Высокий, жилистый человек стоял на последних ступенях храма и, широко раскинув руки, взывал к богам, исторгая из себя странные и порой ужасающие звуки. Толпа из нескольких тысяч горожан, окружающих подножие пирамиды, молчаливо внимала его речам. Еще бы, никто не посмеет ослушаться самого Хормуаха, верховного жреца всех аксокопанов. А старец же тем временем продолжал возносить свои молитвы, и его головной убор, богато украшенный разноцветными перьями и драгоценностями, беспокойно колебался на ветру.
Подходило время таинства, которое Катапи нравилось меньше всего. Он много раз спрашивал себя: для чего все это? зачем?.. но так и не находил ответа. Обращаться напрямую к жрецам-служителям ему запрещал закон, а спросить у Хормуаха он все никак не решался. Поднявшись, Катапи перебросил из руки в руку копье с утяжеленным наконечником из свинца, поправил съехавшую набок перевязь и направился прямиком в сторону своего отряда. Только там, рядом с проверенными и надежными бойцами он мог чувствовать себя в относительной безопасности и здесь, наконец, его переставали мучить эти беспокойные, гнетущие мысли. Добравшись до лагеря, Катапи на ходу гортанно выкрикнул клич к сбору и взбежал на небольшой холм.
- Ну что, все в сборе?
- Почти, вот только Тлечлал что-то задерживается, - ответствовал ему высокий, широкоплечий воин с охапкой только что сделанных стрел в правой руке.
- Ладно, отправляемся, а он пусть нагоняет по дороге, - Катапи взял поданное ему знамя и встал во главе колонны.
В этот момент из леса на тропинку выскочило два огромных ягуара с красными горящими глазами. Из пасти у них капала кровавая слюна, из ноздрей шел горячий пар и они, словно изготовившись к гигантскому прыжку, пригнули свои морды низко-низко к земле. От обычных, диких животных их отличали только толстенные кожаные ошейники, расположенные чуть пониже пасти.
Теократ теократу волк
Теократия - real-time стратегия от Philos Labs, которая повествует о нелегкой доле народов Центральной и Южной Америки, которые в шестнадцатом веке пали под железной пятой испанских поработителей. Таким образом была разрушена целая цивилизация, целая культура, которая создавалась и развивалась не одно столетие. Формой же правления здесь и являлась так называемая теократия (theos - бог, kratos - власть (греч.)), при которой глава государства одновременно являлся и главой церкви. Конечно, далеко не все у этих древних народов было хорошо с нашей, цивилизованной точки зрения. Например, в жертвоприношениях своим богам в кровавых обрядах жрецы могли принести в жертву всего лишь на одной церемонии несколько тысяч людей, правда, для них это были не люди - всего лишь рабы.
И, тем не менее, им все же удалось создать одну из самых выдающихся и запоминающихся цивилизаций в истории. Наиболее же известной из дошедших до нас считается ацтекская культура, которая просуществовала вплоть до 1521 года, когда их столица Теночтитлан была разрушена кровожадными завоевателями. Теперь на этом самом месте находится самый большой город на планете - город Мехико. Кстати, ацтеки не вымерли, как, может быть, считают некоторые, а до сих пор проживают на южноамериканском континенте (их там порядка полутора миллионов). Мало того, они все еще пытаются сохранять свой язык, правда, со временем это становиться все труднее и труднее - он постепенно видоизменяется и преображается, впрочем, как и любой другой язык на нашей планете.
Итак, с историей, вроде бы, разобрались, так что пора переходить к самому главному и интересному (ради чего вы собственно и читаете сейчас эту статью) - непосредственно к самой игре. Моими первыми впечатлениями были исключительно положительные эмоции (позже они несколько подкорректировались и стали более разнообразными), полученные в результате просмотра ознакомительных, обучающих роликов.
Кстати, о роликах - дело-то здесь все в том, что, зайдя в "Tutorials", я уже было собрался начать обучаться передвигать войска, строить амбары и пирамиды, колдовать (во, губу раскатал-то), да не тут-то было. Все 7 ознакомительных и обучающих этапов выполнены в виде этакого "кино", в котором вам все расскажут и покажут в лучшем виде, но, к сожалению, не дадут поучаствовать во всем этом самолично. В общем, какая-то странная у них здесь система обучения.
Следующий раздел, который я почтил своим присутствием, был "Chronicles". Вот, оказывается, где собака порылась. Они просто таблички поменяли! Здесь-то вы уже, наконец, можете самостоятельно опробовать все полученные ранее знания на практике. Причем стратегий, по которым вы можете развиваться и совершенствоваться, несколько: это может быть путь торговца, вояки, священника, архитектора, капитана и героя. Естественно, что в каждом сценарии задачи и упор будет делаться только на свои, особые направления в развитии, но об этом чуть позже.
Когда же вы освоите, или хотя бы кое-как ознакомитесь с этими "Хрониками" (которые хотя и выполнены в виде больших и сложных сценариев, но все же сделаны скорее с целью тренировки и обучения перед решающим сражением, нежели для того чтобы вволю поиграть), то самое время начинать строить и развивать свою империю по-настоящему, так сказать, с глобальной широтой и имперским размахом. Называется этот раздел "Prophecy" и представляет собой собственно все то, что только может скрываться под звучным и пафосным именем "Theocracy".
Итак, начинается ваша эпопея в 1419 году от рождества Христова. Поначалу под вашим командованием всего одна провинция, но позже при помощи дипломатии или же прямого военного вторжения вы сможете поработить хоть все соседние племена. Самое же интересное начнется аккурат в 1520 году. Не догадываетесь? Подлые испанцы вероломно (причем без всяческого объявления войны) нападут на ваши территории и сотрут всех и вся в порошок. В общем, сначала все было хорошо, а потом пришли курносые идальго и все испортили. Вот так всегда. Между прочим, воевать с испанцами в несколько раз сложнее, чем с соседними, примитивными туземцами.
Мы наш, мы новый мир построим...
Заполучив в свои руки провинцию, вы (как обычно) можете строить там новые сооружения, как-то: фермы, рыбацкие хижины, тренировочные центры и школы, магические пирамиды, дворцы и т.д. и т.п. Кстати, информацию о любом юните или строении, а также методах торговли и ведения боевых действий вы можете почерпнуть из обширного раздела помощи, который поможет найти ответ практически на любой вопрос.
А что касается строительства, то здесь все довольно стандартно и не вызовет практически никаких затруднений у всех тех, кто время от времени поигрывает во все то, что имеет честь относиться к жанру RTS. Конечно, есть здесь масса своих особенностей и нюансов, но по большому счету все это не выходит за рамки обыкновенной стратегии, хотя и очень навороченной. Ресурсов здесь хватает: это камень, дерево, мясо, кукуруза, золото и драгоценные камни. Причем если фермы, ранчо (для мяса) и рыбацкие фермы вы можете строить в любой провинции, то рудники с ресурсами являются здесь все же очень большой редкостью. Отчего и со строительством большого количества зданий придется обождать до лучших времен.
Но сначала я все же хотел бы рассказать пару слов о таком явлении, на которое я здесь наткнулся, и которое меня сразу же серьезно озадачило. Дело в том, что (Внимание!) - это НЕ real-time стратегия в том смысле, которое все мы в него и вкладываем. То есть, ВРЕМЯ здесь не идет в то время (тавтология, ну да ладно), как вы направляете строителя на постройку пирамиды или же хотите обучить воинов. Все это делается, как бы на паузе - хотя все юниты будут передвигаться и вести себя, как и в любой другой стратегии. Но не будет вестись строительство, добыча ресурсов, и т. д. - хотя, как я уже сказал, все необходимые для этого люди будут с видимым и явным упорством перетаскивать туда сюда блоки, валить лес.
А для того чтобы, наконец, это чертово время пошло, надо будет выползти на экран главной карты (со всеми провинциями) и нажать на особую кнопочку. Здесь даже можно некоторым образом регулировать скорость времени, ну да не в этом дело. А дело-то все в том, что пока вы набираете дни, месяцы и так далее - вам остается только глупо пялиться в монитор и наблюдать за сменой циферок. Когда же, на ваш взгляд, пройдет достаточный период - вы снова направляетесь в свою провинцию и продолжаете раздавать указания дальше. Естественно, что к этому времени уже кое-что может и построиться, появятся новые солдаты, рабы и т.д., а может и наоборот - все остаться таким же, каким вы до этого оставили, если вы, например, неправильно рассчитали требуемые ресурсы или направили на работы недостаточное количество строителей или фермеров. Таким образом, вам придется каждый раз выходить непосредственно из игры (имеется в виду работа в провинции) и "убивать", или точнее "запускать", время.
Если же в какой-либо из ваших провинций длительное время пищевые ресурсы находятся на предельно низком уровне, да еще там, скажем, в солдатах недостаток, то она попросту может взбунтоваться и отделиться от вас без каких-либо заявлений на эту тему. Так что - будьте предельно бдительны и не забывайте время от времени глазеть на экономические параметры всех своих провинций. Сразу скажу, задача эта не из легких, поскольку только для того, чтобы перебрать пару десятков областей, придется изрядно попотеть.
Лично мне вся эта загогулина со временем понравилась не сильно, поскольку тут сам игровой процесс сильно отличается от всего того, во что вы играли до этого. Но если на это не сильно обращать внимание, то все остальное вроде бы "очень даже ничего".
Рули, как я, рули лучше меня...
Для всех работ вам потребуются рабы либо работники - здесь это, как говорят уже не только в Одессе, две большие разницы. Дело в том, что в каждом здании могут работать как рабы, так и работники, и у последних эффективность гораздо выше. Для того чтобы заполучить работников (это могут быть фермеры, строители и т.д.), вы должны будете построить специальные школы или учебные центры. Дело того стоит, поскольку специализированные трудяги, не в пример рабам, трудятся с полной отдачей. В общем, по сути - те же рабы, которые просто об этом не знают и работают, наивно веря в свою свободу. Ничего не напоминает?
Еще один любопытный момент - вы можете разжаловать любого солдата, жреца или работника в обыкновенного раба. Забавно! Еще секунду назад у вас был важный такой из себя жрец... щелк - и теперь это уже обыкновенный раб, который тут же может умчаться по своим делам.
Руководить работами в своей провинции вы можете лично, перекидывая необходимых рабов с места на место, а можете перепоручить все это дело губернатору, которого можно нанять, если у вас есть дворец. После этого остается только указать ему пропорции, которые вы бы хотели получить: что нужно быстрее и в больших количествах: еда или камень, кого тренировать в первую очередь: воинов или жрецов и т.д. И он сам уже будет перенаправлять необходимых людей куда следует. Правда, способен этот ваш ставленник далеко не на многое. Например, он не умеет вести строительство или контролировать демографический процесс, поэтому, как только ваши склады окажутся заваленными продукцией или же количество лоботрясничающих рабов перевалит за все мыслимые пределы, вам уже придется самостоятельно возиться и с проблемой перепроизводства, и с проблемой занятости.
А в это время...
- А ну сидеть! - следом из чащи выходил коренастый человек, полностью покрытый листьями и ветками, видимо, в целях маскировки.
За ним зашелестели деревья и на поляну вышли четыре раба, которые несли шест с привязанной к нему здоровенной тушей кабана. Бок у кабана был пропорот в четырех местах, из которых торчали внутренности, и медленно стекала мутноватая кровь.
- Ишь, разошлись - а ну, ко мне.
Ягуары притихли и, негромко зашикав на окружающих, неспешно, словно сохраняя собственную важность и независимость, подошли к своему хозяину, который тут же начал привязывать короткие металлические цепочки к их ошейникам.
Завидев гигантских кошечек, Катапи подошел к лесному человеку и, громко хлопнув его от радости по спине, изрек:
- Если еще раз опоздаешь, скормлю тебя этим животным.
- Да иди ты... такой кабан попался, грех упускать было, - лесовик ухмыльнулся и, весело прищурившись, рассмеялся во весь рот, обнажив крепкие и ровные белые зубы.
- Все, времени больше нет - бегом к пирамиде, - скомандовал Катапи и, придерживая одной рукой шлем, а другой знамя, помчался во главу колонны, которая уже начинала скрываться за ближайшим поворотом.
В это время со стороны храма донеслись гулкие барабанные раскаты. Церемония уже начиналась.
Хормуах уже спустился со своего помоста на одну площадку ниже и внимательно вглядывался в глаза рабов, которые длинной шеренгой стояли по обе стороны от жертвенника. В этом году урожай не удался, да и с соседями мирные отношения никак не налаживались, поэтому предстояло принести богам обильную и кровавую жертву. Хормуах, окинув взглядом рабов, переместил свой взор чуть поодаль, за них, где в ожидании казни стояли, преклонив одно колено, жрецы-служители с заточенными серпами-лезвиями. Рядом во главе своего отряда стоял и Катапи, понуро и как бы исподлобья рассматривая окружающих, как обычно, выискивая в их лицах недовольство и скрытую угрозу.
Хормуах дошел до предназначенного для него места и, вскинув руки к небу, хотел было начать кровавое действо, ради которого все они здесь сегодня и собрались, как внимание его отвлекла маленькая фигурка человека внизу, который бежал со всех ног к пирамиде. Человек этот, видимо, очень спешил, поскольку его скарб за спиной болтался всего лишь на одной лямке, да и половина грудной пластины тоже куда-то исчезла. К тому же он очень сильно рисковал, поскольку не мог не знать, что за подобное поведение во время священной церемонии с него сразу же могли еще с живого содрать кожу.
Катапи подал глазами знак своим людям, и те стали незаметно продвигаться по направлению к ступеням. Когда же незнакомец наконец-то взобрался на площадку и бухнулся в ноги верховному жрецу - вид его был просто ужасен. Хотя Хормуах и привык лицезреть людские страдания, но здесь передернуло даже его.
- Говори, - верховный жрец плавно вскинул руку и также плавно опустил ее обратно.
- Там, о, великий!.. Они... они пришли... их много, целое море... извергают молнии, громы... - посланец весь взмок и сквозь хрип и волнение пытался что-то рассказать, но ничего вразумительного у него все равно не получалось.
- Кто они? - жрец начинал понемногу терять терпение.
- Боги... боги решили посягнуть на нашу землю... они, они... огромные, страшные и в них отражается само солнце... и еще с ними огромные и ужасные создания. Нам... нам конец... мы не сможем им противостоять.
- Так, Катапи - собери, сколько можешь, людей и выдвигайся к границе как можно скорее. Возможно, Яхуны наконец-то объединились с Олмеками, и нам придется с ними сражаться, - жрец нервно хлопнул кулаком одной руки по ладони другой: - Да, и этого унесите отсюда, а то он от страха уже позабыл собственное имя и готов зайтись в истерике, едва завидев тень танцующего суслика.
Ребята, давайте жить дружно.
Развиваться в "Теократии" можно по нескольким направлениям, и здесь у вас есть определенный выбор, правда, его возможности все же существенно ограничены. Ну, во-первых, вы можете развить свою провинцию до такого уровня, что у вас будет большое количество свободных рабов, которых можно переквалифицировать в воинов. А, сколотив приличную армию, вы уже будете в состоянии захватывать одну за другой провинции соседствующих с вами племен.
Второй вариант расширения своих территорий более гуманен, зато гораздо менее экономичен. Вы ведете дипломатические переговоры и заключаете союзы с различными племенами. Правда, если вы находитесь в состоянии войны, то сначала не мешает установить нейтралитет. Для всех этих переговоров вам потребуется изрядное количество ювелирных украшений - они здесь основные заменители денег. Получаются же ювелирные украшения в специальных мастерских путем скрещивания золота с драгоценными камнями (оба этих ресурса уже можно спокойно добывать в рудниках). Единственная проблема, которая встанет перед вами при выборе второго пути развития - это финансы. Дело в том, что любой союз или альянс требует такого количество монет, которые вы не сможете заполучить за долгие и долгие годы. К тому же далеко не в каждой провинции есть шахты не только с золотом или драгоценными камнями, а даже с банальным камнем. В общем, с ресурсами здесь очень даже туго.
Зато полученная в результата подобных альянсов выгода более чем очевидна. Просто по прошествии очень непродолжительного времени некоторые из провинций того клана, который заключил с вами союз, станут вашими. Причем полностью, да еще и со всеми своими постройками и армиями. Красота, да и только. Останется только посадить туда своего нового губернатора и заниматься другими, более важными вопросами.
Перемещать войска или торговать с соседними провинциями можно с помощью караванов. Это довольно мудреный способ, поэтому для начала я бы рекомендовал собрать всю свою армию в одной провинции, а уже потом при помощи одного каравана переправить ее в стан неприятеля. Кстати, караван здесь - это не просто стада вьючных лошадей (здесь их роль выполняют ламы), а такие палатки, которые можно поставить практически в любом месте в вашей провинции. Потом следует направить в них ваших солдат, а потом уже на главной, большой карте перекинуть караван в требуемую территорию. Еще следует добавить, что на экране контроля над ресурсами нужно будет немного помудрить с продуктами и освободить некоторое их количество, дабы ваш караван по пути не сдох от голода.
Эх, навались, родимые!
Боевые действия здесь тоже вполне вписываются в понятие real-time, только есть и несколько особенностей ведения подобных операций. Для начала могу с прискорбием сообщить, что подкрепления у вас не будет. То есть то войско, с которым вы вторглись на территорию врага, будет вашей единственной надеждой и опорой. Более того, вы даже не сможете больше покинуть эту карту до выяснения окончательного победителя и проигравшего. Иными словами, если вы захотите просто уйти из этой области, то вы будете считаться проигравшим, и практически все ваше войско пропадет. Так что готовиться к подобным вторжениям следует очень капитально и основательно. Сам бой довольно банален - валимся кучей и выносим всех, кто движется. Да, уничтожать рабов вовсе не обязательно, так как они вполне безобидные, а после завоевания окажутся полностью в вашем распоряжении. Единственной проблемой могут стать жрецы, которых следует выносить в первую очередь, иначе с их колдовством вы еще порядком намучаетесь.
А еще ваши воины, впрочем, как и любые другие юниты или воины противника, могут прятаться в лесу (превращаются в цветные флажки). Обнаружить их там несколько сложнее, что является определенным преимуществом. Также в лесу можно делать засады: это если направить туда лучников и поставить им параметр "держать позицию".
Если же у вас слишком много рабов, то их можно использовать в виде "живых стен". Таким образом лучники и копейщики смогут стрелять из-за них и сведут к минимуму возможные потери.
Еще один совет: атакуя чужую провинцию, сначала посмотрите на ее экономические показатели (есть такая возможность), и по количеству добываемых ресурсов вы сможете приблизительно определить и количество армии, которая вас там и будет поджидать. Или же можно просто заслать туда шпиона. Он, конечно же, очень скоро погибнет, но до этого вы с его помощью сможете наглядно рассмотреть хоть какую-то часть его армии, а это уже кое-что.
Всего здесь имеется три вида воинов: это мечники, копейщики и лучники. Для производства первых двух надо построить специальные школы и upgrade'ить дворец, а для лучников необходимо наличие специальных мастерских по оружию. Каждый воин обладает несколькими параметрам, такими, как сила, выносливость и главное - опыт. В результате сражения бойцы становятся более смертоносными и эффективными. Естественно, что командовать солдатами удобнее всего, собрав их в несколько отрядов (здесь формаций). Каждому отряду неплохо было бы еще назначить и командира - тогда вы сможете выстраивать их по своему усмотрению. В "Теократии" разработчики пошли дальше всех предыдущих стратегий и помимо нескольких обычных построений придумали и специальную систему собственного конструирования строя.
Она здесь чем-то напоминает шахматы, только в роли фигур ваши подчиненные, которых вы можете расставлять по разным клеточкам. И во время боя или передвижения они будут по возможности сохранять такой, заданный вами порядок.
Кроме обыкновенных солдат присутствуют в этой игре и герои, правда, их роль гораздо менее заметна, чем, скажем, в том же Invictus'е. Здесь они просто несколько сильнее всех прочих и зачастую носят с собой магические артефакты, увеличивающие ту или иную способность. Но все же полагаться только на силу и крутость героев, которые к тому же встречаются не так уж и часто, я бы все же не стал. А вот для экзотики сюда добавлены ягуары - вы сможете их выращивать только после того, как захватите соответствующую провинцию. Для командования же ягуарами должны быть вскормлены и погонщики, иначе своенравные животные просто не станут вам подчиняться.
Еще надо учитывать, что, завоевывая некоторые новые провинции, вам следует выполнять определенные квесты. Или принести какой-нибудь предмет в храм, открыть ключом секретную магическую пирамиду и т.д. Если же вы по какой-либо причине этого не сделаете, то все ваши попытки по простому выносу армии противника могут оказаться просто бесполезной тратой времени.
Одна снежинка - еще не снег, одна дождинка - еще не дождь
Особой статьей в "Теократии" проходит магия и все, что с ней связанно. Здесь вы можете строить пять особых, магических пирамид: солнца, звезд, природы, духа, луны. После их постройки вы можете, принося в жертву рабов, выращивать жрецов, а чуть позже и верховных жрецов. Последние отличаются от первых тем, что способны колдовать 6 заклинаний, а не 4. Заклинания включают в себя и атакующие, и защитные, и во время боя наличие в вашей команде нескольких жрецов может подчас решить исход всей битвы.
Колдовать здесь не просто, а очень просто: главное же - это наличие для колдовства определенного сорта маны (их 5 видов, как и храмов). Для получения этой, столь вожделенной маны, надо своевременно совершать жертвоприношения. Причем чем больше людей вы отправите на верную смерть, тем большее количество жидкости накапает в специальные сосуды. Рабов особенно жалеть не советую, поскольку каждый год у вас их будет нарождаться определенное количество (зависит от размеров и численности населения в каждой провинции). И даже может наступить такой момент, что их уже некуда будет девать, потому как уже все будет построено. Направлять их на разработку ресурсов в этом случае глупо, поскольку начинает работать такая закономерность, по которой вы уже не сможете никакими средствами прокормить всех своих жителей в данной провинции.
Выход здесь один, вернее два: либо переквалифицировать излишних рабов в воинов и направить на завоевание новых территорий, либо при помощи кровожадного sacrifice'а перегнать в ману (жестоко, конечно, зато экономически оправданно).
Они нечаянно нагрянут, когда ты их совсем не ждешь...
Развиваться и строить свою империю либо при помощи дипломатических уловок, либо путем прямых военных вторжений вы сможете только до 1521 года. А потом на вас просто валом начнут накатываться испанцы. Причем каждый из них гораздо сильнее нескольких ваших бойцов. Помимо этого у них еще есть кавалерийские части, мушкетеры и самая настоящая артиллерия. Как вы думаете, какой исход будет в сражении с участием луков и копий с одной стороны и ружей и пушек - с другой? Я думаю, здесь все ясно. В общем, воевать с испанцами очень и очень непросто и, если бы не магия или ягуары, то исход всех сражений был бы предрешен заранее. А так, вполне можно "немного помучаться", пытаясь задавить неприятеля числом или используя некоторые естественные неровности рельефа. Так, например, можно расставит лучников по обеим сторонам узкого прохода в долине, и они будут расстреливать всех, кто туда сунется. Хорошо хоть применять дальнобойную артиллерию испанцы догадываются не сразу.
В общем, битва с испанцами - это венец вашего развития и настоящая проверка всей вашей империи на прочность. Все те стычки, которые вы могли ранее гордо именовать боями - ничто по сравнению с настоящими сражениями с превосходящим вас практически по всем параметрам врагом. Короче, скучно не будет...
Графика в "Теократии" очень симпатичная и вполне может составить конкуренцию подавляющему большинству современных стратегий. Конечно, до красот AOE она не дотягивает: просто здесь нет такого разнообразия в архитектуре, кругом одни пирамиды разных форм и размеров. Правда, есть и отдельные приятные моменты. Например, когда вы посылаете рабов обучаться в военную школу, видно, как они там подтягиваются, стреляют из лука по мишени или перепрыгивают через бревно с колючками.
Зато к юнитам абсолютно никаких вопросов нет. Выглядят и двигаются они, прямо как в лучших домах. Да, нигде до этого мне не приходилось воевать армиями с таким количеством солдат. А здесь же битвы в несколько сотен бойцов с каждой стороны - это вполне обыкновенное явления. Смотрятся такие батальные сцены очень даже впечатляюще (скрины не дают полной картины, поскольку все бойцы в эту мелкую оконную рамочку все равно не влезают).
Не похож он на меня, не похож он на тебя... просто он...
В итоге могу сказать, что игра получилась явно неоднозначная. Возможно, разработчики изначально замахнулись на очень многое, отчего и наблюдается подобная катавасия с "real-time'овостью". И действительно, как еще можно совместить развитие сразу кучи своих провинций? Это все равно, что попытаться впихнуть в одну игру сразу несколько сценариев из любой стратегии, и еще при всем при том умудряться всем этим рулить и управлять. Поэтому немного упрощенной оказалась система боя - здесь особо-то сильно не развернешься, и в большинстве операций выигрывает тот, кто обладает банальным преимуществом в численности. Дипломатия тоже свелась лишь к паре-тройке обычных предложений. Зато получила свое неслабое развитие магия, да и за экономикой постоянно приходится следить.
Да, с некоторыми вопросами создатели несколько переборщили и перемудрили, отчего стратегия получилась уж очень перегруженная массой лишних параметров и опций. Зато получился вполне самостоятельный и мало похожий на конкурентов продукт, который однозначно внесет новую струю в немного застоявшийся жанр стратегий в реальном времени. Поэтому если вы больше тяготеете к экономическим изысканиям, то "Теократия" вам, несомненно, понравится. Если же вы все же склонны больше воевать, нежели строить, вам придется несколько сложнее. Потому как для содержания и тренировки действительно серьезных подразделений придется освоить и всю экономическую подноготную, иначе просто ничего не получиться.
К тому же, вы всегда можете сразиться не только с компьютерным AI, но и с народом по сети или интернету (до 6 человек). Мне не представилось возможности поглазеть, на что же это похоже, но я уверен, что должно быть нечто очень специфичное.
Все. Прекращаю вас пугать и стращать всяческими выкрутасами и нововведениями об этом продукте, а скажу лишь, что играть очень интересно и захватывающе. Игрушка получилась, что надо! Красивая, большая, серьезная и навороченная.
Эпилог
Катапи стоял у опушки леса и внимательно смотрел на противника, с которым ему никогда не приходилось встречаться ранее. Огромное количество людей с ног до головы в чем-то блестящем сидели на каких-то огромных и странных животных. К тому же рядом с ними в шеренгу стояли непонятные продолговатые предметы, которые жутко слепили, поскольку сильно отражали солнечные лучи. Что это такое, было неясно, да и не его это было дело, а шаманов и жрецов, поэтому Катапи, скомандовав наступление, первым бросился в атаку.
Назначение этих предметов стало ясно, лишь тогда, когда они изрыгнули из себя огромные огненные языки пламени. Оглушительный залп пронесся над головами атакующих, и в тот же миг круглые металлические шары стали сыпаться на индейцев, пробивая в их строю бреши и создавая завалы. Одно такое яйцо упало справа от Катапи и в мгновение ока превратило в кашу тех людей, которые бежали с той стороны. Катапи обдало землей, сбило с ног, и на него посыпались останки тех, кто лишь мгновение назад был гордостью и надеждой его отряда.
Полуоглушенный он выполз из-под завала и, немного шатаясь, посмотрел в сторону неприятеля. Дым немного рассеялся, и теперь отчетливо было видно, как масса людей верхом на странных животных, словно лавина, несется вниз по склону, сметая все на своем пути. В руках у всадников были длинные мечи и дубинки, которые они зачем-то прикладывали к плечу. Вскоре стала понятна и эта хитрость.
Из дубинок с резким хлопком появлялся дымок, и в тот же момент кто-то из аксокопанов вниз по склону валился замертво. Вскоре уже только немногочисленные группки индейцев продолжали атаковать и оказывать хоть какое-то сопротивление магических пришельцам. Катапи с трудом поднялся и, исторгая из себя дикие боевые кличи, ринулся вперед. Скоро дорогу ему преградила парочка пришельцев на чудовищных монстрах, и Катапи даже не успел как следует замахнуться, как одна из бестий сбила его с ног, а другая раздавила с чавкающим хрустом грудную клетку, наступив на него своим тонким и острым жалом.
Вечерело... Катапи лежал на земле, широко раскинув исковерканные руки, и мутным взором смотрел прямо на небо, по которому плыли рваные облака и густые клубы черного дыма. Звуки битвы потихоньку стихали вдали и на поле слышались только всхлипывания и стоны раненых, которым только каким-то чудом удалось уцелеть в недавней бойне. Мысли потихоньку отдалялись и тускнели, наконец, и голова с тихим шорохом сползла набок и зрачки заволокла поволока. Теперь уже стеклянным и бессмысленным взором Катапи как бы продолжал смотреть на чернеющий вдалеке лес, на переливающееся вдали бардовое солнце, на кровавое марево над ним.
Это был закат... закат великой Империи... закат целого мира.