Трудно быть... ангелом Компания Shiny еще не выпустила ни одной заурядной игры, и, похоже, не собирается терять свои новаторские амбиции и впредь. Достаточно хоть краем глаза взглянуть на их новый проект Messiah, чтобы понять - эту игру придется оценивать as is, т.е. сравнить новое произведение опять совершенно не с чем...
Впервые в истории жанра Action главным персонажем игры становится не супермен с горой мускулов и тонной оружия, а совсем наоборот, маленький и практически беззащитный ребенок. Но у этого голопузого малыша имеется весьма влиятельная "крыша" в лице самого Господа Бога, который, однако, не изменяет своей обычной манеры поведения и помогает Бобу (так зовут нашего героя) практически только советом. Правда, ангелы, даже будучи сброшены с небес на землю, не столь беззащитны, как может показаться на первый взгляд. А ведь персонаж нашего повествования, Боб - именно ангел, хоть и начинающий.
Срочная командировка из райских кущ на греховную землю его явно не радует, но идеям своего начальства очень трудно противиться, особенно если вспомнить, кто у Боба начальник! И вот, по смелой задумке руководства, наш весьма не окрепший в ангельском мастерстве герой буквально падает на Землю, для наведения на ней божественного порядка.
То, что предстает перед глазами новоявленного Мессии, может повергнуть в ужас и видавшего виды человека, а не только молоденького ангела. Земные обитатели погрязли в войнах, насилии и коррупции. Для большинства обитателей мир превратился в тюрьму строго режима, где кучка высокопоставленных олигархов проводит в жизнь свою политику силы. А несогласных ждет либо смерть, либо жизнь вечных изгоев, влачащих свое существование в системах подземных коммуникаций городов.
Слово Божие уже не имеет практически никакой силы и власти. Люди настолько отдалились от своего создателя, что появление милого ангелочка вызывает в них не духовный подъем, а совсем обратную реакцию - желание поскорее уничтожить столь странного обитателя их мира. А посему попадаться на глаза не рекомендуется никому, иначе божественная миссия будет провалена моментально.
Как же вести себя в столь опасной ситуации? Остается тактика маскировки и партизанской войны, и для этого у Боба есть все козыри на руках.
Во-первых, он мал да удал. Быстроте его движений может позавидовать практически любой земной обитатель. Убежать от пули, конечно, и ему не по силам, но вот быстро спрятаться или увернуться, это легко.
Во-вторых, хоть крылья нашего ангелочка еще и не окрепшие и "воспарить, аки птица" он пока не может, он вполне способен очень легко планировать с большой высоты, да к тому же еще и совершать "перелеты местного значения" (больше похожие на высокие прыжки с маханием крыльев).
И, наконец, в-третьих, главное, наш герой способен вселиться в тело любого живого персонажа в игре(!). Эта способность позволяет Бобу не только незамеченным проникать практически в любой стан врага (нужно лишь выбрать правильное тело), но и использовать оружие, которым владеет его подопечный.
Главная сложность заключается в эффекте внезапности. Вселяться в тело нужно как можно незаметнее для окружающих, иначе "друзья пострадавшего" моментально превратят Вашего носителя в кровавое решето. Но уж если Вы тайно проникли в чье-то тело, то дальше уже никто не сможет отличить "зомбированного" Вами индивидуума от нормального.
Каждый обитатель мира обладает свойственными только ему навыками и свойствами, и именно их нужно постараться использовать Бобу для продвижения к цели. Так, например, ремонтный рабочий прекрасно может починить заклинивший лифт и способен проходить в большинство мест без ограничений, но зато не имеет права носить никакое оружие. И если Вы нарушите эту заповедь, и, поддавшись соблазну, подберете с пола какое-нибудь ружье, результат не замедлит себя ждать - придется срочно искать нового "донора".
Таким образом, Вам предстоит не только выяснить законы, по которым существует прогнившее до корней земное общество, но и постараться их по возможности соблюдать. В противном случае Ваша миссия обречена на провал с самого начала.
Подтверждением этих слов может служить простое замечание, что в мире Messiah все происходит по-честному и один выстрел в голову способен убить даже самого тяжело вооруженного полицейского, а это значит, что открытой конфронтацией здесь практически ни одна проблема не решается. И хотя не всегда можно решить поставленные Богом задачи мирным путем, пытаться избежать насилия нужно в большинстве случаев (хотя бы ради собственного "долголетия").
С этого места я затрудняюсь точно описать Вам дальнейший ход приключений нашего героя, так как все будет зависеть исключительно от конкретного выбора тел и Вашего поведения в них. И хотя некоторые ключевые места в игре можно пройти только в совершенно конкретном обличии, вариантов решений все равно остается очень много.
Для полноты картины добавлю еще несколько общих замечаний о "искусстве вселения".
Во-первых, тело любого несчастного автоматически превращается в некое подобие Armor для нашего героя, т.е. пока тело живо ангелочку внутри него ничего не угрожает, а как только оно умирает, наш герой автоматически выселяется (это утверждение неверно только на высшем уровне сложности Messiah, где гибель тела смертельна и для Боба).
Во-вторых, это же тело может послужить и "походной аптечкой", попав в нового обитателя Боб, моментально восстанавливает свои силы (залечивает раны) за его счет.
И, в-третьих, в зависимости от выбранного уровня сложности процесс проникновения в тело может иметь различную сложность. Так на легком уровне Вы сможете "запрыгнуть" в жертву с любой стороны (даже прямо в лоб), а на уровне messiah, для этого остается только 90 градусный сектор со стороны спины. Эта разница в значительной степени может повлиять на стиль игры, т.к. в последнем случае непредвиденная потеря тела в бою практически всегда означает и гибель самого персонажа.
Двигаемся дальше. Что именно придется делать Бобу, ему рассказывают буквально на ходу. Громогласный голос сверху сообщает ему новую информацию и ставит новые локальные задачи. Несколько странно выглядит столь непродуманная операция, затеянная самим Создателем, ну да ладно, простим ему, видимо, у него было еще много срочных дел.
Наведение порядка в столь запущенном случае, коему мы становимся свидетелями, попав на Землю, точно не обойдется без стычки с главным противником начальства (т.е. с Дьяволом), или, по крайней мере, с его земными прихлебателями. Так что запасайтесь крепким телом и терпением - работа нашему Мессии предстоит поистине титаническая.
Теперь несколько слов об Action составляющей игры. Без боев и убийств в наведении порядка не может обойтись даже посланец самого Создателя. Единственным утешением на этом пути может стать мысль, о том, что все убитые Вашей рукой люди были прожженными грешниками, и все эти жертвы положены на алтарь правого, божьего дела. Где-то это уже было, не правда ли?
Практически все действие в игре происходит с видом от третьего лица, а значит и поединки носят в основном полуавтоматический характер. Все оружие в режиме готовности самостоятельно наводится на ближайшую к нашему герою жертву, и от Вас потребуется только нажать на гашетку и постараться побольше маневрировать (этот вид боя напоминает по своим принципам старого доброго Tomb Raider'а, с той лишь разницей, что наше тело почти так же уязвимо, как и тела врагов).
Кроме такой, почти бездумной бойни, многие персонажи (в частности все полицейские) в игре обладают снайперским прицелом, который позволит Вам поразить врагов точечным выстрелом в жизненно важный орган по своему усмотрению (чаще всего это бывает голова, но выстрел в пах не менее смертелен, поверьте).
Каждый персонаж может нести только один вид оружия и еще что-нибудь из гранат. Но зато на поле битвы можно легко найти и более совершенное оружие, оставленное кем-нибудь из убитых. Такой подход добавляет игре реалистичности, и позволяет легко оценить огневую мощь противника с одного взгляда.
Заключительным штрихом к Action портрету игры станет упоминание о том, что большинство персонажей в дополнение к оружию еще владеет и приемами рукопашного боя, которые иногда могут стать единственным способом бесшумного устранения противника. Особенно красиво выглядят удушающие приемы полицейских, если подобраться к жертве со спины.
Теперь настало время поговорить о графике. С одной стороны то, что предстает перед нашим взором в Messiah, выглядит очень и очень впечатляюще. Хоть авторы и не используют сверхмодные сейчас кривые поверхности, дизайн уровней и качественно подобранные текстуры делают "игровые картинки" завораживающе красивыми. А если дополнить это очень качественной анимацией и прорисовкой всех персонажей, то можно было бы поставить графике оценку отлично. Но...
Главным недостатком графики Messiah служит "сырость" того движка, на котором все строится. Он, конечно, очень революционный и имеет массу достоинств, но, к сожалению, все это дополняется еще и массой проблем практически со всеми современными видеоускорителями (начиная с Voodoo 3 и заканчивая GeForce). Не буду описывать Вам способы борьбы с теми или иными ошибками, для этого на сайте разработчиков открыт специальный раздел Troubleshooting, где Вы сможете по достоинству оценить масштабы этой "графической катастрофы".
Безусловно, скоро выйдут патчи, исправляющие большинство графических проблем, но, к сожалению, такая, мягко говоря, "нестабильность" сильно смазывает весьма позитивное впечатление от игры в целом.
Попробую в заключение добавить еще одну небольшую ложку дегтя. Игра, безусловно, станет хитом, но есть ряд моментов, которых, на мой взгляд, ей не достает или просто можно было бы сделать по-другому.
Во-первых, мне сильно не хватало размаха и свободы (такой, как была в играх Omikron или Outcast). При том, что мир придуманный авторами весьма цельный, к сожалению, большинство задач игры решается в достаточно ограниченном наборе помещений, и после их прохождения путь туда отрезан для Вас навсегда. Авторы весьма логично мотивируют все эти переходы и этапы, но все равно для Adventure составляющей игры такая дискретность - большой минус.
Во-вторых, местами авторы перегнули палку с количеством Action'а. Конечно, это интересная вещь, но в том полуавтоматическом виде, о котором я упоминал выше, в больших дозах это уже утомляет. Да и сложность прохождения некоторых мест просто зашкаливает.
Кроме того, авторы не смогли удержаться от включения в игру чисто аркадных моментов, связанных с замысловатыми прыжками и полетами главного персонажа. Опять-таки, все зависит от дозы, но если есть ключевые места, на которые я смог забраться только с 10-20 попытки, то это снова сбивает и темп, и общий настрой игры.
Таким образом, я считаю, что стоило бы еще сильнее сместить акценты в приключенческую сторону, от чего игра бы только выиграла. Но не подумайте, что это недостатки Messiah, это скорее просто критические замечания игрового эстета.
Вывод не прост, а очень прост: эту игру обязательно нужно увидеть. Просто потому, что ничего подобного Вы раньше не видели. Компания Shiny очередной раз доказала свою неординарность и выпустила в свет продукт, разговор о котором еще только начинается. Поэтому спешите, если Вы еще не купили этот продукт, а то скоро Вы уже не сможете поддержать жаркие дискуссии, которые обязательно разгорятся вокруг этой игры.