну, так вот, пока число AP меньше или равно MP все в порядке и персонаж подвластен Вам, но стоит этому зыбкому равновесию качнуться в другую сторону, как Ваш боец тут же выходит из-под контроля.
Возможно лишь два варианта дальнейшего развития событий. Или Ваш подопечный ударяется в панику и старается отступить как можно дальше с поля боя (что ему вполне может удаться, учитывая большое число AP, если, конечно, его не добьют окончательно враги, стоящие в Cover режиме). Либо Вы станете свидетелем еще более душещипательного зрелища под названием Berserk. Ваш боец, пренебрегая всеми требованиями безопасности, ринется прямо в стан врага, круша все на своем пути (особенно крут в этом состоянии Медведь, который убивает противников чудовищными ударами ног). Порой, такие номера камикадзе и завершаются победой, но чаще все совсем наоборот - Load неизбежен.
Что еще стоит упомянуть в связи с AP/MP? Главное - это про очередность ходов. В Shadow Watch нет четкой последовательности, в которой персонажи выполняют действия в очередной игровой Turn. В начале каждого Хода составляется список всех персонажей, которые могут принимать в нем участие, затем он сортируется в зависимости от AP/MP, и строго согласно этому реестру все и действуют. Таким образом, иногда Ваши персонажи могут "ходить" все подряд (особенно часто в начале), а иногда их активные действия будут перемежаться "происками" противника. Такая легкая непоследовательность событий вносит довольно интересную струю в обычно предсказуемый turn-based бой и ставит его ближе к реальности.
Правда, несколько странно выглядит реализация системы ранений. Если в Вашего бойца попали один раз, то он переходит в состояние Bruised, после второго попадания в Wounded, после третьего... Казалось бы, все логично, но раненое состояние без изменений сохраняется до тех пор, пока Вы не возьмете его в очередную миссию, где он "поправляет здоровье" на одну ступень. Мне кажется, было бы более логичным, если бы выздоровление происходило наоборот, когда боец отдыхает, но тут у нас с авторами взгляды почему-то разошлись.
Говоря о "боевом процессе", нельзя не упомянуть о том, что авторы постарались построить его максимально интересно для любого игрока. В чем же это проявляется?
Во-первых, в трех уровнях сложности самой игры, которые Вы выставляете в опциях. На легком не только на 25% снижено количество противников, но еще и доступна функция отката на один Turn. В то же время на сложном, наоборот, число врагов увеличивается на 50%, да еще и опция Save не доступна во время боя. Так что каждый может выбрать игру точно себе по силам и по интересу.
Во-вторых, очень оригинально рассчитывается количество и "качество" противников для каждой миссии. Оно зависит не только от упомянутого уровня сложности, но и от состава группы, который Вы пошлете на выполнение задания, и вычисляется исходя из суммарного опыта, вошедших в нее бойцов. Таким образом, одна и та же миссия, пройденная зелеными новичками и элитой, играться будет совершенно по-разному. Такой способ позволяет сохранить напряженный темп игры даже при достижении Вашими бойцами высоких "званий".
И, в-третьих, авторы подумали даже о выходах из, казалось бы, тупиковых ситуаций. Например, по ходу Вашего расследования на пути неминуемо встает миссия Surveillance, а Ваш прожженный хакер Gennady еще не развил у себя способности ставить подслушивающие устройства. Что делать? Вот тут на помощь приходит Free Pass. По этой команде Вам на выручку присылают постороннего специалиста из головного офиса Корпорации, который и выполняет эту работу. Правда, при этом Ваши бойцы лишаются частички драгоценного опыта, но зато логический тупик успешно разрешен.
Таких нюансов в игре очень много. И одна статья не способна вместить их все. Но и тут Shadow Watch не оставит Вас без помощи. Игра содержит внутри себя подробнейшее описание всех игровых, интерфейсных и управленческих наработок, которые только можно себе представить.
В заключение описания GamePlay нужно еще сказать несколько хвалебных слов об AI противников. Он поистине на очень достойном уровне. В каждой противостоящей Вам группировке есть бойцы трех разных категорий.
Первые, которых я про себя называю просто "рядовые", представляют собой пушечное мясо, и эффективно действуют только в количестве.
Но зато уже следующая ступень, "офицеры", несут для Вас очень серьезную опасность. Они не только вооружены более мощным оружием, они еще способны координировать и направлять действия "рядовых", находящихся поблизости. Поэтому их стоит нейтрализовывать по возможности в первую очередь.
Завершает табель о рангах - "элита", это самые опасные противники, отлично использующие окружающую обстановку, да к тому же еще и обладающие каким-нибудь дополнительным Skill'ом, способным сыграть роковую роль (брошенной гранате иногда очень трудно противостоять).
Небольшим разочарованием стало отсутствие сетевой игры. Наверное, интересно было бы опробовать все вышеизложенные игровые идеи на живых противниках. Взамен нам предлагают, правда, интересное соревнование в Одиночных миссиях. Заключается оно в том, что после прохождения выбранной миссии генерится некий файл с лично Вашим результатом. Затем можно отдать его своим друзьям, которые должны попытаться при тех же начальных условиях (карта, задание, состав бойцов, их опыт) улучшить Ваше достижение.
Что же добавить ко всему вышесказанному еще. Пожалуй, всего три вещи.
Первая касается графики, о которой я уже упоминал. Авторам удалось сделать практически невозможное, соединить отличную комиксовую стилизацию с бесподобной анимацией персонажей. Говорят, что изначально все движения героев тоже просчитывались в полном 3D, и лишь затем были приведены к выбранному стилю. По-моему, эта задумка оправдала себя на все 100, по крайней мере, мне очень нравится то, что я вижу.
Второе замечание о музыке. В игре есть несколько отлично подобранных музыкальных тем, которые не только не мешают общему восприятию происходящего, а совсем наоборот помогают Вам влиться в процесс игры с головой (например, заглавная тема напомнила мне музыку из прекрасного кинофильма "Скала" с Шоном Коннери в главной роли).
И последнее. Об управлении. Здесь авторы тоже решили соригинальничать и практически все управление персонажами сделали с клавиатуры. Нет, не то чтобы мышь вовсе не поддерживалась, но ей можно нажимать только специально нарисованные на панели управления кнопки, практически эмулирующие нажатие клавиш клавиатуры. Не могу сказать, что такой подход к управлению показался мне не удобным, но привыкать пришлось довольно долго.
Ура, я, кажется, закончил. Выводов на сей раз не будет никаких. Мне эта игра не просто понравилась, она меня очаровала, затянула, увлекла и т.п. громкие эпитеты. Но на вкус и цвет, как известно, товарищей нам не найти, поэтому единственное, что Вы можете сделать это купить себе Shadow Watch и проверить все эти мои эмоции лично. Искренне Вам этого желаю.