Всем бояться! - Русские идут... Постоянные военные катаклизмы, террористические движения, рост и усиление агрессивности националистических организаций на постсоветском пространстве - все это сейчас является излюбленной темой в различного рода военных играх. То с какого-нибудь склада в Урюпинске украдут из-под носа горе-охранников атомные боеголовки, то Россия вдруг, ни с того, ни с сего, начнет нападать на своих соседей, затеяв очередную заварущку, гордо именуемую "третьей мировой войной". Именно так и случилось в новом летном симуляторе от Microprose - Gunship!
Видимо, скудность идей и подвигла разработчиков обратиться именно к такому развитию событий. Россия нападает на Польшу, Румынию и Словакию, и доблестное НАТО, стоящее, как водится, на страже мировой безопасности (вообще-то, в последнее время в поведении этого альянса все больше необоснованной агрессии, нежели действительно разумной и взвешенной мировой геополитики), наносит ответный удар. Естественно, что его несокрушимость и мощь не оставляют российской стороне практически никаких шансов. Вот так вот, не больше, не меньше. Да уж, американцев хлебом не корми - дай только залезть в какую-нибудь очень горячую точку, хорошенько там все разворошить и потом еще всех окончательно спасти. Ну, да ладно, оставим "хитросплетения" этого сюжета на совести тех, кому и было поручено этим заниматься.
А теперь начнем разбор полетов с режимов, которые здесь имеют место быть. Для тех, кто не любит заниматься всей предполетной подготовкой, имеется быстрый старт (здесь это "Fly Now"), где вы сразу же, без длительных и нудных нравоучений, оказываетесь в кабине, и начинаете свой бесконечный полет. Но я бы все же не стал так неосмотрительно бросаться в омут, не зная, что же там может копошиться. Поэтому самым разумным, на мой взгляд, будет посещение тренировочного центра.
Здесь вам подробно расскажут обо всех особенностях управления и вооружения, необходимого поведения в момент тех или иных виражей и т.д. Причем, даже миссии здесь разбиты именно по принципу отработки определенных операций: полет, отработка боевых ударов, рейд... Кстати, при пояснениях по управлению и выполнению тех или иных маневров, мне почему-то сразу же бросилось в глаза то, что очень уж много здесь уделяется внимания управлению именно джойстиком, и куда как меньше клавиатурой. Оказалось, что все это было очень даже неспроста.
Выяснилось это уже во время полетов. Дело в том, что физическая модель поведения боевой машины в воздухе отработана очень неплохо, и вертолет очень чутко откликается практически на любое нажатие кнопочек или движения мышью. Понятное дело, что мышь очень слабо напоминает джойстик, в чем я в очередной раз и убедился. Но не все так печально, на самом деле. Просто здесь можно подстроить поведение вертолета под себя, чем я и занялся после нескольких, прямо скажем, не очень удачных первоначальных попыток оседлать воздух.
Кстати, вы можете выбрать стиль управления из нескольких вариантов: симулятора, action и чего-то среднее между ними. Также здесь присутствует и множество других параметров по поведению оружия и реакции вертолета на попадания ракет (желающие могут поставить, к примеру, бесконечные боеприпасы, неуязвимость и т.д.), выбора "крутости" противников. Можно даже здесь особо не мучиться, и сразу же поставить одну из трех предлагаемых моделей реализма - а уж компьютер сам распределит все параметры в соответствии с вашими притязаниями.
Для проверки всего, на что способна машина в воздухе, я специально выставил все по максимуму и попробовал немного полетать. Скажу сразу - это было нечто. Ни с какими Comanche'ами этот полет не сравниться даже близко. Машина реагирует даже на малейшие колебания мыши, отчего ее, родимую, начинает переворачивать и крутить, прямо, как бог черепаху - под любыми углами и в любую сторону. Мне даже удалось полетать немного кверху колесами и книзу винтом, правда, это продолжалось очень не долго. В общем, ощущения от реализма полетов здесь более чем впечатляющие. Как говорится, замучаетесь пыль глотать.
После всех этих выкрутасов и финтов, предназначенных, скорее всего, для истинных сторонников "настоящего реализма", я спустился-таки на грешную землю и убрал все эти заморочки куда подальше, потому как без них управление уже не доставляет столько хлопот и неудобств. После этого мне еще пришлось командовать второму пилоту о неоднократном снижении скорости, чтобы полет был более или менее нормальным. Еще один совет - для более устойчивого положения вертолета в воздухе можно включить контроль высоты и отклонений. В таком случае, машина уже не сможет просто завалиться на бок и резко, ни с того, ни с сего, сместиться с избранного и утвержденного курса.
Управление машиной - далеко не все, чему вам здесь придется научиться. Помимо обычных опций управления и вооружения, карт и навигационных приборов, существует еще и специальное меню, вызываемое tab'ом. А уже в нем вы можете определять приоритеты полетов, отдавать приказания о поведении машины в воздухе - это может быть что- то типа режима "поиска и уничтожения", "погони", "исследования" и т.д. Второй пилот при этом (в некоторых случаях) будет рапортовать о возможности или невозможности выполнения заданного действия. В этом же меню можно также отдавать приказы артиллерии, только предварительно нужно поставить на карту местоположение предполагаемого удара (7), выставлять приоритет целей. Так, после подобных ЦУ, ваш второй пилот сам начнет искать (и информировать вас об этом) цели из заданного класса.
Еще одна немаловажная опция - это контроль над прочими вертолетами из своего звена. Им можно раздавать приказы такого рода: стрелять по собственному усмотрению, отставить огонь, идти к следующей точке, продолжить выполнение миссии и другие. Надо сказать, что ваши напарники очень грамотно себя ведут, и к тому же весьма неплохо поражают цели противника.
Режим одиночных сражений предлагает вам возможность выбора из двух десятков битв, где вам предстоит выполнять самые различные задания, начиная от защиты и конвоирования транспортов, проникающих рейдов в тыл врага и заканчивая поддержкой наземной атаки или прикрытия отступления с воздуха. Продолжительность миссий приближена к реальным условиям, поэтому только для того чтобы долететь до очередной цели вам придется провести в воздухе порой минут 10-15. А уж на облет всех точек и выполнение всех поставленных заданий может потребоваться целых полчаса и более.
Помимо обычных, миссионных заданий, есть здесь и некие закосы под мультиплеер, где вам предстоит в воздушных боях вести deathmatch с армадой вертолетов из армии противника (русские против американцев или англичан). В открытом поле это еще куда ни шло, а вот вы попробуйте побегать за чужими "коптерами" в городе, между домами...
Полетать же вам здесь дадут на таких машинах: Apache, Tiger, Longbow и даже на советском Ми-28 (в американской классификации он носит гордое имя Havoc - "Разрушитель"). Каждая модель вертолета ведет себя немного отлично от других, но все же, думается, далеко не так, как это происходит на самом деле.
А вот больших и полноценных кампаний здесь не две, как обычно, а целых пять, причем две из них за американцев (мания величия, видать, задавила). Еще есть англичане, немцы и, (держитесь за стул!) - россияне. Вот уже где можно как следует оторваться, и припомнить-таки нехорошим западникам все их прегрешения и доставшую уже пропаганду. Еще одна приятная особенность - вы будете слушать переговоры и приказы именно на том языке, за кого вы будете воевать в данный момент. Конечно, английская или немецкая речь забавляют не сильно, а вот русская - это уже от души. Даже создается такое впечатление, после прослушивания всех этих переговоров по рации, что действительно идут очень активные и жаркие боевые действия, настолько все это грамотно смоделировано.
Кстати, после выбора кампании (до того, как начнете летать), вам еще надо будет укомплектовать вертолет вооружением (в какие отсеки и сколько каких ракет закладывать), проложить или подкорректировать предстоящий маршрут по waypoint'ам, и даже подобрать (из нескольких предложенных) команду из двух человек для каждого из вертолетов, которые вместе с вами отправляются на задание (максимум пять вертолетов поддержки). В дальнейшем это скажется на маневренности и эффективности того или иного экипажа - просто некоторые пилоты уже участвовали в боевых действиях (даже имеют награды) и уничтожали вертолеты и танки, другие же еще нет.
По части графики Gunship! даст много очков вперед всем прочим летным симуляторам. Очень красочная, реалистичная, выполненная с любовью даже к малейшим деталям, модель вертолета (можно даже прочитать надпись "US ARMY" на ракетах НАТОвских самолетов), большие и удачно прорисованные ландшафты, десятки разнообразных единиц боевой техники противника, которые все же придется по большей части рассматривать с очень приличного расстояния, создают ощущение реальности происходящего. Есть здесь и не просто отдельные постройки, типа высоковольтных вышек электропередач или одиноких домиков, но и даже целые небольшие города со своими улицами и площадями. Полеты в городе требуют особой сноровки и опыта, иначе вы все время будете врезаться в стены домов и, в конце концов, отправитесь на кладбище. Для усиления эффекта от всех этих наворотов добавлены еще и погодные условия: сильный туман, облачность или проливной дождь.
Различных видов же здесь несколько - это и обычный вид сзади, вид из кабины (саму кабину можно убирать, и получается вид во весь экран), у окошка пулеметчика (для прицельной стрельбы по близкорасположенным танкам).
А вот об одной такой камере мне бы хотелось рассказать поподробнее. Когда я нажал кнопочку "F9", то подумал, что это всего лишь еще одна камера, которая сама выбирает наиболее удачные ракурсы с видами вертолетов, следует за ракетой до цели, эффектно сменяет заставки, но... но все оказалось совсем мне так. На самом деле - это оказался особый такой автопилот, причем сразу всего на свете. Мой вертолет, после нажатия этой заветной кнопочки, сам отправился по заданному в миссии маршруту, сам же начал, где нужно, останавливаться и уничтожать технику противника. Мало того, так он еще взялся командовать и вертолетами поддержки, отдавая им приказы - к какому месту подлететь и кого атаковать. Круто, черт возьми. Мне же оставалось только наблюдать со стороны и восхищаться его профессиональными действиями.
Да, и не думайте, что это навсегда - в любой момент вы можете перехватить управление в свои руки, просто переключившись на любой другой вид. Но, согласитесь, что подобные "самостоятельные" маневры все же не могут не заинтересовать. К тому же, все подрывы танков и самоходок в этом режиме смотрятся куда как грамотнее - даже где-то картинно. Короче говоря, если вам надоело летать самому, или же хочется понаблюдать за тем, как это следует делать по-настоящему - вы знаете, что нажимать.
Любители игры по сети не остались обойденными и на этот раз. Потому как здесь предусмотрена поддержка различных типов соединений, и вам уже не придется сожалеть о том, что "весь этот смак" закончится с окончательным прохождением всех кампаний и миссий. Так что, смазывайте лучше джойстики и тщательнее прочищайте мыши - вас ждут великие испытания.
Закругляясь, хочу отметить, что Gunship! скорее ближе к профессиональным симуляторам, нежели к аркадному типу. Модель поведения и управления вертолетом здесь гораздо сложнее и более развернута, чем в серии тех же Comanch'ей. Правда, окончательному утверждению этой игры, как профессионального симулятора, мешает просто масса параметров. Взять хотя бы некоторые маневры в воздухе, которые уж точно, ни в жизнь, не сделать ни одному вертолету, возможности многочисленных столкновений с землей, стенами и деревьями до того, как вы окончательно взорветесь и т.д. Но, скорее всего, разработчики, к этому и не стремились.
И все же, я бы рекомендовал эту игрушку всем поклонникам боевых леталок. При желании из нее можно сделать нормальный летный симулятор или, наоборот, несколько упрощенный и более кровожадный action. В общем, каждый сможет найти здесь для себя что-нибудь интересное, ведь игрушка получилась очень занимательная, многогранная и далеко не такая простая, как может показаться на первый взгляд.